Мотивы выбора профессии у старшекласников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Файлы: 1 файл

kursovik_4_kurs.docx

— 108.77 Кб (Скачать файл)

Существуют разные мотивы получения высшего образования у старшеклассников. Они различаются по гендорному признаку. Юноши на первое место ставят получение статуса в обществе, а девушки наоборот – возможность в будущем хорошо зарабатывать.

Мотивационное ядро состоит из интереса к профессии, соответствия профессии личным данным, и понимания общественного долга. Наряду с ведущим мотивом функционирует и некоторое количество побочных мотивов, причем отношение между ними могут быть как гармоничными, так и конфликтными. Также, помимо общего для всех противоречия между процессом и продуктом труда у каждого человека существуют свои собственные личностные проблемы и вытекающие из них побуждения, отражающиеся в мотивах при выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Опыт диагностики мотивов выбора профессии у старшеклассников

2.1. Задачи, база  и методы исследования

Опытно – экспериментальная работа проходила в период с 18.11.2013 по 22.12.2013 на базе МБОУ Лицей №4 «Многопрофильный» города Пскова. В классе 24 ученика – 13 мальчиков и 11 девочек, из них 21 (11 девочек и 10 мальчиков) согласились участвовать в  опытно – экспериментальной работе. Данный класс работает по направлению общеобразовательной системе.

Для организации опытно – экспериментальной работы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами были использованы следующие методики:

Опросник мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова).

Данная методика позволяет определить мотивы выбора профессии старшеклассниками. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов: 

«очень сильно повлияло» - 5 баллов;  
«сильно повлияло» - 4 балла;  
«средне повлияло» - 3 балла;  
«слабо повлияло» - 2 балла;  
«никак не повлияло» - 1 балл.  
Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.

Бланк для ответов

Утверждения

оценка

1

Требует общения с разными людьми

 

2

Нравится родителям

 

3

Предполагает высокое чувство ответственности

 

4

Требует переезда на новое место жительства

 

5

Соответствует моим способностям

 

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

 

7

Дает возможность приносить пользу людям

 

8

Способствует умственному и физическому развитию

 

9

Является высокооплачиваемой

 

10

Позволяет работать близко от дома

 

11

Является престижной

 

12

Дает возможности для роста профессионального мастерства

 

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

 

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

 

15

Является привлекательной

 

16

Близка к любимому школьному предмету

 

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

 

18

Избрана моими друзьями

 

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

 

20

Дает большие возможности проявить творчество

 

 

Обработка данных

 
Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.  
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.  
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.  
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.  
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.  
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.  
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

  1. Методика определения основных мотивов выбора профессии  
    (Е.М. Павлютенков)

Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.  
Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.

Инструкция: В предложенном Вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:  
«Да» - 5 баллов;  
«Скорее да, чем нет» - 4 балла;  
«Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;  
«Скорее нет, чем да» - 2 балла;  
«Нет» - 1 балл. 

Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.

Бланк для ответов

суждения

да

скорее да, 
чем нет

затрудняюсь 
ответить

скорее нет, 
чем да

нет

1

Позволяет приносить пользу нашему обществу.

         

2

Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле.

         

3

Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах.

         

4

Позволяет совершенствовать свой духовный мир.

         

5

Позволяет ощущать радость труда.

         

6

Способствует осознанию красоты труда.

         

7

Позволяет использовать все свои способности.

         

8

Позволяет постоянно самосовершенствоваться.

         

9

Дает большие возможности для творчества.

         

10

Позволяет быть оригинальным в работе.

         

11

Требует большого умственного напряжения.

         

12

Требует большого физического напряжения.

         

13

Хорошо оплачивается.

         

14

Обеспечивает стабильное будущее.

         

15

Ценится среди друзей и знакомых.

         

16

Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост.

         

17

Дает возможность работать в городе.

         

18

Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе.

         

Обработка данных. 
Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.  
Группы мотивов:

    • социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности;
    • моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств;
    • эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности;
    • познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда;
    • творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества;
    • связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд;
    • материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага;
    • престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе;
    • утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
  1. Мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна)

Инструкция.  Прочитайте утверждения, относящиеся к различным мотивам выбора профессии. Оцените, насколько эти мотивы значимы для вас, поставив в бланке ответов рядом с номером соответствующего утверждения 3 балла, если мотив очень значим для вас; 2 балл  -  если мотив, скорее, значим, чем нет; 1 балл  –  если мотив, скорее, не значим, чем значим, 0 баллов – если мотив не имеет значения.

При выборе профессии я буду учитывать…

1.  Престиж данной профессии  в обществе.

2.  Желание получить  материальную независимость от  родителей.

3.  Интерес к содержанию  профессии.

4.  Желание попробовать  различные варианты решения профессиональной  задачи.

5.  Влияние семейных  традиций.

6.  Возможность заниматься  индивидуальной трудовой деятельностью.

7.  Возможность саморазвития  в избираемой сфере трудовой  деятельности.

8.  Возможность привлечь  свои  способности и  знания,  не связанные  напрямую с профессией.

9.  Желание руководить  другими людьми.

10.  Возможность удовлетворить  свои материальные потребности.

11.  Успеваемость в школе  по предметам, соответствующим избираемой  сфере трудовой деятельности.

12.  Желание  узнать  что-то  новое  по  интересующему  меня вопросу, сделать какое-то  открытие.

13.  Не столько возможность  работы по специальности, сколько  сам факт получения дипломао высшем образовании.

14.  Возможность предпринимательской  деятельности.

15.  Возможность реализовать  свои планы.

16.  Возможность выдвигать  свои идеи, предлагать новые  способы  решения  поставленных задач.

17.  Возможность получить  профессию без длительного обучения.

18.  Необходимость материально  обеспечить семью.

19.  Уверенность, что избранная  профессия соответствует моим  способностям.

20.  Желание заниматься  несколькими делами одновременно  или переключаться с одного  вида деятельности на другой.

21.  Желание работать  в престижном месте.

22.  Желание приобрести  экономические знания.

23.  Стремление сделать  свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

24.  Возможность выбирать  для себя профессиональные задачи  и самостоятельно решать их.

25.  Желание иметь модную  профессию.

26.  Стремление найти  удачный способ зарабатывать  себе на хлеб.

27.  Возможность проявить  самостоятельность в работе.

28.  Возможность самовыражения, проявления своих способностей.

29.  Возможность быть  в центре внимания, путешествовать, иметь знаки отличия и т. п.

30.  Интерес к материальной  стороне профессии или должности.

31.  Желание приносить  пользу людям.

32.  Склонность выполнять  интересную для меня работу, даже  если успех ее

не гарантирован.

Обработка результатов

Подсчитайте число баллов в каждом столбце и запишите сумму в нижней клетке. Буквы «П», «М», «Д», «Т» обозначают следующие мотивы выбора профессии: «Престиж профессии», «Материальное благополучие», «Деловое отношение», «Творческое отношение».

0-4 – мотив не выражен 

5-8 – слабая выраженность  мотива

9-14 – умеренная выраженность  мотива

15-19 – выраженность мотива

20-24 – яркая выраженность  мотива

 

2.1. Результаты  работы

После обработки выше описанных методик (Опросник Р.В. Овчаровой (Мотивы выбора профессии); Е.М. Павлютенко (Определения основных мотивов выбора профессии); С. Гришпунина (Мотивы выбора профессии)) были получены результаты, представленные в Таблицах 1, 2, 3.

Результаты по методике Р.В. Овчаровой (Мотивы выбора профессии) представлены в Таблице 1.

В данную таблицу включены: фамилия, имя испытуемых и виды мотивов:

    • внутренние индивидуально – значимые мотивы;
    • внутренние социально – значимые мотивы;
    • внешне положительные мотивы;
    • внешне отрицательные мотивы.

 

Таблица 1

Мотивы выбора профессии

 

ФИО

Мотивы

Внутренние индивидуально значимые

Внутренние социально значимые

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Василий А.

   

 

Елизавета Б.

 

+

   

Мария В.

+

     

Алина Г.

+

     

Полина Г.

+

+

   

Любовь Г.

 

+

   

Александр Г.

 

+

   

Константин И.

+

     

Даниил К.

+

     

Виктория Л.

 

+

   

Кристина Л.

 

+

   

Юлия Н.

 

+

   

Ольга П.

+

     

Александр Р.

 

+

   

Антон С.

 

+

   

Евгений С.

 

+

   

Серафим С.

 

+

   

Кирилл Т.

+

+

   

Александра У.

+

     

Дарья Ш.

+

     

Юрий Ш.

+

+

 

+

Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников