Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.
4. Несмотря на наличие видимой мотивации к тем или иным профессиям, необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной самооценки и профессионального самоопределения, а также дополнительной мотивации.
5. На профессиональное
самоопределение старшеклассников
можно оказывать влияние путем
воздействия на мотивационную
сферу, т.к. мотивы являются наиболее
управляемым звеном в
6. Разнообразные диагностические методики могут носить только рекомендательный характер для учащихся или их родителей.
7. Оценить внешние и
внутренние условия достижения
к той или иной профессии, т.е.
материальное состояние, возможное
противодействие со стороны
Выводы по второй главе
Опытно-экспериментальная работа проходила в период с 18.11.2013 по 22.12.2013 на базе МБОУ Лицей №4 «Многопрофильный» города Пскова.
Нами использовались следующие методики:
В результате проведения опросника Р.О. Овчарова «Мотивы выбора профессии», ведущим мотивом при выборе профессии являются внутренние социально значимые мотивы, которые составляют 52%, т.е. этот мотив выбрали 13 учеников. Это говорит о том, что на выбор профессии, возможно, повлияли родители, друзья, социальные установки (престиж профессии, заработная плата и т.д.).
При подведении итогов методики определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенко, было выявлено, что школьники опираются на несколько мотивов. Ведущими являются: материальный – 21%., который выбрали большинство учеников, а именно 12 человек; утилитарный, который составляет 19% - 11 учеников выбрали этот мотив; познавательный – 16%. Его выбрали 9 человек.
Что касается методики С. Гришпунина (Мотивы выбора профессии), то можно сказать, что большинство учеников, а именно 16 человек, что составляет 59%, выбрали мотив «деловое отношение».
Исходя из проведенных методик, можно сделать вывод, что ученики при выборе профессии руководствуются несколькими мотивами. Для них важен заработок, признание со стороны знакомых, близких, и конечно быть профессионалом в своем деле.
Заключение
Проведенное исследование на тему «Исследование мотивов выбора профессии у старшеклассников» позволило достичь поставленную в начале исследования цель, а именно: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников. Также были решены поставленные задачи.
Проанализировав источники используемой литературы, нами было выявлено, что для более полного изучения данной проблемы, предоставленной литературы достаточно.
Формами проявления мотива выбора профессии у старшеклассников являются: изучение литературы по выбранной профессии; посещение организаций, связанных с выбранной профессией; беседа с работникам данных организаций; выбор подходящего вуза; беседа с учителями, родителями о возможностях поступления в вуз по выбранной профессии.
Обобщив, предложенные психолого-педагогические рекомендации по выявлению мотивов выбора профессии у старшеклассников, мы пришли к выводу, что нельзя давать четких установок старшеклассникам по мотивам выбора профессий, т.е. навязывать свое мнение, указывать на те или иные мотивы, а постепенно формировать готовность самостоятельно определиться с мотивами, тем самым ученикам будет проще сделать выбор будущей профессии.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: из опросника мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова) следует, что учащиеся 11класса, при выборе профессии опираются на внутренние социально значимые мотивы, которые составляют 52%. Согласно методики определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков), у школьников преобладающим мотивом при выборе профессии является материальный – 21%. Из методики мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна) следует, что у старшеклассников ведущим мотивом выбора профессии является деловое отношение, составляющий 59%.
Таким образом, исходя из эмпирических данных, можно сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена, а именно: выбор будущей профессии осуществляется на основе нескольких мотивов: социальные, материальные, деловое отношение. Эти мотивы, также могут подавляться другими, наиболее значимыми.
Список литературы
Приложение 1. Опросник мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова).
Приложение 2. Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).
Приложение 3. Мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна).
Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников