Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является определение основных теорий мотивации и использование их в теории и на практике.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
o уяснить основные понятия мотивации;
o выявить основополагающие теории мотивации;
o определить критерии и возможности использования теорий мотивации на конкретном предприятии.
Введение------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Теоретическая часть----------------------------------------- 5
Раздел 1. Общая характеристика мотивации------------------------ 5
1.1. Что такое мотивация----------------------------------------------- 5
1.2. Мотивационный процесс------------------------------------------ 9
1.3. Система мотивации высокоэффективного труда-------------- 11
1.4. Мотивация индивидуального труда----------------------------- 13
1.5. Мотивация групповой деятельности---------------------------- 14
Раздел 2. Теории мотивации труда----------------------------------- 16
2.1. Первоначальные концепции: политика кнута и пряника------ 16
2.2. Содержательные теории мотивации------------------------------ 17
2.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу---------------------------- 17
2.2.2. Теория потребностей МакКлелланда--------------------------- 20
2.2.3. Двухфакторная теория Герцберга------------------------------ 20
2.3. Процессуальные теории мотивации------------------------------ 21
2.3.1. Теория ожиданий-------------------------------------------------- 22
2.3.2. Теория справедливости------------------------------------------- 23
2.3.3. Модель Портера-Лоулера----------------------------------------- 24
Глава 2. Практическая часть--------------------------------------------- 27
Раздел 1. Общая характеристика предприятия------------------------------------ 27
Раздел 2. Использование теорий мотивации на ООО «Сталагмит Плюс»--- 29
Заключение----------------------------------------------------------------- 31
Библиографический список---------------------------------------------- 32
Приложение ---------------------------------------------------------------- 33
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
СПО «Кунгурский
Курсовая работа
По дисциплине: «Управленческая психология»
Тема
работы: «Мотивационные состояния и
использование теорий мотивации
на предприятии»
студентки группы МН-32с
Султановой
Ульяны
Руководитель:
Могильникова Г.В.
Кунгур, 2005 г.
Содержание.
стр.
Введение----------------------
Глава
1. Теоретическая часть-----------
Раздел
1. Общая характеристика мотивации---------------------
1.1. Что
такое мотивация---------------------
1.2. Мотивационный
процесс-----------------------
1.3. Система мотивации высокоэффективного труда-------------- 11
1.4. Мотивация
индивидуального труда-------------------------
1.5. Мотивация
групповой деятельности------------------
Раздел
2. Теории мотивации труда---------------
2.1. Первоначальные концепции: политика кнута и пряника------ 16
2.2. Содержательные
теории мотивации--------------
2.2.1. Иерархия
потребностей по Маслоу--------
2.2.2. Теория
потребностей МакКлелланда------------------
2.2.3. Двухфакторная
теория Герцберга--------------
2.3. Процессуальные
теории мотивации--------------
2.3.1. Теория
ожиданий----------------------
2.3.2. Теория
справедливости----------------
2.3.3. Модель
Портера-Лоулера---------------
Глава
2. Практическая часть-------------------------
Раздел
1. Общая характеристика предприятия-------------------
Раздел 2. Использование теорий мотивации на ООО «Сталагмит Плюс»--- 29
Заключение--------------------
Библиографический
список------------------------
Приложение
------------------------------
Введение.
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются, недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Руководство организации может разработать разные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя «включать», когда требуется его работа и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу, не требующую творческого подхода и высокой квалификации, - даже в этом случае механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого.
Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного контроля и воздействия, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Целью моей курсовой работы является определение основных теорий мотивации и использование их в теории и на практике.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
Глава 1. Теоретическая часть
Раздел 1. Общая характеристика мотивации
1.1.Что такое мотивация
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершать по-разному, реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация-это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явлении:
Прежде чем рассмотреть эти вопросы, нужно уяснить смысл основных понятий, которые будут использоваться в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности могут возникать осознанно и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются сознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости оттого, что преследует
мотивирование, какие задачи
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.
Первый и второй типы мотивирования следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
Стимулы исполняют роль рычагов или носителей «раздражения», вызывающее действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Информация о работе Мотивационные состояния и использование теорий мотивации на предприятии