Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа
Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение
Содержание:
Введение
Актуальность исследования: Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), анатомически, прооперировав мозг, а также используя электрический ток (с помощью вживленных электродов). В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции. Более того, в последнее время накапливаются данные о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге.
С другой стороны,
все, что глубоко затрагивает
психику, отражается и на мозге, и
на всем организме. Известно, что горе
или сильная депрессия могут
привести к телесным (психосоматическим)
заболеваниям. Гипноз может вызвать
различные болезненные
В аспекте нашей проблемы особую ценность представляют исследования психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна; физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, психофизиологов К. Халла и др.
Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение
Гипотеза: Проблема соотношения мозга и психики. Между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
В настоящее время есть три решения психофизиологической проблемы:
1. Психическое
тождественно физиологическому, оно
представляет собой не что
иное, как физиологическую
2. Психическое
- это особый (высший) класс или
вид нервных процессов,
З. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
Ни одно
из приведенных выше решений не получило
общего признания, и работа в этом
направлении продолжается. Наиболее
существенные изменения в логике
анализа проблемы «мозг - психика» повлекло
за собой внедрение в
1. Проблема психики и мозга
В течение
длительного времени в
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия писали о необходимости проникновения в структуру и законы работы мозга, изучения связей мозга с формированием, развитием, распадом высших психических функций после поражений мозга. Они отводили существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писали, что психика есть не что иное, как функция головного мозга человека. «Отрывать психологию от законов работы мозга значило бы делать не меньшую ошибку, чем трактовать ее как чисто биологическую науку».
Научная психология,
изучающая сложнейшие формы сознательной
деятельности, общественной по происхождению,
опосредованной по строению и осуществляемой
мозгом, этим высшим продуктом естественной
истории, появилась на границе естественных
и общественных наук. Однако правильное
понимание этого положения
Пришло время,
когда бурное развитие общественных
наук поставило снова вопрос о
взаимоотношении психики и
В настоящее
время широко известен рост сердечнососудистых
заболеваний, черепно-мозговых травм,
опухолей мозга, ранений в связи
с непрекращающимися войнами
во многих странах мира. Все эти
заболевания мозга
В этой связи уместно отметить, что изучение мозговых основ высших психических функций стало общей задачей и для практической психологии и медицины и др., а также стало главной задачей нейропсихологии, направленной на изучение взаимосвязи нарушения системы определенных высших психических функций с поражением определенных зон мозга, механизмов их нарушения, на выделение синдромов нарушения высших психических функций и др.
Давно известно,
что при поражении одного участка
мозга может оказаться
В литературе имеется большой разброс в позициях разных авторов по ряду вопросов и, прежде всего роли биологического и социального в развитии психики, сложных взаимоотношений между мозгом и психикой, положение о морфогенезе мозга и его роли в развитии психики, идею сложной взаимозависимости развития мозга и психики и др. При анализе содержания любых концепций возникают вопросы: какова роль каждой составляющей, каковы закономерности их взаимодействия, какова роль единого биосоциального конструкта в формировании и развитии высших психических функций и отклонении или нарушении их развития, существует ли такой единый конструкт и закономерности его связи с мозгом и существует ли связь биологического и социального, каковы пути и средства их взаимодействия или их отсутствие и др.? На эти вопросы делали попытки ответить ряд выдающихся ученых: психологов, физиологов, неврологов - во все времена изучения важнейшей философской и психологической проблемы - проблемы психики и мозга.
Итак, современные
представления о социальном и
биологическом в психике
Вернемся к истокам…
2. Содержание понятия «мозг» в отечественных и зарубежных концептуальных воззрениях философов и психологов
Среди многочисленных тайн природы, над разгадками которых работает современная наука, пожалуй, одной из самых сложных является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части вселенной. Предполагая, что всегда стремились выяснить, как он устроен и функционирует.
Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому именно мозг, составляет материальную основу психических явлений, ученые врачу Алкмеону из Кротона (6 век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности он установил, из мозговых полушарий идут к глазным впадинам «две узкие дорожки».
Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Тогда зародилось учение о психике как продукте мозга, благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет ощущение слуха, зрения, обоняния, из последних же возникают память и представления (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности». Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах, в отличие от знаний об ощущениях, не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.
Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга осуществляется то, что мы называем «духовная жизнь»».
Из медицины эти представления перешли в философию.
Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось как гипотеза.
Аристотель, который сам прошел превосходную медицинскую школу возвращается к «сердцецентрической» схеме. «Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови».
Итак, учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции:
- концепция строгой локализации психических явлений;
- точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.
В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием.
Благодаря
успехам тонкой анатомии головного
мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии),
психологии, неврологии и нейрохирургии
удалось показать, что мозг - это,
прежде всего, сложнейшая психическая
система, действующая как