Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа
Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение
Мозг живого
человека представляет небольшое овальное
тело с неровной поверхностью, состоящее
из податливого желеподобного
И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.
Мозг является таким же телесным устройством как другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».
Вывод: Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы о той внешней среде, в которой организм действует с тем, чтобы адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает сигнал о том, правильно ли исполнена команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое управление движениями организма. Оно невозможно без психики, информирующей о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.
3. Психика
Рост жизни не в одном развитье мышц,
По мере роста, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
В. Шекспир «Гамлет».
3.1 Содержание понятия «психика»
Когда возникает
психика? Есть ли «душа» у растений?
С чем связано важнейшее для
существования человеческого
«Психика
не существует вне материального
процесса жизни определенным образом
физически организованных веществ.
Поэтому мы изучаем развитие психики
не в ее отделенности от развития жизни,
но именно в связи с развитием
жизни - как развитие высших ее форм,
порождаемое развитием
Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.
Психика (от
греч. - душевный), свойство высокоорганизованной
материи, являющееся особой формой отражения
субъектом объективной
Понимание
психики как отражения
3.2 Развитие психики в филогенезе
Проблема возникновения и развития психики в процессе эволюции животных имеет важнейшее значение для психологии, так как позволяет ответить на вопросы, касающиеся сущности психики. Существуют разные подходы к определению места и роли психики в процессе эволюции. От Декарта берет свое началоантропопсихизм, подход, согласно которому психика появляется только с появлением человека и существует только у человека. Биопсихизм признает наличие психики, как свойство живой материи.Нейропсихизм связывает психику с существованием и функционированием нервной системы. И панпсихизмпризнает всеобщую одухотворенность природы, то есть считает психику свойством как живой, так и неживой природы.
Современная
научная психология исходит из того,
что психика возникает и
Первой, зачаточной
формой психического отражения является чувствитель
Прогрессивная
линия биологической эволюции, от
червеобразных к первичным
Необходимо отметить, что ярко выраженные навыки впервые появляются лишь у животных, имеющих кору больших полушарий.
Психика большинства позвоночных животных остается на этой стадии развития, но наиболее высокоорганизованные, в частности, приматы, поднимаются еще на одну ступень, у них возникают новые формы поведения, которые обозначают как интеллектуальное поведение
Стадия интеллекта или ручного мышления
Переход на эту стадию развития психики сопровождается существенным прогрессом в развитии центральной нервной системы: у обезьян увеличивается масса мозга до 350,0-400,0, дифференцируются клетки мозговой коры, увеличивается количество борозд и извилин, развиваются лобные доли.
Психическое отражение характеризуется тем, что животное отражает не просто целостные предметы, но наглядные связи, отношения между предметами, находящимися в его зрительном поле, увеличивается прочность памяти - длительность сохранения следов образной памяти у обезьян достигает 16-48 ч (для сравнения: у крысы - 10 сек, у собаки - 10 мин).
Изучение
поведения обезьян, при решении
ими задач (например, доставание приманки,
находящейся на недосягаемом расстоянии),
показало, что оно принципиально
отличается от поведения других животных
по нескольким параметрам. Во-первых, решение
приходит не в результате проб и
ошибок, а в результате оценки наглядной
ситуации и внезапного нахождения решения,
так называемой реакции озарения
или ага-реакции. Во-вторых, имеется
широкий перенос найденных
Таким образом, интеллектуальное поведение человекообразных представляет собой ту верхнюю границу развития психики животных, за которой начинается история развития человеческого сознания.
3.3 Отличительные признаки сознания
С точки зрения современной науки и ее основных методов, происхождение сознания можно понять только как гигантский качественный скачок, качественное преобразование процесса отражения. Сознание возникло благодаря качественно новому способу деятельности - труду. Возникновение и развитие труда привело к дальнейшему развитию мозга и органов чувств. Мозг человека по объему в 3 раза превосходит мозг антропоидов. Отношение веса мозга к весу тела у человека 1:35, в то время, как у антропоидов 1:200, увеличивается количество нейронов от 3-5 млрд. у антропоидов до 15-17 млрд. у человека. Усложняется строение мозга, появляются центры речи, усиливается кортикализация функций.