Мотивы выбора профессии у старшекласников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Файлы: 1 файл

kursovik_4_kurs.docx

— 108.77 Кб (Скачать файл)

4. Несмотря на наличие видимой мотивации к тем или иным профессиям, необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной самооценки и профессионального самоопределения, а также дополнительной мотивации.

5. На профессиональное  самоопределение  старшеклассников  можно оказывать влияние путем  воздействия на мотивационную  сферу, т.к. мотивы являются наиболее  управляемым звеном в профессиональной  направленности личности.

6. Разнообразные диагностические  методики могут носить только  рекомендательный характер для  учащихся или их родителей.

7. Оценить внешние и  внутренние условия достижения  к той или иной профессии, т.е. материальное состояние, возможное  противодействие со стороны людей, свои возможности, личные качества  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа проходила в период с 18.11.2013 по 22.12.2013 на базе МБОУ Лицей №4 «Многопрофильный» города Пскова.

Нами использовались следующие методики:

    • Опросник мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова).
    • Методика определения основных мотивов выбора профессии  
      (Е.М. Павлютенков).
    • Мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна).

В результате проведения опросника Р.О. Овчарова «Мотивы выбора профессии», ведущим мотивом при выборе профессии являются внутренние социально значимые мотивы, которые составляют 52%, т.е. этот мотив выбрали 13 учеников. Это говорит о том, что на выбор профессии, возможно, повлияли родители, друзья, социальные установки (престиж профессии, заработная плата и т.д.).

При подведении итогов методики определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенко, было выявлено, что школьники опираются на несколько мотивов. Ведущими являются: материальный – 21%., который  выбрали большинство учеников, а именно 12 человек; утилитарный, который составляет 19% - 11 учеников выбрали этот мотив; познавательный – 16%. Его выбрали 9 человек.

Что касается методики С. Гришпунина (Мотивы выбора профессии), то можно сказать, что большинство учеников, а именно 16 человек, что составляет 59%, выбрали мотив «деловое отношение». 

Исходя из проведенных методик, можно сделать вывод, что ученики при выборе профессии руководствуются несколькими мотивами. Для них важен заработок, признание со стороны знакомых, близких, и конечно быть профессионалом в своем деле.

 

Заключение

Проведенное исследование на тему «Исследование мотивов выбора профессии у старшеклассников» позволило достичь поставленную в начале исследования цель, а именно: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников. Также были решены поставленные задачи.

Проанализировав источники используемой литературы, нами было выявлено, что для более полного изучения данной проблемы, предоставленной литературы достаточно.

Формами проявления мотива выбора профессии у старшеклассников являются: изучение литературы по выбранной профессии; посещение организаций, связанных с выбранной профессией; беседа с работникам данных организаций; выбор подходящего вуза; беседа с учителями, родителями о возможностях поступления в вуз по выбранной профессии.

Обобщив, предложенные психолого-педагогические рекомендации по выявлению мотивов выбора профессии у старшеклассников, мы пришли к выводу, что нельзя давать четких установок старшеклассникам по мотивам выбора профессий, т.е. навязывать свое мнение, указывать на те или иные мотивы,  а постепенно формировать готовность самостоятельно определиться с мотивами, тем самым ученикам будет проще сделать выбор будущей профессии.

В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: из опросника мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова) следует, что учащиеся 11класса, при выборе профессии опираются на внутренние социально значимые мотивы, которые составляют 52%. Согласно методики определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков), у школьников преобладающим мотивом при выборе профессии является материальный – 21%. Из методики мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна) следует, что у старшеклассников ведущим мотивом выбора профессии является деловое отношение, составляющий 59%.

Таким образом, исходя из эмпирических данных, можно сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена, а именно: выбор будущей профессии осуществляется на основе нескольких мотивов: социальные, материальные, деловое отношение. Эти мотивы, также могут подавляться другими, наиболее значимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Л.И. Божович Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
    2. Н.В.Бордовская Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
    3. Л.С. Выготский Педология подростка  / Л.С.Выготский - М.,1984. - 428с.
    4. И.А. Земечко К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А.И. Земечко, 2000-186с.
    5. Р. Каверина Изучение способностей школьников - основа профориентации / Р. Каверина // Педагогическая диагностика. - 2005. - №5,с.86-99.
    6. Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
    7. И.С. Кон Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
    8. И.Ю.Кулагина Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - 2-е изд.-М: Изд-во УРАО, 1997.-176с.
    9. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, В.Г. Шавырина и др.; Под. ред. Л.М. Митиной.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-336с.
    10. Маркова А.К.  Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
    11. Матюхина. М.В. Мотивация учения младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. - М., 2006,- 228 с.
    12. В.С. Мухина Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.-5-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456с.
    13. Психология развивающейся личности/Под ред. А.В. Петровского; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1987.-240с.
    14. Е.И. Рогов Выбор профессии: Становление профессионала /  Е.И.Рогов.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-336с.
    15. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
    16. В.И. Степанский Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперемент / В.И. Степанский.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-112с.
    17. Толстых Н.Н. Дети без семьи  / И.И.Толстых, А.М.Прихожан - М.: Педагогика, 1990. - 158с.
    18. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства  / Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова И.В. - Мн.: Тесей, 1999. - 160с
    19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен.-2-е изд.-СПб.:Питер;М.:Смысл,2003.-860с.
    20. И.В. Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) /И.В.Шапаваленко.- М.: Гардарики, 2004. — 349 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1. Опросник мотивы выбора профессии (Р.О. Овчарова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна).


Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников