Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Введение
В жизни каждого человека рано или поздно наступает пора, когда он встает перед проблемой определения дальнейшего жизненного пути. Именно в это время перед молодым человеком наиболее остро встают вопросы поиска своего профессионального будущего, выбора профессии и овладения ею.
Заканчивая школу, старшеклассники сталкиваются с одной из самых не простых проблем – самоопределение. На их решение могут повлиять различные факторы, например как: плохое осознание своих способностей, некоторые основываются на предпочтениях родителей, другие гоняться за более «модными» профессиями, а некоторые, просто, не знают, чего хотят. Затруднения с выбором профессии, также могут возникнуть из-за высокой или низкой самооценки: «Я не с могу, слишком тяжело!» или «Эта профессия для более глупых!».
Итак, актуальность данной курсовой работы на тему «Исследование мотивов выбора профессии у старшеклассников» заключается в том, чтобы помочь школьнику решить вышеперечисленные проблемы.
По своей актуальности мотивы выбора профессии считается одной из самых важных и сложных проблем в психолого-педагогическом направлении.
Проблеме мотивов выбора профессии уделялось большое внимание таких психологов, как: Е.А. Климов [6]; И.Ю.Кулагина [8]; Л.М. Митина [9]; В.И. Степанский [16] и многие другие.
Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Гипотеза: выбор будущей профессии осуществляется на основе нескольких мотивов: материальные, социальные и мотивы делового отношения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Нами были использованы следующие методики:
Практическая значимость: результаты проведённого исследования могут быть использованы школьными психологами и педагогами, для разработки программ по профориентационной работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации выбора профессии у старшеклассников
Раннюю юность
считают третьим миром, существующим
между детством и взрослостью.
В это время ребенок
Юношеский возраст отделяет отрочество от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. Возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного ребенка, который стремиться повзрослеть, до действительно взрослого человека.
В.С. Мухина [12] утверждает, что в юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе «Кто Я?», «Каким Я должен быть?», по отношению к окружающим, а также моральным ценностям.
Юность, по мнению В. И. Слободчикова [15], - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».
Юность - это время, когда человеку необходимо выбрать свой жизненный путь, реализация себя как студента, работника, как супруга.
И.С. Кон [7] отмечает, что социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. И это является большим стрессовым фактором.
По мнению И.В. Шаповаленко [20], психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Опираясь на мнение И.А. Фурманова [18], можно сказать, что жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую ещё весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы.
Л.И. Божович [1] отмечает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.
Также, по мнению И.Ю. Кулагиной [8], самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя, как члена общества, принятия своего места в нем.
Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятия настоящего, с точки зрения будущего. Осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащие ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с тем, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.
Согласно И.Ю. Кулагиной [8], в отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
И.Ю. Кулагина [8] считает, что динамика развития в юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В старших классах интерес к общению со взрослыми усиливается.
При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.
По мнению В.С. Мухиной [12], именно в юношеском возрасте происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные
стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы и индивидуальные особенности: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Л.М. Митина [9] говорит о том, что связь мотивов с потребностями выступает как «динамически-энергетический» потенциал мотивации личности. Именно через динамические составляющие находят свое выражение такие важнейшие характеристики человеческой мотивации, определяющие ее индивидуальную неповторимость, как избирательность и пристрастность, осознанность и произвольность. Через динамический аспект мотивации реализуются побудительная, т.е. приводящая человека в «движение» к той или иной цели, и динамизирующая функции мотивов, она в свою очередь определяется мерой активности человека при достижении им определенных целей.
Через предметно-содержательные составляющие мотивов и мотивации находят свое выражение такие характеристики человеческой мотивации, как осмысленность и системность, свобода и ответственность. В предметно-содержательном аспекте мотивации реализуется направляющая (регуляторная) и смыслообразующая функции мотивов.
Регуляторная функция мотивов проявляет себя не только в том, какие именно цели и задачи и с помощью каких приемов и средств достигаются и решаются человеком в его жизнидеятельности, а то каким из них и в какой последовательности он отдает предпочтение.
Смыслообразующая функция мотивов определяется мерой уяснения человеческой роли и места его отношений к предметному миру, взаимоотношений с людьми и с самим собой, требования к людям и самому себе, а также мерой проникновения его в смысл и значение своих действий и поступков, деятельности и поведения в целом.
Существует множество определений мотива. А.К. Маркова [10] считает, что мотив-это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Другими словами можно сказать, когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.
Х. Хекхаузен [19] считает, что в настоящее время мотивы определяют как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных целостных диспозиций.
Определенному мотиву соответствует целое множество отдельных параметров. Однако мотив всегда остается так называемым « гипотетическим конструктом», т.е. чем – то мыслимым, а не наблюдаемым посредственно.
М.В. Матюхина [11] считает, что мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что - то делать, переживать в процессе деятельности.
М.В. Матюхина [11], все мотивы разделяет на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знании; другие мотивы лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узко личными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников