Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

Беляева Н.Г.(Мотивационные характеристики лидера способы развития лидерской мотивации) .doc

— 6.77 Мб (Скачать файл)

 

 

Чтобы набрать  необходимое число мальчиков лидеров-подростков, было опрошено 20 мальчиков подросткового возраста. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 12 мальчиков набрали по 36 баллов, 7 по 37 баллов и 1 – 39 (результаты представлены на рисунке 2).

 

Рисунок 2. Соотношение  мальчиков-лидеров к количеству набранных баллов по методике на определение лидерских способностей

 

Таким образом, можно говорить, что девочки и  мальчики-лидеры подростки набирали одинаковое количество баллов по методике. У мальчиков только один человек набрал 39 баллов, в то время как у девочек максимальный балл был 38.

Таким образом, выборки мальчиков и девочек  сходны по распределению баллов, что, в свою очередь говорит, об однородностях выборки.

Было опрошено 40 школьника 9-11 классов, из них 20 мальчик  и 20 девочки. Таким образом, для формирования выборки было опрошено большее количество девочек, чем мальчиков, что может  свидетельствовать о том, что  девочек-лидеров в подростковом возрасте меньше, чем мальчиков. Результаты представлены на рисунке 3.

По результатам  исследования (см. Приложение 1) по данной методике можно сказать, что в  выборку вошли подростки мальчики и девочки, которые набрали больше 36 баллов. Что свидетельствует о наличие выраженных лидерских качеств. Результаты представлены на рисунке 2 и в приложении А

 

Рисунок 4. Показатели по методике "Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)"

 

На рисунке 4 представлены результаты по тесту Е. Жарикова, Е.Крушельницкого на определение лидерских способностей. Все испытуемые набрали от 36 до 39 баллов. В данной рисунке видно, что испытуемые набирали примерно равное количество баллов, ни у кого из опрошенных лидеров мальчиков и девочек подростков не было склонности к диктату (результаты выше 40 баллов).

Результаты  по методике А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)

Данные по результатам  методики представлены в приложении 2, таблица 2.2.

В выборке девочек  показатели по шкале СО варьировались  от 7 до 20 баллов, что говорит о  достаточно большом разбросе баллов. Детально данные представлены в рисунке 5.

 

Рисунок 5. Показатели лидеров девочек-подростков по шкале СО по методике Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)

 

Из представленных результатов 15 лидеров-девочек набрали  среднее количество баллов (от 11 до 20) по шкале СО, что свидетельствует  о том, что у девочек часто  в проявляются неуверенность, неловкость, скованность при общении с другими людьми. Оставшиеся пять девочек показали низкий уровень по данной шкале, что может говорить об уверенности при общении, достаточной раскованности и часто они чувствуют себя "как рыба в воде". Значения по шкале СП так же имеют достаточно большой разброс показателей от 5 до 17 баллов (рисунок 6). При этом 11 девочек показали средний результат, что предполагает желание испытуемых быть принятыми в группе, быть "своими" в компании. Остальные девять девочек-подростков показали низкий уровень по данной шкале, что может говорить о достаточно апатичном состоянии испытуемых. Возможно, им все равно, примет ли их группа, или же нет. 

Рисунок 6. Показатели лидеров девочек-подростков по шкале СП по методике Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)

 

Из всего  выше перечисленного следует, что у  девочек-лидеров в подростковом возрасте результаты достаточно разносторонние. Показатели по шкалам сильно варьируются. Но в большинстве показатели по шкале СО выше показателей по шкале СП, что может говорить о большем страхе отвержения группой, неуверенности в своих силах, неловкостью в общении и так далее. В выборке мальчиков показатели по шкале СО варьировались от 3 до 20 баллов, что говорит о достаточно большом разбросе баллов. При этом, по шкале СО 11 средних показателей, что говорит о том, что испытуемые часто испытывают неуверенность в своих силах, неловкость при общении с другими людьми, но при этом они желают идти на контакт. Один человек набрал высокий уровень (22 балла). У данного испытуемого страх отвержения развит сильно, это может проявляться в стеснении в общении с людьми, он может чувствовать себя неловко и некомфортно среди людей. Остальные 8 мальчиков представили низкие показатели (до 10 баллов). В данном случае это может говорить о внутренней раскрепощенности, и желании идти на контакт с другими людьми. Детально данные представлены на рисунке 7.

 

Рисунок 7. Показатели лидеров мальчиков-подростков по шкале СО по методике Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации).

 

Значения по шкале СП у мальчиков так же имеют достаточно большой разброс  показателей от 6 до 25 баллов. По данной шкале у мальчиков 9 человек представили низкий балл по методике, что может говорить о достаточно апатичном состоянии испытуемых. Возможно, им все равно, примет ли их группа, или же нет. Девять мальчиков набрали – средний балл, что предполагает желание испытуемых быть принятыми в группе, быть "своими" в компании. И два человека – высокий балл (больше 20 баллов), что предполагает стремление к общению с окружающими людьми, эти мальчики хотят быть "своими в доску" и часто ими становятся. Данные отображены на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Показатели лидеров мальчиков-подростков по шкале СП по методике Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив Аффилиации)

 

В общем, из полученных результатов выборки мальчиков-подростков можно говорить о том, что в  данной выборке преобладают показатели по шкале СП, то есть полученные баллы по данной шкале выше, чем по СО. Это может свидетельствовать, о желании находится в компании и быть принятым ею.

Разброс баллов у мальчиков выше, чем у девочек, что может говорить большей о  неоднородности группы мальчиков, по сравнению с девочками. Для уточнения данных были подсчитаны средние показатели по обеим выборкам.

Результаты  представлены в таблице 1 и на рисунке 9.

 

Таблица 1. Средние  показатели по методике "мотив аффилиации"

Мальчики

Шкала СО

Шкала СП

Девочки

Шкала СО

Шкала СП

11,65

12,5

14,1

11,85


 

Рисунок 9. Показатели по методике "мотив Аффилиации"

 

Из полученных данных при сравнении выборки  мальчиков и девочек можно  судить о том, что у них примерно одинаковые показатели по шкале СП (стремление к принятию), что может свидетельствовать о примерно одинаковом стремление к принятию в группе. Возможно, это связано с тем фактом, что в подростковом возрасте референтной группой являются сверстники, а стремление принадлежать группе объясняет высокие показатели по шкале "СП". Однако, из всего указанного выше, получается что в большинстве своем у девочек преобладают показатели по шкале СО, в то время как у мальчиков – по СП.

У девочек доминируют показатели по шкале СО (страх отвержения) по сравнению с мальчиками, что свидетельствует о высоком страхе отвержения группой. Таким образом, у девочек в общении проявляются неуверенность, неловкость, скованность в общении.

Результаты  по Методике "Мотивация на избегание  неудач" Т. Элерс

Полученные  результаты показаны в приложении 3 (таблица 3.1).

У большинства  девочек (11 человек) в выборке достаточно высокие показатели по данной методике (выше 15 баллов), что может говорить о том, что они будут тщательно  взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Они боятся критики и риска. Часто имея завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У четырех девочек-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей.

Остальные 5 человек  показали средний уровень мотивации  к избеганию неудач (до 15 баллов), что может свидетельствовать  о том, что в определенных ситуациях эти девочки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Данные девочек-подростков по методике "мотивация к избеганию  неудач" представлены на рисунке 10.

Данные по результатам  методики "мотивация к избеганию  неудач" у мальчиков практически  совпадают с результатами девочек. То есть 11 мальчиков набрали достаточно высокие показатели по данной методике (от 16 баллов), что может говорить о том, что они боятся критики и риска, будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Часто имеют завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

 

Рисунок 10. Показатели по методике "избегание неудач" у девочек-лидеров в подростковом возрасте

 

У четырех мальчиков-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что  они не испытывают страха перед неудачей, правильно оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний.

Остальные пять человек показали средний уровень  мотивации к избеганию неудач (от 11 до 15 баллов), что может свидетельствовать  о том, что в определенных ситуациях  эти мальчики-подростки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Все результаты по методике "мотивация к избеганию  неудач" у мальчиков отражены в рисунке 11.

 

 

Рисунок 11. Показатели по методике "избегание неудач" у мальчиков-лидеров в подростковом возрасте

 

Максимальный  балл по методике – 22, а минимальный  – 8, в то время как у мальчиков  высший балл – 23 (почти как у девочек), а минимальный – 3 (что намного  ниже показателей девочек). Из этих данных получается, что в группе мальчиков разброс баллов опять же выше, чем у девочек.

Однако, если брать  средние показатели, то по результатам  исследования по методике Т. Элерса девочки  больше ориентированы на мотивацию  избегания неудач, что свидетельствует о том, что они будут тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Так как девочки-лидеры в подростковом возрасте боятся критики, они в качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности, а мальчики на стремление к успеху, что в свою очередь говорит, о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей. Ниже приведена формула, по которой высчитывались средние показатели. Эти данные показаны в таблице 2 на рисунке 12.

 

X=

∑Xi

n


 

 

где ∑Xi – сумма баллов, набранных испытуемыми, а n – общее количество испытуемых

 

Таблица 2. Средние  показатели по методике "избегание неудач" у мальчиков и девочек-лидеров в подростковом возрасте

Мальчики

Результат

Девочки

Результат

13,7

15,9


 

Рисунок 12. Показатели по методике Т. Элерса "мотивация к избеганию неудач"

 

Данное исследование показало, что у девочек высокий уровень защиты, то есть страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в подобные неприятности, чем те, мальчики.

Усиливают установку  на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается  получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

Результаты  по методике "Оценка удовлетворенности основных потребностей"

Результаты  по методике представлены в приложении 4 (таблицах 4.1, Г.2, Г.3 и Г.4). Для удобства перечислены основные потребности, входящие в состав методики:

  • добиться признания и уважения
  • иметь теплые отношения с людьми
  • обеспечить себе будущее
  • зарабатывать на жизнь
  • иметь хороших собеседников
  • упрочить свое положение
  • развивать свои силы и способности
  • обеспечить себе материальный комфорт
  • повышать уровень мастерства и компетентности
  • избегать неприятностей
  • стремится к новому и неизведанному
  • обеспечить себе положение влияния
  • покупать хорошие вещи
  • заниматься делом, требующим полной отдачи
  • быть понятым другими

В данной методике учитывались голоса по первым трем местам, которую занимала потребность, поэтому количество набранных голосов, может отличаться от количества людей в выборке, помимо этого, несколько потребностей могли иметь равное количество баллов и "делить" первое место.

Наибольшее  количество голосов в группе девочек  получила потребность "заниматься делом, требующим полной отдачи" (12 баллов), а так же "повышать уровень мастерства и компетентности" (10 баллов), а на третьем месте – "повышать материальный комфорт" (8 баллов). Таким образом, девочки в большинстве своем, стремятся к реализации себя и своего творческого потенциала, при этом отдается должное материальным ценностям.

Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации