Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение

Файлы: 1 файл

Клнтрольная.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

      Были разработаны  методы определения и количественного  выражения асимметрий. Введен термин «индивидуальный профиль функциональных асимметрий», или просто - «профиль асимметрии», обозначающий присущее данному  человеку сочетание моторных и сенсорных  асимметрий. Психопатология сопоставлялась уже не только со стороной поражения  мозга, но и с профилем асимметрии. Картина психических нарушений  не соответствовала стороне поражения  мозга у полных левшей, имеющих  левые моторные и сенсорные асимметрии, и у частичных левшей - с расхождением моторных и сенсорных асимметрий (например, у леворукого с правой асимметрией слуха или зрения). Доминантность полушария по речи определялась методом дихотического  прослушивания слов, предъявляемых  одновременно на два уха, выражалась количественно коэффициентом правого  уха (КПУ). Его знак - положительный  или отрицательный - свидетельствует  о доминантности по речи левого или  правого полушария, а величина - о  степени доминирования (высокой, средней, низкой). Например, низкий отрицательный  коэффициент (КПУ=-5%) говорит о слабом доминировании правого полушария  и о возможной расплывчатости центра речи, что подлежит учету  перед хирургическими действиями на соответствующих образованиях этой гемисферы.

      Эти частные  исследования в нейрохирургической клинике выявили новые факты: учащение левшества среди больных  в сравнении со здоровыми; возможность  у некоторых левшей исключительных явлений (например, видения и слышания того, что может случиться в  будущем), как бы запрещенных у  большинства больных функциональной организацией их мозга и прежде всего, можно думать, асимметрией роли полушарий  в обеспечении целостной психики; более быстрый (чем у правшей) регресс психических нарушений  у левшей; проявление парадоксальной - противоположной требуемой (обозначенной в справочниках по нейрофармакологии) их реакции на лекарственные препараты: в ответ на введение психостимулятора может наступить седативное действие.

      Острым стал вопрос: почему левши при одинаковых (с правшами) форме и строении мозга обнаруживают отличия психических  нарушений? Вопрос более широк, чем  может показаться на первый взгляд. Он относится к происхождению, природе  функциональной асимметрии мозга, соотношению  «мозг-психика». Поэтому уместны, по-видимому, следующие шаги.

      Нужен отказ  от приведенного выше языка описания функциональной асимметрии мозга. Он метафоричен: психические явления, свойственные человеку, переносятся на полушария  мозга, и именно они, а не носитель мозга выглядят «переживающими», «осознающими», «думающими». Врач видит, слышит, как  смеется - плачет, радуется - грустит  больной, а не то или иное полушарие  его мозга. Адекватнее, наверное, такое  описание, где бы подчеркивалось несходство психических нарушений при поражении  разных полушарий.

      Вывод. Целесообразно  изменение ракурса анализа соотношений  «мозг-психика» с отдельной характеристикой  каждого звена. Мозг - парный материальный орган. Его полушария, «анатомически  одинаковые», фактически противоположны друг другу по пространственной форме - правизне и левизне. Одно полушарие - зеркальное отражение другого. В мозге всех людей - правшей и левшей, гениальных и умственно отсталых - есть как бы предзеркальное и зазеркальное полушария. Они есть и в мертвом мозге. В проявлении (реализации) правизны и левизны полушарий в живом мозге должен быть не менее фундаментальный фактор, действующий только в живом мозге. Им может быть время.

      Психика невозможна без мозга, но принципиально отличается от него неосязаемостью. На нематериальном уровне она повторяет собой тип  и выраженность асимметрии полушарий  мозга только данного человека. У  большинства людей левое полушарие  доминантно по речи и основанным на ней вербальным мышлению и памяти, двигательным функциям (психомоторной  сфере целостной психики), а правое - по восприятию, переживанию мира и  самого себя в этом мире (психосенсорной сфере целостной психики). Левша  отличен от правши в той степени, в какой отлична асимметрия его  мозга.

      Обоснованно предположение о взаимозависимых  соотношениях мозга и психики, возможности  двоякой их характеристики. Живой  мозг не только обеспечивает целостную  психику, но и зависит от нее: мозаика  функциональной активности разных полушарий  определяется содержанием психической  деятельности, выполняемой сейчас его  «хозяином». Психика есть не только высшее выражение парной работы полушарий  мозга, но и самый естественный его  стимулятор; изменяя содержание психической  деятельности человека, можно добиться активизации «нужных» отделов разных полушарий его мозга.

      Введено понятие  «асимметрия психики», означающее несходство - противоположность двух главных  составляющих целостную психику  сфер - психомоторной и психосенсорной, зависимых от левой и правой гемисфер мозга. Асимметрия психики каждого  человека соответствует, по-видимому, асимметрии полушарий только его  мозга.

      Асимметрии  мозга и психики опосредованны  пространственно-временными факторами. Эти асимметрии означают, по-видимому, противоположность пространственно-временной  организации парной работы гемисфер мозга и двух главных сфер целостной  психики. Возникает предположение  об особой роли пространства и времени  в реализации асимметрий мозга и  психики человека. Для ограниченных врачебным образом мышления исследователей непреодолимо трудно обсуждение сформулированного  вопроса, требующего внимания физиков, математиков, философов: какие пространство и время, вернее, пространства и времена  включены в реализацию этих асимметрий? Предположение о возможной включенности многих пространств и времен, в  частности мировых (общих для  мира и всех людей) и индивидуальных (существующих потому, что есть данный человек с живым функционирующим  мозгом и определенной структурой психики), основано на далеких от предметов  привычных обсуждений представителями  точных наук данных сравнительного анализа  клинических-психопатологических синдромов, наблюдаемых в нейрохирургической клинике. Они заставляют задуматься над вероятностью эволюции пространства и времени - появления на уровне человека разумного новых (индивидуальных) пространства и времени. Они, по-видимому, зависимы от правой гемисферы и определяют собой структуру психики каждого  человека. Это предположение возникает  в ходе анализа конкретных синдромов.

      Возможен  анализ асимметрии психики как противоположности  пространственно-временной организации  не только сейчас реализующихся психосенсорной и психомоторной ее сфер, но и  запоминания уже тивоположными  друг другу по пространственно-временной  организации. Эта противоположность  и есть асимметрия психики. Она означает одновременное (параллельное) осуществление  обеих сфер целостной психики, что  повышает ее эффективность. Асимметрия психики здорового человека скорее подвижна и изменчива: может быть большей, меньшей. Психика тем продуктивнее, чем более она асимметрична. Асимметрия психики (вслед за асимметрией мозга) нарастает в первые голы жизни человека, достигает максимума к зрелому, нивелируется и позднем возрасте.

      Теоретическое и прикладное значение изложенного  в том, что асимметрия мозга может  быть представлена как проявление его  функциональной зрелости. Она нарастает  в раннем онтогенезе (обеспечивая  нормальное психическое развитие ребенка  или нарастание асимметрии его психики), достигает максимума к зрелому  возрасту (определяя максимальную асимметрию и, следовательно, предельную для данного  человека эффективность его психической  деятельности), нивелируется в позднем  возрасте (за чем лежит и снижение психической асимметрии, т.е. психическое  старение). Полное восстановление психической  деятельности с максимальной противоположностью двух главных составляющих ее сфер возможно, следовательно, лишь при возвращении  пораженному мозгу преморбидных степени и особенностей функциональной асимметрии мозга. Иначе говоря, мозговой механизм психического восстановления больного - это возобновление прежней  функциональной специализации полушарий  его мозга и достижение прежней  степени асимметрии психики.

      Заключение

      Отношение психики к мозгу  нельзя рассматривать  однобоко: как продукт  к производителю, поскольку продукт (психика) очень часто сильно влияет на производителя (мозг). В связи с изучением  мозговых основ установлена закономерная связь между психическими процессами и работой мозга человека.

      На основе установленных закономерностей  разработаны научные основы психологии, модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром, закономерности восприятия человеком информации.

      Возникновение сознания у человека имеет как  биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и  в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические  процессы, обусловившие возникновение  сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

      Таким образом, можно освободиться от некоторых  догм в психологии. Например, от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п. Следует отметить, что подобные утверждения не могут быть научными. Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наоборот, наука утверждает, что с приемлемой вероятностью одно явление природы меняется в зависимости от изменения другого явления вполне определенным образом. Научное мышление не может быть категоричным, оно вероятностно.

      Методы  исследования головного  мозга человека не исчерпываются описанными выше. Мы скорее попытались показать современные  возможности исследования головного мозга  здорового и больного человека, и описать  все существующие в настоящее время  методы исследования. Эти методы возникли не на пустом месте - одни из них имеют  уже многовековую историю, другие стали  возможными только в  век современных  вычислительных средств.

      Список  литературы

      1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие. - 2-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2003. - 496 с.

      2. Альтман Я.А. Физиология: история и современность / Я.А. Альтман // Журн. высш. нервн. деят. - 1983. - Т. 1; №33. - С. 88-94.

      3. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга / В.М. Бехтерев. - СПб., 1907.

      4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М; Медицина 1981, 1988; 237.

      5. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 2000. -685 с.

      6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2005. - 336 с.

      7. Социальная  и клиническая психиатрия / Т.А. Доброхотова и др. - М., 1996. - 125 с.

      8. Клиническая  психология / сост. и общая редакция  Н.В, Тарабриной. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.

      9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.

      10. Лурия А.Р. Проблемы динамической локализации функций мозга./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер М 1968. - 333 с.

      11. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Мпси; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 1999. -416 с.

      12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М 1975. 1976; I. 2.

      13. Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.Н. Николаева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. - 544 с.

      14. Немов Р.С. Психология. Т.1. / Р.С. Немов, М.:Владос, 2001. - 466 с.

      15. Павлов И.П. Мозг и психика/ Под ред. Ярошевского, М.: «МОДЭК», 1996. -320 с.

      16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.

      17. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учеб. пособие для студентов вузов, М.: Аспект Пресс, 2005. - 277 с.

      18. Психофизиология.  Учеб. для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - 496 с. 
       


Информация о работе Мозг и психика