Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение

Файлы: 1 файл

Клнтрольная.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

      Чем отличается сознательная деятельность человека? Первое отличие заключается в  том, что деятельность животных может  осуществляться только по отношению  к предмету жизненной, биологической  потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно  связана с биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им. У  человека то, на что направлена деятельность, не совпадает с тем, что ее побуждает. Это проявляется в изготовлении орудий труда, в разделении функций (например, загонщика и охотника) в процессе трудовой деятельности.

      Вторая особенность  сознания заключается в том, что  человек обладает иными формами  отражения действительности, не только наглядным, чувственным, а отвлеченным, рациональным опытом, абстрактным мышлением. Обезьяна, по выражению Келлера, является рабом зрительного поля, то есть ее отражение ограничено наглядной ситуацией, она отражает непосредственно данные, внешние связи и отношения между предметами. Сознание же человека отражает существенные, устойчивые, закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира, выходит за пределы чувственного опыта.

      Решающим  фактором развития сознания является возникновение языка. Язык человека представляет сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы. Основной единицей языка являетсяпонятие. Именно в понятии отражены и закреплены существенные и устойчивые признаки того предмета, который оно обозначает. Возникновение языка и речи создает условия и возможности для усвоения не только своего индивидуального опыта, но и опыта других поколений - общественно-исторического опыта, что составляет третью важнейшую особенность сознания.

      Таким образом, сознание - это высший уровень отражения  действительности общественно-развитым человеком.

      Структура сознания

      В силу сложности  феномена сознания каждая из изучающих  его наук вносит определенную специфику  в определение сознания.

      В ряде областей знания существует специфический профессиональный подход. Так, например, в юриспруденции  под сознанием понимают способность  субъекта к логически обоснованному  и адекватно мотивированному  замыслу. В медицине рассматривают  сознание, исходя из того, что оно  может усиливаться и ослабляться, полностью исчезать при обмороке. Говорят об узости и широте сознания, его устойчивости и неустойчивости, ясности, тусклости, мерцании. Когда  врач говорит, что сознание больного ясное, он имеет в виду, прежде всего, нормальную ориентировку человека в окружающем: в месте, времени, а также в своей личности.

      Психология  рассматривает сознание как специфический  феномен духовной жизни человека, характеризующийся целым рядом  признаков. Во-первых, сознание есть осознание  окружающего мира, это определенная система знаний, исторически сложившихся, непрерывно пополняемых, преломленных через призму личного опыта. Осознать объект - это значит включить его в систему своих знаний, отнести его к определенному классу предметов, обозначить словом, вербализовать. При этом достоянием сознания могут быть как достоверные, так и недостоверные знания: догадки, вымыслы и пр. В сознании представлено единство чувственного и логического отражения.

      Вторым важным признаком и функцией сознания является отношение человека к миру, преломленное через систему потребностей. По поводу этой функции сознания Мясищев писал: «Психика и сознание, как высшая ступень психики, представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. В каждом акте психической деятельности мы имеем элементы того и другого». Отношение предполагает оценку и переживание этой оценки. Целеполагающая функция сознания - третья важнейшая характеристика - заключается в том, что в функции сознания входит формирование целей деятельности, построение планов и программ деятельности. Еще не начав действовать, человек имеет представление о результатах своей будущей деятельности - «модель потребного будущего» по выражению Бернштейна или «акцептор действия» по терминологии Анохина. Эта идеальная модель выполняет функцию регуляции деятельности.

      Итак, человеческое сознание способно отражать не только внешний мир, но и внутренний мир  самого человека. Поэтому четвертой  функцией сознания является самоотражение  или рефлексия. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.Самосознание - это знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей.

      Сознание  есть высший уровень психического отражения  и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой  идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя.

      3.4 Сознание и неосознаваемое психическое

      Соотнесение понятий сознание и психика показывает, что психика более широкое  понятие, чем сознание, поскольку  психические явления могут носить как актуальный, так и потенциальный  характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не участвующие в процессах  настоящего, не являются актуально  сознательными. Даже у вполне развитого  человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного  контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания. Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще  только человеку, да и то не во всяком состоянии. Сознание отсутствует у  новорожденных, у некоторых категорий  душевно больных, у человека в  состоянии сна. Таким образом, в  психической сфере человека помимо сознания существует огромная сфера  неосознаваемого психического.

      В науке  до сих пор нет окончательного определения бессознательного. Одни авторы определяют бессознательное  как психические процессы, которые  осуществляются без контроля сознания, непроизвольно. Другие считают бессознательное  основным регулятором внутренних функций  и поведения в целом. Третьи рассматривают  бессознательное как патологическое состояние психики.

      Все теории бессознательного можно условно  разделить на 2 группы. Первая исходит  из признания бессознательного как  определенной степени интенсивности  сознания, основываясь на непрерывности  психической жизни (Лейбниц, Сеченов, Узнадзе). Другая группа теорий рассматривает  бессознательное, как нечто отличное от сознания, как самостоятельный  источник активности психики (Гартман, Шопенгауэр, Фрейд).

      Идеи бессознательного как определенной динамики человеческой психики давно существуют в философии  и психологии. Одним из первых эту  идею сформулировал немецкий философ  Лейбниц. На основе теории дифференциальных исчислений, которую он создал параллельно  с Ньютоном, он открыл, что в психической  жизни существуют бесконечно малые  величины, которые только путем усложнения превращаются в явления сознания. В своем философском труде  «Новые опыты о человеческом разуме»  он заложил основы теории сознания. Большой вклад в изучение бессознательного внес французский психолог и клиницист  Жане, собравший большое количество клинических и экспериментальных  фактов, которые показывали возможность  раздвоения личности. На основе этого  он делает вывод о том, что психические  функции не связаны только с сознанием, некоторые явления могут не осознаваться. К такому же выводу приходит и Сеченов. В своей работе «Рефлексы головного  мозга» он критикует точку зрения, согласно которой психика только сознательна, и ясно показывает, что, если по своим механизмам психическая  деятельность представляет работу головного  мозга, надо считаться с тем, что  процессы рефлекторной деятельности как  деятельности отражательной есть переход  от анализа к синтезу, процесс  постепенного образования ассоциаций. Когда маленький ребенок еще  только накапливает опыт, его сознание кратковременно, а психические функции  прерывны. Прослеживая процесс постепенного усложнения мозга ребенка, Сеченов  считает, что одним из доказательств  того, что психическая деятельность является сознательной только в своих  высших проявлениях, являетсяонтогенетическое доказательство. Второе доказательство исходит из исследования каждого отдельного рефлекторного акта, в котором сознание является конечным продуктом. Процесс становится сознательным, а не является таковым с самого начала.

      С позиций  целостности психики и единства человеческой личности к проблеме бессознательной  жизни подходил Д.Н. Узнадзе. Он долгое время занимался исследованием установки и выявил, что в психической деятельности человека имеется две стороны: актуальная и потенциальная. Одна сторона - это реальное, актуальное действие, акт. Другая - потенциальное, скрытое состояние готовности к действию, которое не осознается, но влияет на характер психического процесса, ни одна деятельность не начинается с пустого места. Эту потенциальную готовность к деятельности, которая содержит предпосылки, определяющие характер и направление деятельности, Узнадзе назвал установкой. Он выявил феномен установки в гипнотическом и постгипнотическом состояниях, на взрослых и детях и пришел к выводу, что установка не является актом сознания. Следовательно, считал он, незачем употреблять термин бессознательное, когда есть установка. Однако установка не исчерпывает всех видов неосознаваемой психической деятельности.

      Вторая группа концепций в трактовке бессознательного психического берет свое начало от работ французской социологической  школы, в частности, одного из ее представителей Дюркгейма. В своих работах «Правила социологического метода», «Индивидуальные  и коллективные представления» Дюркгейм пытается объяснить двойственность сознания человека. С его точки  зрения общество - это только среда, то есть совокупность внешних условий, к которым человек должен приспособиться, чтобы выжить. Общество чуждо человеку, его истинной природе. В человеке образуются как бы 2 инстанции: 1-й  слой - социальный, внешний, наружный - сознательное; 2-й - биологическая сущность, инстинкты, влечения - бессознательное, которое представляет ядро психики. Поскольку, с точки зрения Дюркгейма, происходит постоянная борьба между человеком и обществом, сознание и бессознательное психическое находятся в состоянии конфликта. Фактически эту идею развивает в концепции психоанализа Фрейд. Его концепция психоанализа представляет собой сплав социологических идей и клинического опыта. Причины болезни Фрейд видит в конфликте между социальной средой и биологическим началом в человеке. Фрейд разрабатывает учение о трехуровневой организации психики. Нижний уровень представляет собой бессознательное психическое, этот уровень включает в себя биологические инстинкты, желания, чувства, аффекты, влечения, главным из которых является либидо - половое влечение. Эта сфера насыщена энергией, но закрыта от сознания в силу социальных запретов, установок, накладываемых обществом. 2-й уровень - предсознание - уровень волевой регуляции поведения в реальных условиях жизни. 3-й уровень - высший - сознание - уровень разума, мышления, отражает те требования и запреты, которые накладываются обществом на поведение человека.

      Поскольку требования, предъявляемые к личности со стороны этих трех уровней, несовместимы, личность постоянно пребывает в  ситуации конфликта, от которого она  спасается с помощью специальных  защитных механизмов. Многие положения  и методы, разработанные в русле  психоаналитической концепции, широко используются в современной клинической  психологии и психотерапии.

      4. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

      Давно замечено, что психические явления тесно  связаны с работой мозга человека. Эта мысль в течение более  чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о  работе мозга и новых результатов  психологических исследований.

      В начале XX века из двух разных областей знаний - физиологии и психологии - оформились две специальные науки, которые  занялись изучением связей между  психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью н в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

      Большой вклад  в понимание того, как связана  работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и  поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелянтов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е.Н. Соколов).

      По мысли  И.М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.

Информация о работе Мозг и психика