Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62
Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что "переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность.
Личность ребенка
словно вырастает в успехе, в то
время как неудача заставляет
его скукоживаться, сворачиваться,
замыкаться от осознания своей
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему "Сегодня побежденный, завтра победитель" и подвести к выводу: "Невозможно победить, не рискуя проиграть! Отрицательный результат тоже результат". Можно рассказать детям о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований [18, с. 93].
Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется в младенчестве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.
Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха [15, с. 129].
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию "активная гражданская позиция" его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление "лидерских" качеств личности.
Одной из основных предпосылок является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства [9, с. 16].
Как известно, в подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Самоуправление
– это способ жизнедеятельности
коллектива, обеспечивающий активное
участие в решении важных вопросов
жизнедеятельности каждого
Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности [16, с. 157].
Педагоги стараются
подобрать такие формы и
Основная идея педагогической деятельности на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности.
Воспитание отличаться разнообразием видов деятельности, предлагаемой подросткам для проявления своих гражданских качеств, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности подростков в самореализации.
Важную педагогическую в методике воспитания лидеров детского коллектива можно понять только лишь при изучении психологических теорий лидерства, раскрывающих природу и сущность данного понятия. Яркий пример тому является теория опережающего отражения действительности, согласно которой каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов.
В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, искусства. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Для расширения перспектив в рамках современной системы образования, большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер, с целью формирование и закрепления мотивации лидерства у подростков. Данные выводы позволяют нам провести экспериментальное исследование психологических особенностей мотивации лидерства у подростков.
2. Экспериментальное
2.1 Организация исследования. Методики исследования.
Цель нашего исследования:
изучить психологические
Для этого необходимо решить ряд эмпирических задач:
изучить лидерские способности подростков;
выявить уровень мотивации лидерства у подростков;
определить гендерные различия в формировании мотивации лидерства у подростков .
Данное исследование предполагало наличие двух выборок: мальчиков и девочек-лидеров подросткового возраста. Каждая выборка состояла из 20 человек. В выборку вошли учащиеся старших классов (9–11 классы) МОУ СОШ №1 города Октябрьский.
Методика "Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)" была предложена Е. Жариковым и Е. Крушельницким для определения лидерских способностей. В данном исследовании она использовалась для формирования выборки. Методика включает в себя 50 вопросов с предложенными двумя вариантами ответов. Испытуемые отмечали свои ответы в специально подготовленном бланке.
Методика (тест)
А. Меграбяна в модификации М.
Ш. Магомед-Эминова предназначена
для диагностики двух обобщенных
устойчивых мотиваторов, входящих в
структуру мотивации
Методика на избегание неудач разработана Т. Элерсом и направлена на выявление мотивации к избеганию неудач. Она состоит из 30 троек слов, из которых в каждой тройке надо было выбрать одно наиболее подходящее для определения своих качеств. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Чем большую сумму баллов набирал испытуемый, тем выше его стремление к избеганию неудач, к защите.
Методика на
определение ведущих
Методика "мотив власти" была предложена Е. Ильиным для определения склонности к власти. Методика включает в себя 9 вопросов с тремя вариантами ответов. Чем большее количество баллов набирал испытуемый, тем сильнее у него выражено стремление к власти, то есть стремление к контролю над ситуацией и другими людьми обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников.
Исследование проводилось в течение учебного года в 2 этапа.
Для проведения исследования было опрошено 40 человека. Из них 40 лидеров, из которых 20 мальчиков и 20 девочек. Выборка состояла из школьников старших классов средней школы № 1.
На первом этапе определялась склонность мальчиков и девочек 9–11 классов к лидерству с помощью методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого на определение лидерских способностей (см. Приложение 1, таблица 1.1). Основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков.
В исследуемую выборку вошли учащиеся 9–11 классов, набравшие по методике "Диагностика лидерских способностей" (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) больше 36 баллов. Основной проблемой исследования стал тот фактор, что испытуемые набирали в основном 26–35 баллов, то есть средние значения. Данная методика предназначалась для формирования выборки.
На втором этапе старшеклассники опрашивались по 4 различным методикам, в которых устанавливалось:
1) уровень мотива
аффилиации (Методика (тест) А. Меграбяна
в модификации М.Ш. Магомед-
2) мотивация на избегание неудач (см. Приложение В, таблица 3.1);
3) удовлетворенность
ведущих потребностей (методика
степени удовлетворенности
4) важность мотива власти (методика "мотив власти") (см. Приложение 5.1, таблица 5).
Основная задача второго этапа – изучение мотивации лидеров-подростков мальчиков и девочек.
В ходе исследования школьники охотно шли на контакт, задавали вопросы, например, "что значит диллегировать" (в методике "мотив власти") и другие.
Выяснить действительные возможности лидера, - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.
Иногда понятие лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерский возможности его носителя.
Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.
Данное исследование было построено на применении метода тестирования и включены методики, направленные на диагностику: лидерских способностей, мотива аффилиации, избегания неудач, определения основных потребностей и мотива власти.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Результаты по методике "Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)"
Данные по результатам проведения методики представлены в приложении 1, таблица 1.1. Методика показывает склонность к лидерским способностям.
Для проведения исследования необходимо было набрать две выборки: мальчиков и девочек.
Каждая выборка состояла из 20 лидеров. Чтобы набрать необходимое число девочек лидеров-подростков, было опрошено 20 девочек-подростков. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 13 девочек набрали по 36 баллов, 6 по 37 баллов и 1 – 38. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Соотношение девочек-лидеров к количеству набранных баллов по методике на определение лидерских способностей и таким образом все таблицы, гистограммы и рисунки.
Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации