Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62
После всестороннего изучения ситуации всеми заинтересованными лицами, необходимо выработать алгоритм оказания всесторонней социально-педагогической поддержки дезадаптированному ребенку с упором на ту область, в которой ребенок испытывает небольшие затруднения.
Например, если выявлена проблема низкого статусного положения ребенка в школьном коллективе, основной упор будет делаться на проведение мероприятий по сплочению коллектива с одновременной коррекцией личностных черт, обуславливающих данную проблему.
Заключение
Подростки, как правило, хотят добиться высоких результатов в различных видах деятельности.
При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны последователей. Я.Л. Коломинский в процессе исследований выявил интересный факт: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами: для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной – двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств [8,57].
Лидерство понимается как совокупность приобретенных способностей, а также последовательность действий, обеспечивающих достижение успеха как в профессиональной, так и в личной жизни. Именно данная область постижения лидерского потенциала и является актуальным направлением поиска современных педагогических исследований для педагогов и психологов [16,130].
Из полученных данных, при сравнении выборки мальчиков и девочек можно судить о том, что у них примерно одинаковые показатели по шкале стремления к принятию группой. Возможно, это связано с тем фактом, что в подростковом возрасте референтной группой являются сверстники, а стремление принадлежать группе объясняет высокие показатели по шкале "стремление к принятию". Однако, из всего указанного выше, получается что в большинстве своем у девочек преобладает страх отвержения, в то время как у мальчиков – стремление к принятию группой.
Таким образом,
у девочек в общении
Усиливают установку
на защитное поведение два обстоятельства:
первое – когда без риска удается полу
У девочек и у мальчиков доминируют практически одни и те же потребности. У девочек на первом месте по встречаемости стоит потребность "заниматься делом, требующим полной отдачи", на 2-м – "повышать уровень мастерства и компетентности", на 3-м – "обеспечить себе материальный комфорт". У мальчиков на 1-м месте – "повышать уровень мастерства и компетентности", на 2-м – "развивать свои силы и способности" и "заниматься делом, требующим полной отдачи", на 3-м – "обеспечить себе положение влияния". Причем у девочек потребность "обеспечить себе положение влияния" набирает достаточно небольшое баллов.
Результаты мальчиков по методике на выявление основных потребностей противоречат полученным результатам по методике "мотив власти", так как потребность "обеспечить себе положение влияния" по частоте встречаемости стоит на 3-м месте, а стремление к власти находится на достаточно низком уровне.
Данное исследование
показало, что стремление к власти
как у лидеров мальчиков-
Список литературы
Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 208 с.
Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 2007. – 112 с.
Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. – 2004.- № 1. – С. 25 – 34.
Бодалев, А.А., Ковалев,
Г.А. Психологические трудности
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра [Текст] / М. И. Буянов. - М.: Просвещение, 2009. – 97с.
Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 2004. – 200 с.
Ветрова, В.В. Ребенок и его психологическое здоровье [Текст] / В. В. Ветрова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 192 с.
Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Лениздат, 2002. – 138с.
Время адаптации // Здоровье детей, - № 7. – 1 – 15 апреля, - 2005. – С.12 – 16.
Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст]: учебник для студ. высших и ср. спец. уч. завед. / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. – М.: Академия, 2008. – 160с.
Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О. В. Евтихов. – СПб.: Издательство "Речь", 2005. – 256 с.
Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Изд. центр "Академия" 2004. – 288с.: ил.
Информационно – аналитические материалы по итогам 2002 – 2003 учебного года [Текст]: часть 1. – Киров. - 2003.
Карабанова, О.А. Игры психологической коррекции [Текст]: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Владос. – 2007. – 185с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева. – М.: Академия, 2001. – 323с.
Колос, Г. Г. Сенсорная
комната в образовательном
Корнилова, Т. В.
Факторы социального и
Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: М.: Просвещение, 2006. – 236 с.
Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001. – 190 с., ил.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – Спб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.
Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для студентов психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. – М.: Академия 2003–448 с.
Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова.– М.: Издат. центр "Академия", 2005. – 368 с.
Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2003. – 319с.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.
Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 2000. – 461с.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст]. – М.: Академии 2005. – 170с.
Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. [Текст] / Н. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 2003. – 144 с.
Седова, И. Психологическое сопровождение образовательного процесса (Текст) / И. Седова. – Начальная школа. - 2002. - № 4. – С. 12 – 15.
Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – 216 с.
Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет [Текст] / Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 144с.: ил.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие : в 4 кн. / К. Фопель; пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
Хухлаева, О.В. Лесенка радости [Текст] / О. В. Хухлаева. – М.: Изд. "Совершенство", 2008. – 80с.
Шувалов, А. В. Проблемы
развития службы психологического здоровья
в системе дополнительного
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Результаты по методике "Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)"
Таблица 1.1 – Результаты по методике "Диагностика лидерских способностей"
мальчики |
девочки | |
1 |
36 |
37 |
2 |
37 |
36 |
3 |
36 |
36 |
4 |
36 |
36 |
5 |
37 |
36 |
6 |
37 |
37 |
7 |
36 |
36 |
8 |
36 |
36 |
9 |
37 |
36 |
10 |
36 |
36 |
11 |
36 |
38 |
12 |
36 |
36 |
13 |
37 |
37 |
14 |
36 |
36 |
15 |
36 |
37 |
16 |
39 |
36 |
17 |
37 |
36 |
18 |
36 |
37 |
19 |
36 |
36 |
20 |
37 |
37 |
Приложение Б
Результаты по методике(тесту) А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)
Таблица 2.1 – Результаты по методике А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)
Мальчики |
Шкала СО |
Шкала СП |
Девочки |
Шкала СО |
Шкала СП |
1 |
3 |
6 |
1 |
13 |
17 |
2 |
4 |
10 |
2 |
8 |
16 |
3 |
6 |
6 |
3 |
9 |
13 |
4 |
8 |
10 |
4 |
14 |
9 |
5 |
6 |
11 |
5 |
9 |
15 |
6 |
10 |
25 |
6 |
15 |
10 |
7 |
13 |
17 |
7 |
19 |
9 |
8 |
15 |
13 |
8 |
20 |
10 |
9 |
13 |
14 |
9 |
11 |
13 |
10 |
8 |
11 |
10 |
17 |
8 |
11 |
20 |
15 |
11 |
18 |
14 |
12 |
18 |
9 |
12 |
20 |
12 |
13 |
14 |
20 |
13 |
10 |
11 |
14 |
22 |
13 |
14 |
12 |
13 |
15 |
7 |
21 |
15 |
11 |
10 |
16 |
14 |
14 |
16 |
20 |
14 |
17 |
13 |
10 |
17 |
12 |
9 |
18 |
16 |
8 |
18 |
16 |
10 |
19 |
10 |
15 |
19 |
20 |
10 |
20 |
13 |
11 |
20 |
7 |
5 |
Приложение В
Результаты по методике "Мотивация к избеганию неудач" Т. Элерс
Таблица 3.1 – Результаты мальчиков и девочек-подростков лидеров по методике "Мотивация к избеганию неудач" Т. Элерс
Мальчики |
Результат |
Девочки |
Результат |
1 |
3 |
1 |
15 |
2 |
12 |
2 |
14 |
3 |
10 |
3 |
8 |
4 |
10 |
4 |
21 |
5 |
15 |
5 |
20 |
6 |
16 |
6 |
15 |
7 |
14 |
7 |
18 |
8 |
23 |
8 |
20 |
9 |
20 |
9 |
17 |
10 |
12 |
10 |
16 |
11 |
19 |
11 |
21 |
12 |
12 |
12 |
16 |
13 |
14 |
13 |
9 |
14 |
10 |
14 |
20 |
15 |
15 |
15 |
14 |
16 |
17 |
16 |
22 |
17 |
18 |
17 |
14 |
18 |
8 |
18 |
18 |
19 |
12 |
19 |
9 |
20 |
14 |
20 |
10 |
Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации