Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

Беляева Н.Г.(Мотивационные характеристики лидера способы развития лидерской мотивации) .doc

— 6.77 Мб (Скачать файл)

Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова  полагает, что "переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность.

Личность ребенка  словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: "Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирование характера борца, верящего в свои силы" [6, с. 32].

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему "Сегодня побежденный, завтра победитель" и подвести к выводу: "Невозможно победить, не рискуя проиграть! Отрицательный результат тоже результат". Можно рассказать детям о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований [18, с. 93].

Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется  в младенчестве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.

Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха [15, с. 129].

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без  воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование  детского коллектива.

Происходящие  в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию "активная гражданская позиция" его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление "лидерских" качеств личности.

Одной из основных предпосылок является создание условий  для развития инициативы и лидерских  способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства [9, с. 16].

Как известно, в  подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в  сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Самоуправление  – это способ жизнедеятельности  коллектива, обеспечивающий активное участие в решении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена  коллектива. Это означает раскрытие  перед ребенком мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.

Участие в жизнедеятельности  коллектива готовит подростков к  выполнению обязанностей, возложенных  на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности [16, с. 157].

Педагоги стараются  подобрать такие формы и средства воспитания, чтобы максимально вовлечь  подростков в предлагаемые виды деятельности, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала подростков, а также помогают педагогам увидеть и проявить свои скрытые таланты, тем самым повышается их мастерство.

Основная идея педагогической деятельности на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности.

Воспитание  отличаться разнообразием видов  деятельности, предлагаемой подросткам для проявления своих гражданских качеств, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности подростков в самореализации.

Важную педагогическую в методике воспитания лидеров детского коллектива можно понять только лишь при изучении психологических теорий лидерства, раскрывающих природу и сущность данного понятия. Яркий пример тому является теория опережающего отражения действительности, согласно которой каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов.

В качестве перспектив в системе учебной работы могут  выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, искусства. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Для расширения перспектив в рамках современной системы образования, большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер, с целью формирование и закрепления мотивации лидерства у подростков. Данные выводы позволяют нам провести экспериментальное исследование психологических особенностей мотивации лидерства у подростков.

 

2. Экспериментальное исследование  психологических особенностей мотивации  личности у подростков.

 

2.1 Организация исследования. Методики исследования.

 

Цель нашего исследования: изучить психологические особенности  мотивации лидерства у подростков

Для этого необходимо решить ряд эмпирических задач:

изучить лидерские способности  подростков;

выявить уровень мотивации  лидерства у подростков;

определить гендерные  различия в формировании мотивации  лидерства у подростков .

Данное исследование предполагало наличие двух выборок: мальчиков и девочек-лидеров подросткового возраста. Каждая выборка состояла из 20 человек. В выборку вошли учащиеся старших классов (9–11 классы) МОУ СОШ №1 города Октябрьский.

Методика "Диагностика  лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)" была предложена Е. Жариковым и Е. Крушельницким для определения лидерских способностей. В данном исследовании она использовалась для формирования выборки. Методика включает в себя 50 вопросов с предложенными двумя вариантами ответов. Испытуемые отмечали свои ответы в специально подготовленном бланке.

Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена  для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в  структуру мотивации аффилиации, – стремления к принятию (СП) и  страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО. Шкала СП представляет собой ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении и, соответственно, СО – боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

  • высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
  • низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
  • низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
  • высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его. Всего тест включает в себя 60 утверждений (30 по шкале СП и 30 по шкале СО) с которыми испытуемый соглашался (ставя в бланке ответа "+") либо не соглашался (ставя "-"). По результатам совпадения с ключом, подсчитывалось количество баллов по каждой шкале и шкалы сравнивались между собой.

Методика на избегание неудач разработана Т. Элерсом и направлена на выявление  мотивации к избеганию неудач. Она состоит из 30 троек слов, из которых в каждой тройке надо было выбрать одно наиболее подходящее для определения своих качеств. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Чем большую сумму баллов набирал испытуемый, тем выше его стремление к избеганию неудач, к защите.

Методика на определение ведущих потребностей представляет собой таблицу, в которой  необходимо сравнить 15 потребностей между  собой. Таким образом, каждая потребность, поочередно сравнивается с остальными, для выявления 3 ведущих. В контексте данной работы необходимо отметить, что мотив – это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке (по М.И. Лисиной).

Методика "мотив  власти" была предложена Е. Ильиным  для определения склонности к  власти. Методика включает в себя 9 вопросов с тремя вариантами ответов. Чем  большее количество баллов набирал  испытуемый, тем сильнее у него выражено стремление к власти, то есть стремление к контролю над ситуацией и другими людьми обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников.

Исследование  проводилось в течение учебного года в 2 этапа.

Для проведения исследования было опрошено 40 человека. Из них 40 лидеров, из которых 20 мальчиков и 20 девочек. Выборка состояла из школьников старших классов средней школы № 1.

На первом этапе  определялась склонность мальчиков  и девочек 9–11 классов к лидерству  с помощью методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого на определение лидерских способностей (см. Приложение 1, таблица 1.1). Основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков.

В исследуемую  выборку вошли учащиеся 9–11 классов, набравшие по методике "Диагностика лидерских способностей" (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) больше 36 баллов. Основной проблемой исследования стал тот фактор, что испытуемые набирали в основном 26–35 баллов, то есть средние значения. Данная методика предназначалась для формирования выборки.

На втором этапе  старшеклассники опрашивались по 4 различным методикам, в которых  устанавливалось:

1) уровень мотива  аффилиации (Методика (тест) А. Меграбяна  в модификации М.Ш. Магомед-Эминова  (мотив аффилиации) (результаты представлены в приложении 2, таблица 2.1);

2) мотивация  на избегание неудач (см. Приложение В, таблица 3.1);

3) удовлетворенность  ведущих потребностей (методика  степени удовлетворенности основных  потребностей) (см. Приложение Г, таблицы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4);

4) важность мотива  власти (методика "мотив власти") (см. Приложение 5.1, таблица 5).

Основная задача второго этапа – изучение мотивации  лидеров-подростков мальчиков и  девочек.

В ходе исследования школьники охотно шли на контакт, задавали вопросы, например, "что значит диллегировать" (в методике "мотив власти") и другие.

Выяснить действительные возможности лидера, - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены  группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.

Иногда понятие  лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как  авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерский возможности его носителя.

Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет  такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как  идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен  лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Данное исследование было построено на применении метода тестирования и включены методики, направленные на диагностику: лидерских  способностей, мотива аффилиации, избегания неудач, определения основных потребностей и мотива власти.

 

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.

 

Результаты  по методике "Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)"

Данные по результатам  проведения методики представлены в приложении 1, таблица 1.1. Методика показывает склонность к лидерским способностям.

Для проведения исследования необходимо было набрать  две выборки: мальчиков и девочек.

Каждая выборка  состояла из 20 лидеров. Чтобы набрать  необходимое число девочек лидеров-подростков, было опрошено 20 девочек-подростков. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 13 девочек набрали по 36 баллов, 6 по 37 баллов и 1 – 38. Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 Соотношение девочек-лидеров к количеству набранных баллов по методике на определение лидерских способностей и таким образом все таблицы, гистограммы и рисунки.

Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации