Мотивационные состояния и использование теорий мотивации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является определение основных теорий мотивации и использование их в теории и на практике.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
o уяснить основные понятия мотивации;
o выявить основополагающие теории мотивации;
o определить критерии и возможности использования теорий мотивации на конкретном предприятии.

Содержание работы

Введение------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Теоретическая часть----------------------------------------- 5
Раздел 1. Общая характеристика мотивации------------------------ 5
1.1. Что такое мотивация----------------------------------------------- 5
1.2. Мотивационный процесс------------------------------------------ 9
1.3. Система мотивации высокоэффективного труда-------------- 11
1.4. Мотивация индивидуального труда----------------------------- 13
1.5. Мотивация групповой деятельности---------------------------- 14
Раздел 2. Теории мотивации труда----------------------------------- 16
2.1. Первоначальные концепции: политика кнута и пряника------ 16
2.2. Содержательные теории мотивации------------------------------ 17
2.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу---------------------------- 17
2.2.2. Теория потребностей МакКлелланда--------------------------- 20
2.2.3. Двухфакторная теория Герцберга------------------------------ 20
2.3. Процессуальные теории мотивации------------------------------ 21
2.3.1. Теория ожиданий-------------------------------------------------- 22
2.3.2. Теория справедливости------------------------------------------- 23
2.3.3. Модель Портера-Лоулера----------------------------------------- 24
Глава 2. Практическая часть--------------------------------------------- 27
Раздел 1. Общая характеристика предприятия------------------------------------ 27
Раздел 2. Использование теорий мотивации на ООО «Сталагмит Плюс»--- 29
Заключение----------------------------------------------------------------- 31
Библиографический список---------------------------------------------- 32
Приложение ---------------------------------------------------------------- 33

Файлы: 1 файл

Управленческая психология.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

      С 23.06.1997года в связи с реорганизацией филиала фирмы Пермтурист в ОАО «Пермтурист» ТЭП «Сталагмит» переведен в филиал ОАО «Пермтурист» (распоряжение № 253Р от 23.06.1997г.)

      С 20.07.2000года в связи с реорганизацией филиала ОАО «Пермтурист» название изменено на ЗАО «Сталагмит» (решение совета директоров ОАО «Пермтурист» приказ № 8 от 16.03.2000г.) 

      Знаменательные  события ООО «Сталагмит +»  и Кунгурской Ледяной  пещеры

 
Дата

Событие

1994г. Кунгурскую  Ледяную пещеру посетили выдающийся испанский карстовед Адольфо Эразо и мексиканская телезвезда Виктория Руффо
1996г. Фестиваль рок  музыки «Rock - Line»; посещение «Сталагмита» патриархом Алексием 11; вышла первая книга Кунгурского писателя – экскурсовода Рапа В.В. «Путеводитель по Кунгуру и Ледяной пещере»
1997г. Обследование склона Ледяной горы с целью определения воздействия на растительность в связи с проведением фестиваля рок музыки «Rock Line – 97»
1998г. проект «Восстановления  нарушенного плодородного слоя почвы  и растительности на территории природного памятника «Ледяная гора»; экологический мониторинг при эксплуатации горной трассы на Ледяной горе; открытие Первого областного летнего тур слета
1999г. научно-производственное мероприятие «Разработка и составление  нормативно-правовой документации на памятники природы «Ледяная гора» и «Кунгурская Ледяная пещера»; 85-летие со дня открытия пещеры как экскурсионного объекта
2001г. Совместная  работа ОАО «Пермтурист»+Горный Институт Российской Академии Наук «Оказание  информационно-консультационных услуг  по Кунгурской Ледяной пещере»; фестиваль рок музыки «Rock – Line»
2002г. Разработана и  утверждена программа развития Кунгурской Ледяно пещеры и припещерного комплекса (цель программы – успешное функционирование и развитие уникального природного объекта «Кунгурская Ледяная пещера»; задачи – обеспечить безопасность экскурсантов, сохранение уникального облика пещеры, формирование инфраструктуры припещерного комплекса); проведение работ по рациональному обследованию Кунгурской Ледяной пещеры; посещение пещеры командой участников Международного Чемпионата Европы по боксу; участие в международной выставке «Cave Expo», республика Корея
2003г. 7-8 июня научная  конференция «Кунгурской Ледяной  пещере 300 лет научной и туристической  деятельности»; фестиваль рок  музыки «Rock - Line»; посетила пещеру прямая наследница Василия Николаевича Татищева – Марианна Дмитриевна Татищева
 
 
 
 
 
 

      Раздел 2. Использование теорий мотивации  на ООО «Сталагмит Плюс»

      ООО «Сталагмит Плюс» работает в сфере  туризма. Этому предприятию жизненно необходимы энергичные сотрудники, способные и желающие работать так, чтобы предприятие процветало и давало возможность карьерного роста людям, работающим в нем. Для выполнения данной задачи нужно создать определенную атмосферу в коллективе. А атмосфера должна поддерживаться мотивацией, которая удовлетворяла бы все основные  потребности работников.

      В ООО «Сталагмит Плюс» присутствуют следующие элементы мотивации труда:

    1. социальная защита;
    2. система вознаграждений.

      Социальная  защита включает в себя следующие аспекты:

    • оплата больничных листов
    • дотация на питание ежемесячно 300 рублей
    • предоставление автотранспорта
    • оплачиваемый отпуск 28 календарных дней
    • оплачиваемый учебный отпуск для государственных учебных заведений
    • путевки для детей сотрудников в детские лагеря по линии социальной защиты

        Система вознаграждений. На данном предприятии используют выплату премий перед различными праздниками (перед 8 Марта, 23 Февраля, Новым годом), а также за эффективный труд, способствующий процветанию предприятия. Размер премий и список работников, получающих вознаграждение, утверждается приказом директора. Пример приказа приведен в приложении № 1.

      Организация работает в столь прибыльной и развитой сфере бизнеса, но мотивации сотрудников здесь уделяется очень мало внимания.

      Не  смотря на современность и развитость изучаемого предприятия, здесь до сих пор используются самые первые концепции - концепция «кнута и пряника». Смысл ее заключается в том, что за успехи в работе сотрудника поощряют, а за какие-либо нарушения его наказывают.

      К системе поощрений относят премии, различные благодарности, обеспечение дополнительными выходными и т.д.

      В состав наказаний входят устное замечание, выговор с занесением в личное дело, строгий выговор и увольнение.

      Я считаю используемую на изучаемом предприятии  форму мотивации малоэффективной. Ее низкая эффективность обеспечивается за счет устаревания данной концепции и отсутствия людей, которые были бы ответственны за мотивирование сотрудников к высоко эффективному труду.

      Мне кажется, чтобы сделать труд работников более полезным для организации нужно нанять специалиста, который бы работал над изучением потребностей работников, составлением программы мотивации труда и контролировал осуществление составленной программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Человек осуществляет определенные действия под давлением на него совокупности внутренних и внешних сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В тоже время на основе исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, которые влияют на мотивацию и содержание процесса мотивации.

      Так называемые теории содержания мотивации  описывают, как различные группы потребностей оказывают влияние  на поведение человека. Не смотря на принципиальные отличия этих концепций, они, тем не менее, имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность и мотивации человека к действиям.

      Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория равенства и теория партисипативного управления, объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

      В России использование мотивации  пока не приносит желаемых результатов, т.к. менеджмент у нас появился достаточно недавно, и руководители пока не научились  использовать положения менеджмента  совместно с концепциями психологии и мотивирования. Это проблема не какой-то одной организации, а большинства компаний России. И поэтому ее нужно решать совместно. Лишь совместная работа руководителей и специалистов по персоналу приведет к желаемым результатам и достижению высокого уровня конкурентоспособности и прибыльности организации.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список

  1. В.В. Травин, В.А. Дятлов «Основы кадрового менеджмента»- М.: Дело 1995
  2. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» - М.: Дело ЛТД,1994
  3. О.С. Виханский, АП.И. Наумов «Менеджмент» - М.: Высшая школа, 1994
  4. А.И. Кочеткова «Основы управления персоналом» - М.: ТЕИС, 2000
  5. Дункан Джек У. «Основополагающие идеи менеджмента» - М.: Дело 1995
  6. Психология управления – М.: Дело 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
Приложение № 1.

      Тест  «Атмосфера в группе»

       Определять  и замерять уровень атмосферы в коллективе можно с помощью методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен подчеркнуть код между каждой из пар. Дистанция между парами кодируется по девятибалльной шкале слева направо следующим образом:

       9    8    7    6    5    4    3    2    1 

       Чем выше суммарный балл, тем лучше  атмосфера в коллективе.  

   Вывод: максимальное количество, которое может сложиться, 90 баллов. Получили следующие результаты: Иглина Ю.А. – 79 баллов, Кокуркина Е.К. – 67 баллов, Булашова М.В. -74 балла. В среднем получилось 73 балла. По итогам проведённого тестирования можно сделать вывод, что  психологическая атмосфера в данном коллективе хорошая, т.е. сотрудники работают успешно, в согласии, и в целом – это сплочённый коллектив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение  № 2.

      Тест  «Формирование положительной  групповой мотивации»

№ п/п Преобладающие факторы Оценка в  баллах Преобладающие факторы
1 Высокий уровень  сплоченности группы  
7 6 5.4 3 2 1
Низкий уровень  сплоченность группы
2 Высокая активность членов группы  
7.6 5 4 3 2 1
Низкая активность членов группы
3 Нормальные  межличностные отношения в группе  
7 6 5 4 3 2.1
Плохие межличностные  отношения в группе
4 Отсутствие  конфликтов в группе  
7 6 5 4 3 2 1.
Наличие конфликтов в группе
5 Высокий уровень  групповой совместимости  
7 6 5 4.3 2 1
Низкий уровень  групповой совместимости
6 Личностное  осмысление организационных целей  
7 6 5.4 3 2 1
Неприятие работниками  организационных целей
7 Признание авторитета руководителя  
7 6.5 4 3 2 1
Члены группы не признают авторитета руководителя
8 Уважение к  компетентности руководителя  
7 6.5 4 3 2 1
Члены группы не отдают должного компетентности руководителя
9 Признание лидерских  качеств руководителя 7 6.5 4 3 2 1 Члены группы не считают своего руководителя лидером
10 Наличие доверительных  отношений членов группы с руководителем  
7 6 5 4.3 2 1
Отсутствие  доверительных отношений членов группы с руководителем
11 Участие членов группы в процессе принятия решений  
7 6 5.4 3 2 1
Члены группы не участвуют в обсуждении и принятии решений
12 Есть условия  для выражения творческого потенциала членов группы  
7.6 5 4 3 2 1
Нет условий  для выражения творческого потенциала членов группы
13 Стремление  принять ответственность членами  группы за выполняемую работу  
7 6 5.4 3 2 1
Отсутствие  стремления у членов группы принимать  ответственность за выполняемую  работу
14 Наличие хорошего психологического климата в группе  
7 6 5 4 3.2 1
Наличие плохого  психологического климата в группе
15 Высокий уровень  контроля над действиями каждого  члена группы  
7 6 5 4.3 2 1
Низкий уровень  контроля над действиями каждого  члена группы
16 Наличие активной жизненной позиции внутри группы  
7 6.5 4 3 2 1
Отсутствие  активной жизненной позиции внутри группы
17 Стремление  к самореализации у членов группы  
7.6 5 4 3 2 1
Отсутствие  стремления к самореализации у членов группы
18 Высокая степень  согласованности действий у членов группы  
7 6 5 4 3.2 1
Слабая степень  согласованности действий у членов группы
19 Сформированность  общегрупповых ценностей  
7 6 5 4 3 2 1.
Отсутствие  общегрупповых ценностей
20 Отсутствие  стрессов внутри группы  
7 6 5 4.3 2 1
Наличие стрессов
21 Желание работать в группе  
7 6 5 4.3 2 1
Стремление  членов группы работать индивидуально
22 Положительное отношение членов группы к своему руководителю  
7 6 5.4 3 2 1
Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
23 Положительное отношение руководителя к своим подчиненным  
7.6 5 4 3 2 1
Отрицательное отношение руководителя к своим  подчиненным
24 Принятие нравственных норм поведения внутри группы  
7.6 5 4 3 2 1
Отсутствие  нравственных норм поведения внутри группы
25 Умение проявлять  самостоятельность в решении поставленных задач  
7.6 5 4 3 2 1
Отсутствие  стремления самостоятельно решать поставленные задачи
 

      Оценка  результатов

      25-48 баллов – группа отрицательно  мотивирована;

      49-74 балла – группа слабо мотивирована;

      75-125 баллов – группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов;

      126-151 балл – группа в достаточной  степени мотивирована на достижение  успеха в деятельности;

      152-175 баллов – группа положительно  мотивирована на успех в деятельности. 

      На  вопросы теста отвечала начальник отдела туризма Булашова М.В. Получились такие результаты: 121 балл. Исходя из этого, можно сделать вывод, что группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГОУ СПО «Кунгурский лесотехнический техникум»

     Рецензия

на курсовую работу по дисциплине «Управленческая  психология» на тему «Мотивационные состояния и использование теорий мотивации на предприятии» студентки  группы МН-32с Султановой Ульяны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа заслуживает оценки _____________

     Преподаватель:

Информация о работе Мотивационные состояния и использование теорий мотивации на предприятии