Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение

Файлы: 1 файл

Клнтрольная.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

      Мозг живого человека представляет небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее  из податливого желеподобного вещества. Каким образом это тело (средняя  масса которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?

      И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.

      Мозг является таким же телесным устройством как  другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя  специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».

      Вывод: Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы  о той внешней среде, в которой  организм действует с тем, чтобы  адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает  сигнал о том, правильно ли исполнена  команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое  управление движениями организма. Оно  невозможно без психики, информирующей  о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.

      3. Психика

      Рост жизни  не в одном развитье мышц,

      По мере роста, в нем, как в храме,

      Растет служенье духа и ума.

      В. Шекспир «Гамлет».

      3.1 Содержание понятия «психика»

      Когда возникает  психика? Есть ли «душа» у растений? С чем связано важнейшее для  существования человеческого рода событие - пробуждение сознания?

      «Психика  не существует вне материального  процесса жизни определенным образом  физически организованных веществ. Поэтому мы изучаем развитие психики  не в ее отделенности от развития жизни, но именно в связи с развитием  жизни - как развитие высших ее форм, порождаемое развитием определенных материальных условий».

      Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.

      Психика (от греч. - душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения  субъектом объективной реальности. Будучи продуктом жизнедеятельности  субъекта, психика, опосредствуя ее, выполняет  функцию ориентации, управления ею.

      Понимание психики как отражения позволяет  преодолять ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву психики от работы мозга, либо к сведению психических явлений  к физиологическим, либо, наконец, к  простой констатации параллельности их протекания.

      3.2 Развитие психики в филогенезе

      Проблема  возникновения и развития психики  в процессе эволюции животных имеет  важнейшее значение для психологии, так как позволяет ответить на вопросы, касающиеся сущности психики. Существуют разные подходы к определению  места и роли психики в процессе эволюции. От Декарта берет свое началоантропопсихизм, подход, согласно которому психика появляется только с появлением человека и существует только у человека. Биопсихизм признает наличие психики, как свойство живой материи.Нейропсихизм связывает психику с существованием и функционированием нервной системы. И панпсихизмпризнает всеобщую одухотворенность природы, то есть считает психику свойством как живой, так и неживой природы.

      Современная научная психология исходит из того, что психика возникает и развивается  в процессе эволюции материи. Вся  материя обладает свойством отражения. Отражение - это взаимодействие, при котором одни объекты своими воздействиями представлены или отражены в других. Отражение, таким образом, проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При этом характер ответных реакций зависит от особенностей внешних воздействий и от формы существования материи. Примером физического отражения может быть отпечаток стопы на песке, отражение в зеркале; химического - появление нового вещества при химической реакции. Биологическая форма отражения появляется при переходе от неорганической материи к органической. Простейшей формой биологического отражения, которой обладают все живые организмы, является раздражимость. Раздражимость - это ответная реакция на воздействия, непосредственно связанные с обменом веществ организма. Примерами раздражимости являются поворот растения в направлении солнечных лучей, неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, движение одноклеточной инфузории туфельки, направленное от кристаллика соли, помещенного в каплю, в которой плавает инфузория. Во всех этих случаях имеет место реакция на раздражители, принимающие непосредственное участие в обмене веществ данного организма. Все перечисленные выше формы отражения являются формами допсихического отражения.

      Первой, зачаточной формой психического отражения является чувствительность (Леонтьев). Отличительной особенностью чувствительности является то, что реакция возникает на раздражитель, не принимающий непосредственного участия в обмене веществ. Появление чувствительности связано с сигнальным характером отражения, когда животное реагирует на сигналы жизненно важных воздействий. Это позволяет активно ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на изменения среды, вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения. Примером чувствительности может быть поведение червя, ориентирующегося на свет, или паука, реагирующего на вибрацию паутины при попадании в нее мухи. Для этой стадии развития характерно появление органов чувствительности, органов движения и органа связи и координации процессов в организме - нервной системы. Это первая стадия развития психики - стадия элементарной сенсорной психики (по классификации Леонтьева). Отличительной чертой психического отражения на этой стадии развития является то, что отражаются отдельные свойства предметов, нет отражения предмета в целом. Так, например, лягушка реагирует на движение и она будет бросаться на движущуюся бумажку, привязанную к нитке, но может не реагировать на неподвижных мошек. Паук реагирует на вибрацию паутины в случае, если она вызывается попавшей в нее мухой, и в том случае, если источником вибрации служит приложенный к паутине метроном. Примечательно то, что поиски пищи и ориентация в среде осуществляются при помощи одного какого-либо вида чувствительности. Ведущей формой поведения является инстинктивное поведение. Инстинкт - это цепь врожденных безусловных рефлексов, в которой конец одного рефлекса служит началом следующего. Программы инстинктивного поведения у некоторых видов животных характеризуются чрезвычайной сложностью. Достаточно вспомнить поведение пчел, строящих соты идеальной, с точки зрения экономии, формы, наполняющих их медом и запечатывающих воском. Однако характерной особенностью инстинктивного поведения является то, что его запускает всегда какой-либо один раздражитель и программы инстинктивных действий не могут предусмотреть большое число разнообразных раздражителей, кроме того, программы инстинктивного поведения целесообразны лишь при неизменных строго постоянных условиях. При изменении условий инстинктивное поведение становится нецелесообразным и не может обеспечить адаптацию к среде. У животных, находящихся на этой стадии развития, нервная система имеет элементарное строение: диффузная (у кишечно-полостных), цепочечная (у червеобразных) или ганглиозная (у насекомых) нервная система.

      Прогрессивная линия биологической эволюции, от червеобразных к первичным хордовым, связана с изменением условий  существования и ориентации в  окружающей среде. Усложняется строение нервной системы, появляется спинной и головной мозг, как центр высшей нервной интеграции. Строение головного мозга усложняется, на позднейших этапах эволюции появляется кора больших полушарий, наиболее позднее и наиболее сложное образование мозга. Главная функция коры больших полушарий - анализ информации, поступающей из внешней среды, ориентация в ее изменениях, замыкание новых временных связей и формирование новых видов индивидуально-изменчивого поведения, соответствующего изменившимся условиям среды. С появлением и развитием центральной нервной системы появляется новая форма психического отражения - стадия перцептивной (воспринимающей) психики. Характерной особенностью психического отражения на этой стадии является способность к формированию целостного образа. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета, благодаря чему создается предметное отражение. Появляются представления и возможность отсроченных реакций. Наряду с инстинктивными формами поведения появляются индивидуально приобретенные формы поведения - навыки. Навык - это цепь отобранных и заученных движений, ведущих к цели. С целью выработки навыка животное (чаще всего кошка) помещалось в клетку, так называемый «проблемный ящик». Для того чтобы получить приманку, животному необходимо выполнить какое-либо действие: нажать на рычаг, отодвинуть задвижку и т.п. Животное решает задачу путем проб и ошибок, то есть путем отбора из двигательного хаоса и закрепления движений, приводящих к успеху. Нахождение решения носит случайный характер. После закрепления навык может воспроизводиться многократно и животное решает задачу сразу без предварительных проб и ошибок. Отличие навыков или «инструментальных условных рефлексов» от классических условных рефлексов, примененных Павловым, заключается в том, что успех животного определяется активным характером его действий.

      Необходимо  отметить, что ярко выраженные навыки впервые появляются лишь у животных, имеющих кору больших полушарий.

      Психика большинства  позвоночных животных остается на этой стадии развития, но наиболее высокоорганизованные, в частности, приматы, поднимаются  еще на одну ступень, у них возникают  новые формы поведения, которые  обозначают как интеллектуальное поведение

      Стадия интеллекта или ручного мышления

      Переход на эту стадию развития психики сопровождается существенным прогрессом в развитии центральной нервной системы: у  обезьян увеличивается масса  мозга до 350,0-400,0, дифференцируются клетки мозговой коры, увеличивается количество борозд и извилин, развиваются лобные доли.

      Психическое отражение характеризуется тем, что животное отражает не просто целостные  предметы, но наглядные связи, отношения  между предметами, находящимися в  его зрительном поле, увеличивается  прочность памяти - длительность сохранения следов образной памяти у обезьян  достигает 16-48 ч (для сравнения: у крысы - 10 сек, у собаки - 10 мин).

      Изучение  поведения обезьян, при решении  ими задач (например, доставание приманки, находящейся на недосягаемом расстоянии), показало, что оно принципиально  отличается от поведения других животных по нескольким параметрам. Во-первых, решение  приходит не в результате проб и  ошибок, а в результате оценки наглядной  ситуации и внезапного нахождения решения, так называемой реакции озарения или ага-реакции. Во-вторых, имеется  широкий перенос найденных решений  в похожую ситуацию. И, наконец, обезьян  отличает орудийная деятельность (то есть они используют орудия, например, палки, ветки для того, чтобы достать  добычу) и способность к решению  двухфазных задач. При этом первая фаза представляет собой подготовку к  решению и не направлена на цель действия (добычу), а может являться, например, соединением двух палок  с целью удлинения или подготовкой  прутика для открывания защелки. И лишь после этого, на второй фазе, действие направляется непосредственно  на цель (например, удлиненной палкой достается приманка). Вместе с тем, инстинкты и навыки также играют большую роль в поведении антропоидов.

      Таким образом, интеллектуальное поведение человекообразных представляет собой ту верхнюю границу  развития психики животных, за которой  начинается история развития человеческого сознания.

      3.3 Отличительные признаки сознания

      С точки  зрения современной науки и ее основных методов, происхождение сознания можно понять только как гигантский качественный скачок, качественное преобразование процесса отражения. Сознание возникло благодаря качественно новому способу  деятельности - труду. Возникновение  и развитие труда привело к  дальнейшему развитию мозга и  органов чувств. Мозг человека по объему в 3 раза превосходит мозг антропоидов. Отношение веса мозга к весу тела у человека 1:35, в то время, как  у антропоидов 1:200, увеличивается  количество нейронов от 3-5 млрд. у антропоидов  до 15-17 млрд. у человека. Усложняется  строение мозга, появляются центры речи, усиливается кортикализация функций.

Информация о работе Мозг и психика