Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

Беляева Н.Г.(Мотивационные характеристики лидера способы развития лидерской мотивации) .doc

— 6.77 Мб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНОЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЕГУ)

 

 

 

Специальность: Псих_псих-менедж "Психология"

Специализация: Психология труда и организационная психология

 

 

Беляева Наталья  Геннадьевна

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    УФА 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование психологических особенностей мотивации лидерства у подростков……6

1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9

1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21

2. Экспериментальное исследование  психологических особенностей мотивации личности у подростков….................................................................29

2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33

2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53

Заключение………………………………………………………………..56

Список литературы……………………………………………………59

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. С точки зрения развития подростковый возраст характеризуется  как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.

Для внутренней позиции подростка становится очень  значимой новая потребность - найти  и занять удовлетворяющее его  положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет  к повышению реакции конформности подростка по отношению к референтной группе (стремление ничем не выделяться в среде сверстников, быть "как все"), к усилению реакции группирования (стремлению подростка в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще - более популярному, преуспевающему, лидеру). Чувство принадлежности к "подростковой" общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. В этой ситуации лидер становится референтным лицом, имеющим наибольший авторитет и популярность. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы. О значительных воспитательных возможностях лидера говорит ряд исследователей (В.Г. Евстратов, А.Г. Колденкова, Е.М. Зайцева и др.). С.И. Жигулев, в частности, отмечает, что возникновение групповых норм, их укрепление и самосодержание часто связано с лидирующими в группах личностями.

Лидерство нашло  широкое применение и достаточно активно изучается, но не все его  аспекты затрагиваются.

Недостаточно  рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности мотивации лидеров в разные возрастные периоды. Так, например, не изучена мотивация лидеров мальчиков и девочек подростков. В наше время существует достаточно большое количество литературы по лидерству, так как и по мотивации и по подростковому возрасту в частности. Но пока что нет литературы, которая бы комбинировала эту проблематику. Так, мотивация лидеров изучается в основном в сфере политической психологии, а гендерные аспекты лидерства чаще всего в области управления организацией.

Актуальность  выбранной нами темы обусловлена  недостаточной разработанностью данной темы в современной психологии и  педагогике, а также отсутствием  комплексных рекомендаций по формированию мотивации лидерства у подростков.

Объект исследования: мотивация лидерства у подростков.

Предмет исследования: психологические особенности мотивации  лидерства у подростков.

Гипотеза исследования: психологические особенности мотивации  лидерства подростка определяют его успешность во взаимоотношениях со сверстниками; нет значительной разницы между мотивацией лидерства у мальчиков и девочек.

Цель исследования: изучить психологические особенности  мотивации лидерства у подростков.

Задачи исследования:

провести теоретический  анализ литературы по исследуемой проблеме;

выявить психологические  особенности мотивации лидерства  у подростков;

определить  особенности межличностных взаимоотношений  подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;

разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются теоретические и экспериментальные  исследования категории "лидерство" З. Фрейдом, А. Адлером, К.Г. Юнгом, А.Маслоу.

Реализация  поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; количественный и качественный анализ данных.

База исследования: МОУ СОШ №1 города Октябрьский.

Практическое  значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по мотивации лидерства у подростков.

Предложенный  комплекс рекомендаций может быть использован  как практическими психологами, так и педагогами школы.

Надежность  и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением  методик, адекватных цели и объекту  исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.

Структура курсовой работы содержит: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

 

1. Теоретическое исследование психологических  особенностей мотивации лидерства  у подростков.

 

1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях.

 

Объяснения  природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации "комплекса Наполеона"; Йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по проблематики франко-фуртской (Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм), анализировавший факторы взаимодействия лидеров и их последователей, механизмы формирования лидерского влияния; в социальной психологии масс (Г. Тард, Г.Лебон), где лидер предстает как гипнотизер, вожак толпы, умело использующий механизмы массового заражения, убеждения и внушения [10, с. 91].

Так или иначе, но проблема обретения лидерских  способностей через определенную просвещающую модель всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков. В этой связи можно выделить теорию общих черт лидерства, зародившуюся в 20-40-е гг. XIX в. И представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств. Данная теория основывается на психодиагностическом тестировании личности, определение лидерских предпосылок характера испытуемого. И хотя четкое объяснение наличие в характере человека тех или иных задатков превосходства и находится в области туманных рассуждений, но, тем не менее, допустимость эмпирического измерения лидерского потенциала и не наличие ряда коррекционных процедур по его "наращиванию" позволяет причислить данную теорию к разряду "раскрывающих загадку" феномена [4, с. 78].

Эта теория находит  отклик в концепциях современных авторов при определении того, что было названо Л. Стаутом "лидерским капиталом", т.е. совокупностью "личностных качеств и талантов, позволяющих лидеру эффективно вести за собой окружающих".

В конце XIX –  начале XX в. большое распространение  получают поведенческие теории лидерства, концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манере поведения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороны окружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случае строилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, а также индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своего руководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, таким образом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другими словами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческий аспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р. Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и др. [8, с. 56].

Еще одним вариантом поведенческой теории можно признать получившие широкое распространение во второй половине XX в. атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х. Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). основное значение в них придается степени свободы лидера, находящихся в прямо прямопропорциональной зависимости от ожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль в моделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения [15, с. 47].

Обратный поворот  проблемы – влияние лидера на поведение  группы и формирование соответствующих  лидерскому замыслу последствий, поднимается  в рамках мотивационной теории лидерства, разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерства исследуется в рамках бихевиористской дихотомии "стимул – реакция".

Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли  и др.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодного обмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя, получая за это определенную форму вознаграждения - группу, организацию, социум. В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет свое значение, становясь равноправным партнером трансактности. Наиболее показательной в этом смысле предстает операциональная концепция лидерства Дж. М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидер трансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных форм согласия лидера и его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействии его на группу, второй предполагает творческое изменение окружения, выражаемое в развитии каждого члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия [6, с. 34].

Изучение преломления  лидерского потенциала в связке с  его окружением предопределило развитие целой группы ситуативных теорий (Е.Уэсбур, Дж. Браун, К.Джибб), акцентрирующих внимание на социальном контексте, порождающем  лидерские качества или порожденном в результате новаторских инициатив лидера.

Поворот в сторону  рациональной основы лидерского поведения  происходит в 80-90-е гг. XX в. В русле  ценностных моделей лидерства (К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С. и Т. Кучмарские). Здесь  основное значение в формировании команды лидера придается уже не эмоционально-личностным контактам, а совпадению индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем. Взаимодействие осуществляется не столько на основе поведенческого доминирования лидера, сколько на осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер - это тот, кто с одной стороны, перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой - предпринимает попытки его разумной коррекции путем конструирования и внедрения ценностно-нормативного ядра [8, с. 57].

Таким образом, лидерство – это искусство  влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь  нужных целей. Люди следуют за лидером  потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении - это способность властвующего субъекта ("верхов") заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть - это готовность "низов" подчиняться "верхам".

Представляется, что внимание к феномену лидерства  не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается  интегратором целого ряда серьезных  проблем современной системы  образования. В частности, резко  возросшая преступность на фоне соперничества между подростками. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.

 

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства.

 

Межличностными  называются сугубо личные отношения  и связи между отдельными членами  группы, независимо от условий и  характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. Различают два вида чувств, возникающих у членов группы по отношению друг к другу и придающих особый характер их межличностным отношениям:

1) чувства, способствующие  сближению личностей;

2) чувства, отталкивающие  одну личность от другой.

Основу межличностных  отношений всегда составляет своеобразная оценка одним человеком другого. В неофициальной межличностной  системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями каждого класса.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая  связь, взаимное взаимодействие между  субъектами личностями. В его структуре  чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А. Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л. Коломинский) и и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации