Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение

Файлы: 1 файл

Клнтрольная.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

      Основой функционирования психики является деятельность центральной  нервной системы.

      Благодаря исследованиям испанского гистолога  Рамона-и-Кахала, швейцарского психиатра  Фореля и Бехтерева, было установлено, что вся нервная система состоит  из самостоятельных единиц - нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый ряд важнейших  функций, в число которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая.

      Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры (обонятельный мозг и базальные ганглии).

      Кора головного  мозга - самое позднее в эволюционном и высшее в функциональном отношении  образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, она  имеет множество борозд и извилин, что позволяет ей занимать большую  поверхность. На срезе она своим  серым цветом отличается от белого вещества мозга, состоящего из нервных  волокон. Серый цвет коре придают  образующие ее нервные клетки. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, височной, теменной и затылочной. Кора осуществляет анализ и синтез сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды организма. В коре имеются проекционные и ассоциативные зоны. Проекционные зоны связаны с нейронами подкорковых центров. Ассоциативные зоны не имеют непосредственной связи с подкорковыми центрами, но связаны двусторонней временной связью с проекционными центрами. Именно они играют важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

      Важным является вопрос о функциональной локализации  в коре больших полушарий. Основу современного учения о локализации  функций заложил французский  врач Брока, открывший в 1861 г. моторный центр речи. Через четверть века Вернике обнаружил центр понимания речи. В настоящее время известны такие проекционные центры, как центры общей чувствительности, кинестетической чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной чувствительности и др. К ассоциативным центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др.

      Итак, проблему локализации нельзя понимать слишком  упрощенно, будто найденные области  сами по себе ответственны за то или  иное психическое явление, сами, без  участия других отделов центральной  нервной системы, выполняют эту  функцию. Любая функция является результатом целостной работы мозга. Сложные психические процессы реализуются  совместной деятельностью целой  системы органов, то есть сложной  функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется  сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов. Основная функция  психики - управление поведением и эмоциональным  состоянием человека. Управляющая функция  психики имеет природные основания в организме и психике. Жизнедеятельность каждого организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активное преодоление среды, определенное моделью потребного будущего.

      Связь и  управление в нервной системе  осуществляются на основе двух основных принципов: субординации и координации. Принципы субординационного взаимодействия реализуются «вертикальной» системой регуляции. Идея «многоэтажной иерархической  системы» была развита Бернштейном  первоначально в теории регуляции  движений, а затем в физиологии активности. Эта вертикальная, многоэтажная иерархическая система регулирования, в которой нижележащие уровни подчиняются вышележащим, является основной,определяющей целостность организма и единство процессов жизнедеятельности и поведения. Однако эта система регуляции, хотя и является основной, но она не единственная. Позднее Эшби было высказано предположение о том, что существует дополнительный регуляторный механизм - совместная работа больших полушарий головного мозга и их взаимодействие. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в концепции билатерального регулирования Ананьева. Специальная разработка проблемы больших полушарий стала возможной благодаря методам условных рефлексов (Павлов) и искусственной изоляции полушарий путем рассечения мозолистого тела (Сперри). В изучении проблемы парности полушарий постепенно вычленились 3 аспекта:

      1) парность  полушарий и рецепторов как  специальный механизм восприятия  пространства и пространственной  ориентации;

      2) интегративная  роль полушарий в накоплении  и организации индивидуального  опыта;

      3) регулирование  информационных и энергетических  потоков содружественной деятельностью  полушарий.

      Исследование  специальных интегративных функций  изолированных полушарий показало, что левое полушарие связано  с речью, логическим мышлением и  вербальной памятью, однако способности  интонационного, эмоционального анализа  оттенков речи, природных звуков у  него не выражены. Правое полушарие  связано с образным восприятием  и образными мышлением и памятью, в то же время его речевые возможности  резко ограничены (есть узнавание, но затруднено называние предметов), хорошо выражены способности интонационного анализа эмоциональных оттенков речи и природных шумов. Правое и  левое полушария находятся в  постоянном взаимодействии и поэтому  восприятие, речь и мышление являются результатом их совместной деятельности.

      Идеи билатерального регулирования Ананьева исходят  из предпо - ложения о том, что  большие полушария не только потребляют энергию, но и воспроизводят ее, во всяком случае, часть ее, необходимую  для аналитико-синтетической деятельности мозга (это находит свое подтвер - ждение, например, в феномене активного  отдыха Сеченова). Билатеральное регулирование  представляет такое взаимодействие полушарий, при котором происходит обмен энергией и информацией  между полушариями таким образом, что в каждый момент времени каждое из полушарий в соответ - ствии  с характером деятельности выполняет  по отношению к другому то преимущественно  энергетическую, то информационную функцию. Внеш - ним проявлением взаимодействия полушарий являются симметрии и  асим - метрии в деятельности парных органов. Как показал ряд исследований, сте - пень асимметрии увеличивается  в ситуациях напряженной деятельности, что демонстрирует активизацию  билатерального контура регулирования.

      6. Значение нейрохирургии в изучении соотношений «мозг-психика»

      Нейрохирургия - одна из самых динамичных, быстро развивающихся  медицинских нейронаук - сыграла  исключительную роль в изучении фундаментального свойства мозга - неравной роли (асимметрии) его полушарий в обеспечении психической деятельности человека.

      Началом явилось  установление факта нарушения речи при поражении левого полушария  мозга. Исключением из правила оказалось  возникновение афазии, сочетающейся с левосторонней гемиплегией, при  поражении правой гемисферы.

      Пониманию несходной роли полушарии и срединных  структур мозга в формировании психики  человека способствовали данные изучения больных, подвергшихся операциям: 1) префронтальной лейкотомии (перерезке путей, связывающих  лобные отделы полушарии с подкорковыми образованиями), осуществленной в 1935 г. Е. Moniz больным шизофренией, аффективными психозами; 2) рассечению мозолистого тела - расщеплению мозга в лечении больных эпилепсией.

      Нельзя не признать значения дифференцированного  описания психического состояния больных  до, в момент и после операции отечественными авторами для понимания  роли лобных долей, их связей с подкорковыми структурами в формировании психической  деятельности, эмоционально-личностной сферы человека. Во время перерезки  волокон речь больных становилась  замедленной, спонтанная речевая активность прекращалась; надо было повторять  вопросы, чтобы получить от больных  ответы на них; у некоторых больных  наступал сон, у других - возбуждение; на противоположной стороне отмечались вазовегетативные изменения. В первые дни после операции больные оставались вялыми, оглушенными, аспонтанными, адинамичными. Аспонтанность была особо выражена после операции на левом полушарии. В последующем прежняя психотическая  симптоматика «разрыхлялась», аффективность  больных становилась более «естественной», упорядочивалось поведение с  большей обращенностью к реальности. Исчезали галлюцинации, бредовые и  ипохондрические переживания, страхи, агрессивное поведение, но более  стойкими оставались нарушения мышления и речи. До операции нарушений неврологического статуса не было; в первые дни после нее имел место менингеальный синдром, на фоне его регресса проявлялись слабость нижней ветви лицевого нерва, повышение сухожильных рефлексов на стороне, противоположной стороне операции, изменения мышечного тонуса, «лобная акинетическая апраксия»: больной не был способен одновременно открыть рот и высунуть язык, те и другие движения совершались в незначительном объеме, с паузой между ними. W. Freeman и J. Watts отметили «лобную атаксию, маскообразность лица, невыразительность речи», Е. Moniz - акинезию, стереотипии, детское поведение, повышенный аппетит, проходившие через 2-3 недели после операции.

      На ЭЭГ  были две фазы: 1) «реактивные изменения» - усиление дооперационной патологии, 2) постепенное их затухание с  сохранением медленных волн.

      В целом  данные изучения больных после этой операции в сравнении с нарушениями  психической деятельности при опухолях правой и левой лобных долей способствовали пониманию их значения в формировании высших проявлений психики. Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия выделил лобные доли в третий из трех излагаемых ниже «структурно-функциональных» блоков. При его поражении нарушается «произвольная регуляция различных форм сознательной психической деятельности… целесообразность поведения в целом»: медленное (после многих повторений) выполнение серийных движений; частая «потеря программы»; двигательные стереотипы; отсутствие компенсирующего эффекта речевых обращений к больному. Невозможна произвольная регуляция движений; так, при рисовании, письме больные вместо одной проводят множество линий.

      В психиатрических  и нейропсихологических исследованиях  больных с очаговыми поражениями  лобных отделов полушарий, характерные  нарушения целостной психики. В 60-80-х  годах проанализированы различия эмоциональных и личностных изменений. При поражении левой лобной доли это аспонтанность вплоть до «паралича» инициативы, эмоционального переживания самого себя, мира; больные нецеленаправлены, заторможены, скованы, медлительны, их жестикуляция бедна, снижены активность речи, уровень обобщения: они могут рассказать содержание деталей картинки, но не способны объединить их в единый сюжет; истощаемы, склонны к застыванию, персеверациям; нарушена динамика мыслительных процессов. При поражении правой лобной доли - эйфория, анозогнозия, фамильярность, фрагментарность восприятия с тенденцией к толкованию всей картинки в целом на основании случайно воспринятых отдельных эпизодов, конфабуляторные дополнения к воспринятому, некритичность к собственным ошибкам, иногда ложные узнавания; неустойчивость внимания, рассеянность, соскальзывания на посторонние темы; трудности переключения внимания, истощаемость, склонность к стереотипиям. При базально-лобном поражении - расторможенность, псевдопаралитический синдром.

      Разделение  мозга на два полушария в лечении  больных эпилепсией было признано целесообразным после статьи J. Erickson, предположившего, что распространение эпилептических разрядов от одного полушария к другому  в мозге обезьяны происходит в  значительной степени или целиком  через мозолистое тело. Первые операции (неполная комиссуротомия) осуществлены американскими нейрохирургами. Отсутствие ожидаемого исчезновения приступов  заставило отказаться от этого вмешательства. Вернулись к нему в США в  конце 60-х годов. Осуществлялась уже  полная комиссуротомия. В динамических исследованиях психического состояния  больных после операции участвовал профессор психологии Калифорнийского  технологического института R. Sperry. По его описанию, при «поверхностном осмотре» больные не отличались от здоровых. Но при подаче сигналов только в одно полушарие мозга у больных  «буквально одна рука не знает, что  делает другая: предмет, опознанный на ощупь одной рукой, человек не узнает, если ощупывает его другой. Так же больные воспринимали запахи, слуховые и зрительные сигналы». Результаты исследований R. Sperry резюмировал так: «после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют два человека - каждый со своим жизненным опытом. В каждом полушарии представлены свои функции: в левом - речь, письмо, счет, в правом - восприятие пространственных отношений и не идентифицируемое словами опознание». Сознание, по Sperry, нельзя связать ни с промежуточным мозгом, ни с мозжечком, ни с нижележащими структурами мозга; большие полушария головного мозга и межполушарные связи - вот что образует нервный субстрат сознания. В этом описании больные выглядят имеющими «две сферы сознания», «удвоение сознания»: переживаемое правым полушарием находится целиком вне сферы опыта левого. «Каждое полушарие обладает своей собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием. Во многих отношениях каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание».

      Изучение  больных с расщепленным мозгом привлекло  внимание к роли срединных структур, особенно мозолистого тела, в становлении  функциональной асимметрии полушарий, «нормально» проявляющейся только при полной их соединенности друг с другом.

      В 60-90-х годах  были составлены две картины психических  нарушений, соответствующих поражению  правого и левого полушарий мозга. Их строгие различия подтвердились  результатами изучения больных депрессией, шизофренией, подвергающихся унилатеральной электросудорожной терапии; постсудорожное восстановление психического состояния  оказалось неодинаковым после право- и левосторонних припадков.

      Но различия психических нарушений при поражении  правого и левого полушарий и  разных отрезков срединных структур мозга описывались еще в первые десятилетия существования Института  нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. В 1929 г. в ходе удаления опухоли III желудочка (под местной анестезией) Н.Н. Бурденко и Б.Г. Егоров вместе с А.С. Шмарьяном наблюдали психическое возбуждение (маниакальное состояние) при манипуляциях в области серого бугра и угнетение психики (острое развитие корса-ковского синдрома, сон и оглушение) - в задних отделах III желудочка, области сильвиева водопровода. Эти данные опередили концепцию о восходящей активирующей ретикулярной системе, влияющей на бодрствование и внимание. В ходе удаления опухоли правой нижнетеменно-задне-височной области отмечены явления дереализации: больному «все окружающее казалось неестественным и странным, все предметы операционной комнаты внезапно отдалились, уменьшились в размерах, кругом все равномерно покачивалось».

      Обобщив нарушения  речи у больных с черепно-мозговой травмой и другими нейрохирургическими  заболеваниями, А.Р. Лурия создал классификацию афазий, широко используемую нейрохирургами, неврологами, психиатрами; подтвердил нарушение речи и музыкальных способностей при поражении разных - левого и правого - полушарий; подчеркнул иную, чем у правшей, структуру и более быстрый регресс афазий у левшей; выделил «скрытые» признаки левшества, проявляющиеся в переплетении пальцев, скрещивании рук на груди и левоглазости, внося их в истории болезни нейрохирургических больных как важные индивидуальные их особенности, иногда сопряженные с доминантностью правого полушария по речи и, как оказалось в последние десятилетия, с вероятностью особых (у правшей невозможных) психических феноменов.

      В 70-90-х годах  проводилось специальное исследование больных, картина психических нарушений  у которых не совпадала с ожидаемой  в соответствии со стороной и внутриполушарным расположением очага поражения. В их историях болезни были указания на леворукость. Но она была и у  больных, у которых психопатологическая  симптоматика соответствовала стороне  поражения мозга. Очевидной стала  необходимость сравнительного изучения психопатологии поражений мозга правшей и левшей. Были расширены понятия «правшество», «левшество» как включающие не только праволеворукость, но и соответствующие асимметрии ног, парных органов чувств и, наконец, сказывающиеся в структуре психической деятельности здоровых и нейрохирургических больных. У преобладающего их большинства - правшей и части левшей с нейрохирургической патологией - повторялись синдромы психических нарушений, излагаемые в руководствах и справочниках. Исключение составляли некоторые левши. Их психопатологические феномены не укладывались в эти описания. Им и было уделено особое внимание.

Информация о работе Мозг и психика