Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности мотивации лидерства у подростков.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
выявить психологические особенности мотивации лидерства у подростков;
определить особенности межличностных взаимоотношений подростков и их влияние на формирование мотивации лидерства;
разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию мотивации лидерства у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРСТВА У ПОДРОСТКОВ……6
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях…………………….6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных взаимоотношений, гендерные различия в формировании мотивации лидерства……………………………………………………………..9
1.3 Анализ подходов к изучению мотивации лидерства в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….................................................................29
2.1 Организация исследования. Методики исследования……………………29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..33
2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

Беляева Н.Г.(Мотивационные характеристики лидера способы развития лидерской мотивации) .doc

— 6.77 Мб (Скачать файл)

Все данные представлены на рисунке 13.

 

Рисунок 13. Степень  удовлетворенности основных потребностей у девочек-подростков со склонностью к лидерству

 

Во время  проведения исследования одна из испытуемых говорила о том, что она хочет: "Я хочу хорошую работу, где я смогу реализовать себя и обеспечить семью".

Из данного  отрывка разговора видно, каким  образом эта девочка стремится  реализовать перечисленные потребности. Далее необходимо отметить, что подобным образом ответили большинство испытуемых.

У мальчиков  на первое место выступает потребность "повышать уровень мастерства и  компетентности" (11 баллов), на втором – "развивать свои силы и способности" и "заниматься любимым делом" (по 9 баллов) и на третьем – "обеспечить себе положение влияния" (8 баллов).

Графически  данные отображены на рисунке 14.

 

 

Рисунок 14. Степень  удовлетворенности основных потребностей у мальчиков-подростков со склонностью к лидерству

 

Возможно мальчики, так же как и девочки, хотят реализовать свой творческий потенциал и реализовать себя, но при этом у мальчиков появляется новая потребность – "обеспечить себе положение влияния", которая у девочек делит 6 место.

Таким образом, у девочек и у мальчиков доминируют практически одни и те же потребности. У девочек на первом месте по встречаемости стоит потребность "заниматься делом, требующим полной отдачи", на 2-м – "повышать уровень мастерства и компетентности", на 3-м – "обеспечить себе материальный комфорт".

У мальчиков  на 1-м месте – "повышать уровень  мастерства и компетентности", на 2-м – "развивать свои силы и  способности" и "заниматься делом, требующим полной отдачи", на 3-м  – "обеспечить себе положение влияния". Причем у девочек потребность "обеспечить себе положение влияния" набирает достаточно небольшое баллов.

 

 

Рисунок 15. Степень выраженности основных потребностей у мальчиков и девочек лидеров-подростков

 

В данной методике так же важно отметить отвергаемые  потребности школьников. Данные представлены в приложении 4 (таблицы 4.3 и 4.4). Так, у девочек в наибольшей степени отвергается потребность "избегать неприятностей" (5 девочек набрали по данной потребности наименьшее количество баллов), а так же "обеспечить себе положение влияния" (5 человек), а на втором месте – "добиться признания и уважения" (4 человека). Таким образом, у девочек в большинстве своем, отвергаются потребности связанные с защитой и властью. Данные представлены на рисунке 16.

 

Рисунок 16. Отвергаемые  потребности у девочек-подростков с лидерскими качествами

 

У мальчиков  больше всего отвергается потребность "покупать хорошие вещи" (5 человек  набрали наименьшее количество баллов по данной потребности) и "иметь хороших  собеседников" (5 человек), а на втором – "избегать неприятностей" (4 человека). У мальчиков отвергаемыми оказываются потребности по большей части социальные (потребности в общении и обеспечении).

Данные отображены на рисунке 17.

 

Рисунок 17. Отвергаемые потребности у мальчиков-подростков с лидерскими качествами

 

Необходимо  отметить, что у мальчиков и  девочек отвергаемые потребности  оказались диаметрально противоположными (исключение составляет лишь потребность "избегать неприятностей", она  как у мальчиков, так и у девочек набирает большое количество баллов). У мальчиков лидируют потребности "покупать хорошие вещи" и "иметь хороших собеседников", в то время как у девочек данные потребности хоть и не являются ведущими, но набирают достаточно большое количество баллов. И, наоборот, потребности, которые отвергаются девочками "избегать неприятностей" и "обеспечить себе положение влияния" у мальчиков набирают достаточно высокий балл. Потребность обеспечить себе положение влияния у них стоит на третьем месте, что говорит о высокой значимости данной потребности для мальчиков.

Все перечисленное  выше может говорить, о различных  направленностях мальчиков и  девочек. Так, у девочек высокоразвиты  потребности в общении (например, иметь хороших собеседников или быть понятыми другими), в то время как потребности мальчиков больше направлены на будущее (повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение влияния).

Данные представлены на рисунке 18.

 

Рисунок 18. Отвергаемые потребности у мальчиков и девочек-подростков с лидерскими качествами

 

Результаты  мальчиков по данной методике противоречат полученным результатам по методике "мотив власти", так как потребность "обеспечить себе положение влияния" по частоте встречаемости стоит на 3-м месте, а стремление к власти находится на достаточно низком уровне. Возможно, такой резонанс отражает специфику возраста, когда для подростка важным аспектом является его группа и когда он не хочет стать "белой вороной" среди своих сверстников, но при этом им рассматриваются перспективы на будущее ("обеспечить себе положение влияния").

Результаты  по Методике " Мотив власти"

Результаты  исследования по методике представлены в приложении 5 (таблица 5.1). По данной методике 15 девочек-лидеров набрали низкий уровень выраженности мотива власти (от 9 до 16 баллов), что может говорить о слабо выраженном мотиве власти, то есть стремление контролировать окружающих и ситуацию во круг себя выражено достаточно низко, либо совсем отсутствует, так же на ряду с со стремлением устанавливать рамки и нормы поведения.

Пять девочек  в данном случае набрали среднее  количество баллов (до 25 баллов). Нужно  отметить, что даже эти средние  показатели были достаточно близки к  границе низкого уровня, то есть выше 17 баллов из девочек никто не набрал. Здесь так же можно говорить о достаточно низком стремлении контролировать свое социальное окружение и события, но наряду с этим, могут, выдвигаться определенные рамки по отношению к другим людям, а так же мотив власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми выражен очень слабо. Возможно эти девочки не получают удовольствия от контроля над своим социальным окружением.

Данные отображены на рисунке 19.

подростковый  психологический гендерный лидерство

Рисунок 19. Распределение  баллов по методике мотив власти у девочек-лидеров в подростковом возрасте.

Так же как и  у девочек, 15 мальчиков по данной методике показали низкий уровень выраженности мотива власти (до 16 баллов). Это может свидетельствовать о слабо выраженном мотиве власти, то есть стремление контролировать окружающих и ситуацию вокруг себя выражено достаточно низко, либо совсем отсутствует, так же на ряду со с стремлением устанавливать рамки и нормы поведения. Пять мальчиков-подростков по данной методике набрали среднее количество баллов (до 25 баллов). В отличие от девочек в выборке мальчиков 1 человек набрал 20 баллов. Здесь так же можно говорить о нежелании этих мальчиков контролировать свое социальное окружение, но в то же время, может появляться недовольство при не соблюдении определенных рамок и поведения.

Данное исследование показало, что стремление к власти как у лидеров мальчиков-подростков, так и у девочек проявляется  достаточно слабо, что может говорить о слабой склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия. То есть мотив власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения выражено достаточно слабо.

Ниже приведена  формула, по которой рассчитывался  средний показатель по методике "мотив  власти".

 

 

где ∑Xi – сумма баллов, набранных испытуемыми, а n – общее количество испытуемых

 

 

Рисунок 20. Показатели по методике "мотив власти" у  мальчиков и девочек лидеров-подростков

 

Данный результат  является достаточно неожиданным для предложенного исследования, так как предположительно, что у мальчиков и девочек-лидеров должен быть достаточно развит мотив власти. То есть лидерство в некоторой мере предполагает стремление к власти. Предположительно такие результаты могли получиться из-за достаточно высокого разброса баллов. У мальчиков разброс составил от 8 до 20 баллов, у девочек – от 11 до 17. Следовательно, у девочек разброс баллов меньше, чем у мальчиков: у мальчиков 6 человек получили показатели среднего уровня и 14 – низкого, а у девочек 5 – среднего и 15 низкого.

Из всего  выше перечисленного можно заключить, что мальчики и девочки лидеры-подростки  примерно одинаково стремятся к  власти. Причем и у тех у других мотив выражен на низком уровне, то есть стремление к власти практически не проявляется.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют  о том, что подростки представляют собой референтную группу, то есть проявляют не желание выделяться из компании. Однако, необходимо упомянуть, что у мальчиков (при низком мотиве власти) одной из ведущих потребностей является потребность "в признании и уважении", а так же многие ребята говорили о потребности "обеспечить себе положение влияния". Таким образом, возможно, стремление к власти в этом возрасте у данных ребят находится в латентном состоянии.

 

2.3 Рекомендации по формированию мотивации лидерства у подростков.

 

Для воспитания лидеров детского коллектива в МОУ  СОШ №1 г. Октябрьский была разработана программа "Я - лидер". Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий.

Задачи:

1) выявить первичный  уровень знания подростком собственного  лидерского потенциала;

2) создать благоприятные  условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;

3) организовать  занятия по овладению подростком  специфическими знаниями, методиками  и формами развития собственного  лидерского и организаторского  потенциала;

4) включить подростка  в систему аналитической деятельности;

5) организовать  совместно с подростком работу  по разработке и проведению  мастер - класса;

6) определить  вместе с подростком пути дальнейшей  реализации его лидерского потенциала.

Предполагаемый  результат:

– подросток  умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме,

– у него сформирована четкая позиция в вопросе лидерства,

– владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии  лидерства,

– знает формы  работы в коллективе и основы формирования команды,

– владеет алгоритмами основных досуговых форм.

Целевая группа: дети школьного возраста (13–15 лет).

Система занятий: ознакомительное занятие, 6 обучающих  занятий, итоговое занятие.

Место и время  проведения: МОУ СОШ №1, продолжительность  занятия – 1 час 20 минут.

Оборудование: ватманы, листы формата А4, цветная  бумага, ножницы, фломастеры, столы, стулья, пуговицы.

Для выявления  и изучения лидерских качеств  была использована анкета по выявлению  качеств личности.

Обработка результатов  по изучению личностных качеств,) показала, что положительными качествами стали обладать все испытуемые, что составило 100% от общего числа испытуемых.

Вывод не отражают работу проделанную во второй главе. Нужно описать полученные в ходе эмпирического исследования результаты. Для развития и формирования лидерских качеств у подростков необходимо заблаговременно продумать комплекс заданий, упражнений, этюдов. Так как только комплекс занятий позволит добиться эффективного результата в развитии лидерских качеств личности подростка.

Так как первичную информацию о неких особенностях поведения (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, прогулы уроков и т.п.), учебной деятельности (низкая успеваемость), статусного положения ребенка (отсутствие друзей в классе) получает классный руководитель либо педагог, который чаще других имеет возможность наблюдать за ним. В этом случае данному педагогу необходимо наладить контакт с ребенком, провести диагностическую беседу о трудностях, которые возникают у ребенка в связи с посещением школы. Одновременно педагогу необходимо обратиться к специалистам СППС школы, для более глубокого изучения социально-педагогической ситуации ребенка в школьном коллективе.

Информация о работе Мотивационные характеристики лидера: способы развития лидерской мотивации