Мотивы выбора профессии у старшекласников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Файлы: 1 файл

kursovik_4_kurs.docx

— 108.77 Кб (Скачать файл)

А.К. Маркова[10] выделяет следующие виды мотивов: познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельно приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы имеют следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные (позиционные) мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В соответствии с видами и уровнями мотивы проходят следующие этапы: актуализация привычных мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, положительное подкрепление мотива при реализации этих целей, появление на этой основе новых мотивов.

Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, обобщенность, доминирование в общей структуре мотивации), и динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другого, эмоциональная окраска мотивов).

М.В. Матюхина [11] утверждает, что отношение к учению определяется группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это — познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса — с другой.

 

1.3. Проявления  мотива выбора профессии в  юношеском возрасте

Проблема выбора профессии актуальна всегда, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

По мнению В.И. Степанского [16], мотивирующее значение при выборе профессии заключено в том, что овладение профессией является условием для допуска к специализированной трудовой деятельности, следовательно, выбор профессии как ближайший шаг на этом пути оказывается мотивирован дальней перспективой, что значительно ценнее сиюминутной приходящей мотивации.

Л.М. Митина [9] считает, что практически любые действия и поступки человека, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три основных вопроса:

1) что человек хочет, к  чему он стремиться, что для  него является важным, значимым, привлекательным, каковы его потребности?

2) почему, зачем и ради  чего человек хочет что-то сделать, почему он к этому стремится, почему что-то является для  него значимым? Зная ответы на  эти вопросы, можно сказать о  мотивах поступков и действий  человека, о мотивации его деятельности  и поведения в целом.

3) что и как человек  получает или хочет получать  в результате своих действий  или поступков? Здесь раскрываются  цели и задачи, на достижение  и решение которых направлены  усилия человека.

А.В. Петровский [13] утверждает, что становясь реально действующим мотивом, профессиональные намерения меняют учебную активность старшеклассников, начинающих оценивать свои школьные знания в зависимости от своей будущей профессии, усиливают интерес к учебным предметам, связанных с выбираемой профессией, оказывают влияние на ценностные ориентации детей, на отношение к родителям и учителям.

Е.И. Рогов [14] считает, что для правильного выбора профессии школьник и его родители, должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы. По мнению академика Е.А. Климова [6], можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль в выборе профессии: информированность; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.

Исторически проблема выбора профессии имеет два решения, которые французский психолог А.Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый – диагностический – сводит выбор человеком профессии к определению его профессиональной пригодности. В его основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменные, стабильные, мало подверженные влияниям среды и развитию. Второй подход – воспитательный – направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, на его самоопределение. Основное значение в нем придается изучению развития  личности в процессе овладения разными видами деятельности.

А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов.

Внешние мотивационные факторы:

1) факторы давления –  рекомендации; советы; указания со  стороны других людей, а также  примеры героев кино, литературных  персонажей и др.; требования объективного  характера (служба в армии, материальное  положение семьи); индивидуальные  объективные обстоятельства (состояние  здоровья, способности);

2) факторы притяжения-отталкивания  – примеры со стороны непосредственного  окружения человека, со стороны  других людей; обыденные эталоны  «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);

3) факторы инерции –  стереотипы наличных социальных  ролей (семейные, членство в неформальных  группах); привычные занятия (возникшие  под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы:

1)  собственные мотивационные  факторы профессии – предмет  труда; процесс труда (привлекательный  – непривлекательный, эстетические  аспекты, разнообразие – однообразие  деятельности, детермированность – случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный – коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;

2)  условия труда –  физические (климатические, динамические  характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость  разъездов); организационные условия (самостоятельность – подчиненность, объективность – субъективность  в оценке труда); социальные условия (трудность – легкость получения  профессионального образования, возможности  последующего трудоустройства; надежность  положения работника; свободный  – ограниченный режим; социальный  микроклимат);

3)  возможности для  реализации внепрофессиональных целей – возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.

С точки зрения В.И. Степанского [16], к мотивам при выборе профессии можно, с уверенностью, отнести зарплату, престижность профессии, потребность в реализации индивидуальных особенностей, возможности творчества.

Для многих современных студентов, мотивом при поступлении в ВУЗ является получение диплома. Выбор учебного заведения и дальнейшее получение образования напрямую связано со статусом его родителей, от их материального обеспечения.

Что касается парней, то мотивом поступления в учебное заведение часто является отсрочка от армии. Некоторые идут учится только из- за наличия в районе в котором проживает старшеклассник учебного заведения. Здесь речь идёт о доступности образования, а не о выбранном профиле. Некоторые даже не пытаются не куда поступать, а начинают искать себе подходящую работу. Для них движущим мотивом является заработок. Но таких выпускников меньшинство.

Что касается высших учебных заведений. Мотивом при выборе профессии и ВУЗ – а, в который будет поступать выпускник так же будет то – признаётся ли российский диплом за рубежом или нет. Этим обеспокоены в основном выпускники городских школ. По данным исследования почти все выпускники школ считают, что для получения образования необходимо развить у себя такие качества личности как целеустремлённость.

Существуют разные мотивы получения высшего образования у старшеклассников. Они различаются по гендорному признаку. Юноши на первое место ставят получение статуса в обществе, а девушки наоборот- возможность в будущем хорошо зарабатывать.

Согласно В.В. Ярошенко [16], мотивационное ядро состоит из интереса к профессии, соответствия профессии личным данным, и понимания общественного долга. В.Г. Лодмарков выделил как отдельные факторы выбора профессии: материальное обеспечение, стремление реализовать свое призвание, стремление участвовать в общественно значимой деятельности.

Ссылаясь на мнение В.И. Степанского [16], можно сказать, что поведение человека полимотивировано, т.е. наряду с ведущим мотивом обычно функционирует и некоторое количество побочных мотивов, причем отношение между ними могут быть как гармоничными, так и конфликтными. Также, помимо общего для всех противоречия между процессом и продуктом труда у каждого человека существуют свои собственные личностные проблемы и вытекающие из них побуждения, отражающиеся в мотивах при выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.

А.К. Маркова считает, что мотив-это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Другими словами можно сказать, когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Определенному мотиву соответствует целое множество отдельных параметров. Однако мотив всегда остается так называемым « гипотетическим конструктом», т.е. чем – то мыслимым, а не наблюдаемым посредственно.

Отношение к учению определяется группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это — познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса — с другой.

Мотивирующее значение при выборе профессии заключено в том, что овладение профессией является условием для допуска к специализированной трудовой деятельности, следовательно, выбор профессии как ближайший шаг на этом пути оказывается мотивирован дальней перспективой, что значительно ценнее сиюминутной приходящей мотивации.

Для правильного выбора профессии школьник и его родители, должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы. По мнению академика Е.А. Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль в выборе профессии: информированность; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.

К мотивам при выборе профессии можно, с уверенностью, отнести зарплату, престижность профессии, потребность в реализации.

Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников