Мотивы выбора профессии у старшекласников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить методы исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у старшеклассников.
Предмет исследования: способы изучения мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Файлы: 1 файл

kursovik_4_kurs.docx

— 108.77 Кб (Скачать файл)

Из Таблицы 1 видно, что в основном, у учеников, преобладает один мотив при выборе профессии, но у некоторых школьников преобладает несколько мотивов. Это говорит о том, что на выбор профессии влияет несколько факторов, так же, возможно, эти ученики не определились с будущей профессией.

Результаты Таблицы 1, были нами проанализированы и представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Структура преобладающего мотива при выборе профессии

Из рисунка 1 следует, что преобладающим мотивом при выборе профессии являются внутренние социально значимые мотивы, которые составляют 52%, т.е. этот мотив выбрали 13 учеников. Это говорит о том, что на выбор профессии, возможно, повлияли родители, друзья, социальные установки (престиж профессии, заработная плата и т.д.). Внутренние мотивы указывают на удовлетворенность будущей работой благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководство другими людьми. Что касается внутренних индивидуально значимых мотивов, то они составляют 40% - 10 человек выбрали данный мотив. Из этого следует, что на выбор профессии повлияли, в основном, личные качества ученика, т.е. его выбор исходит из личных интересов. Человек будет трудиться с удовольствием, без лишнего давления. Также 4% составляют внешние положительные мотивы – 1 человек выбрал этот мотив и внешние отрицательные мотивы, его выбрал также 1 человек. Что касается этих двух мотивов, то можно сказать, что его основой является заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи. Ученик, который выбрал положительный мотив, основывается на материальном стимулировании, возможности продвижения по службе, одобрением коллектива, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Школьник, который выбрал отрицательный мотив, основывается на воздействии на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Но у этого ученика также ведущим мотивом является внутренний индивидуально значимый. Из этого следует, что эти два мотива взаимодействуют при выборе профессии.

Результаты по методике Е.М. Павлютенко (Определения основных мотивов выбора профессии) представлены в Таблице 2.

В данную таблицу включены: фамилия, имя испытуемых, группы мотивов:

    • социальные;
    • моральные;
    • эстетические;
    • познавательные;
    • творческие;
    • связанные с содержанием труда;
    • материальные;
    • престижные;
    • утилитарные.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Виды преобладающих мотивов при выборе профессии

ФИО

Мотивы

Социальные

Моральные

Эстетические

Познавательные

Творческие

Связанные с содержанием труда

Материальные

Престижные

Утилитарные

Василий А.

           

+

   

Елизавета Б.

           

+

 

+

Мария В.

           

+

   

Алина Г.

     

+

+

+

 

+

 

Полина Г.

     

+

         

Любовь Г.

           

+

   

Александр Г.

     

+

+

 

+

 

+

Константин И.

     

+

+

   

+

+

Даниил К.

+

 

+

 

+

       

Виктория Л.

 

+

 

+

 

+

+

 

+

Кристина Л.

 

+

+

   

+

+

+

+

Юлия Н.

     

+

   

+

   

Ольга П.

     

+

         

Александр Р.

     

+

 

+

+

 

+

Антон С.

             

+

+

Евгений С.

               

+

Серафим С.

             

+

+

Кирилл Т.

         

+

+

+

+

Александр У.

+

         

+

   

Дарья Ш.

   

+

+

+

+

+

+

+

Юрий Ш.

 

+

             

 

Из таблицы 2 видно, что при выборе профессии ученики руководствуются несколькими мотивами. Это может говорить о осознанном выборе профессии или о неопределенности в будущей профессии.

 

Рис. 2. Структура преобладающих мотивов при выборе профессии

Из рисунка 2 видно, что преобладающим мотивом при выборе профессии является материальный – 21%. Этот мотив выбрали большинство учеников, а именно 12 человек. Это говорит о том, что данные ученики стремятся получать определенные блага. Другим мотивом, не менее важным для учеников, является утилитарный, который составляет 19% - 11 учеников выбрали этот мотив. Данные школьники стремятся руководить людьми, работать в городе, стремятся к чистоте и легкости труда. Следующим ведущим мотивом является познавательный – 16%. Его выбрали 9 человек. Эти старшеклассники стремятся к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда. Также школьникам важен престиж их будущей профессии, который составляет 12%, а именно 7 учеников выбрали этот мотив. Он характеризуется как стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе. Шесть учеников – 10% отдают предпочтение мотиву, связанного с содержанием труда. Такие старшеклассники стремятся к четким знаниям о процессе труда, направленного на умственный и физический труд. 9% школьников отдают предпочтение творческому мотиву. Его выбрали 5 учеников. Они хотят быть оригинальными в работе, совершать научные открытия, получать возможность для творчества. Менее важными для учеников являются  эстетические и моральные мотивы, которые составляют по 5%. Каждый из мотивов выбрали по 3 ученика. Для них важен моральный облик, стремятся совершенствовать духовный мир, развивать нравственные качества, также стремятся к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получения ощущения радости от деятельности. Что касается социального мотива, его выбрали 2 человека, что составляет 3%. Эти старшеклассники хотят своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.

Результаты по методике С. Гришпунина (Мотивы выбора профессии) представлены в Таблице 3.

В данную таблицу включены: фамилия, имя испытуемых и мотивы:

    • престиж профессии;
    • материальное благополучие;
    • деловое отношение;
    • творческое отношение.

 

 

 

 

Таблица 3

Ведущие мотивы выбора профессии

 

Мотивы

Престиж профессии

Материальное благополучие

Деловое отношение

Творческое отношение

Василий А.

+

     

Елизавета Б.

   

+

 

Мария В.

+

     

Алина Г.

   

+

 

Полина Г.

   

+

 

Любовь Г.

 

+

   

Александр Г.

 

+

+

 

Константин И.

+

+

+

+

Даниил К.

 

+

+

+

Виктория Л.

 

+

   

Кристина Л.

   

+

 

Юлия Н.

   

+

 

Ольга П.

   

+

 

Александр Р.

   

+

 

Антон С.

 

+

   

Евгений С.

   

+

 

Серафим С.

   

+

 

Кирилл Т.

   

+

 

Александра У.

   

+

 

Дарья Ш.

   

+

 

Юрий Ш.

   

+

 

 

Из таблицы 3 видно, что ученики отдают свое предпочтение мотиву «Деловое отношение». У большинства старшеклассников данный мотив ярко выражен. Также из данной таблицы видно, что у некоторых школьников выражены все мотивы. Это может говорить о том, что ученикам важно не только деловое отношение, но и престиж профессии, материальное благополучие, творческое отношение.

Рис. 3. Структура ведущих мотивов выбора профессии.

Из рисунка 3 видно, что ведущим мотивом выбора профессии является деловое отношение, составляющий 59%, который выбрали большинство учеников, а именно 16 человек. Этот мотив характеризуется  регламентированностью, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Следующим, менее важным мотивом является материальное благополучие – 22%, который выбрали 6 человек. Для них важна заработная плата, определенные блага. Для трех учеников, также важен престиж профессии, составляющий 11%. Это говорит о том, что школьники стремятся к таким профессиям, которые важны среди знакомых, которые повысят или сохранит статус в обществе. Творческое отношение является менее важным мотивом, его выбрали всего лишь 2 ученика – 8%. Для них важна оригинальность, не типичное решение профессиональных задач, совершенствовать себя и условия труда в целом.

 

2.3.Психолого-педагогические  рекомендации педагогам (психологам) по выявлению мотивов выбора профессии у старшеклассников

По тому, как человек относиться  к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближнего и отдаленного -  человек не может рассчитывать на успех в жизни.

Поэтому мы хотим предложить рекомендации педагогам и школьным психологам по выявлению мотивов выбора профессии:

 1. Для обоснованного и сознательного  выбора профессии необходимо вооружить учащихся знаниями основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о мотивах выбора профессии.

2. Ознакомить учащихся  с миром  профессий, их содержанием, с  требованиями, которые они предъявляют  к психическим и физическим  качествам человека.

3. Использовать для изучения мотивов  учащихся к выбору профессии комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации и беседы, а также предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и профессиональное просвещение.

Информация о работе Мотивы выбора профессии у старшекласников