Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:21, контрольная работа
Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; выделить компоненты и исследовать особенности.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение
Были разработаны
методы определения и количественного
выражения асимметрий. Введен термин
«индивидуальный профиль
Эти частные
исследования в нейрохирургической
клинике выявили новые факты:
учащение левшества среди больных
в сравнении со здоровыми; возможность
у некоторых левшей исключительных
явлений (например, видения и слышания
того, что может случиться в
будущем), как бы запрещенных у
большинства больных
Острым стал вопрос: почему левши при одинаковых (с правшами) форме и строении мозга обнаруживают отличия психических нарушений? Вопрос более широк, чем может показаться на первый взгляд. Он относится к происхождению, природе функциональной асимметрии мозга, соотношению «мозг-психика». Поэтому уместны, по-видимому, следующие шаги.
Нужен отказ
от приведенного выше языка описания
функциональной асимметрии мозга. Он метафоричен:
психические явления, свойственные
человеку, переносятся на полушария
мозга, и именно они, а не носитель
мозга выглядят «переживающими», «осознающими»,
«думающими». Врач видит, слышит, как
смеется - плачет, радуется - грустит
больной, а не то или иное полушарие
его мозга. Адекватнее, наверное, такое
описание, где бы подчеркивалось несходство
психических нарушений при
Вывод. Целесообразно
изменение ракурса анализа
Психика невозможна
без мозга, но принципиально отличается
от него неосязаемостью. На нематериальном
уровне она повторяет собой тип
и выраженность асимметрии полушарий
мозга только данного человека. У
большинства людей левое
Обоснованно
предположение о
Введено понятие
«асимметрия психики», означающее несходство
- противоположность двух главных
составляющих целостную психику
сфер - психомоторной и
Асимметрии
мозга и психики опосредованны
пространственно-временными факторами.
Эти асимметрии означают, по-видимому,
противоположность
Возможен
анализ асимметрии психики как противоположности
пространственно-временной
Теоретическое и прикладное значение изложенного в том, что асимметрия мозга может быть представлена как проявление его функциональной зрелости. Она нарастает в раннем онтогенезе (обеспечивая нормальное психическое развитие ребенка или нарастание асимметрии его психики), достигает максимума к зрелому возрасту (определяя максимальную асимметрию и, следовательно, предельную для данного человека эффективность его психической деятельности), нивелируется в позднем возрасте (за чем лежит и снижение психической асимметрии, т.е. психическое старение). Полное восстановление психической деятельности с максимальной противоположностью двух главных составляющих ее сфер возможно, следовательно, лишь при возвращении пораженному мозгу преморбидных степени и особенностей функциональной асимметрии мозга. Иначе говоря, мозговой механизм психического восстановления больного - это возобновление прежней функциональной специализации полушарий его мозга и достижение прежней степени асимметрии психики.
Заключение
Отношение психики к мозгу нельзя рассматривать однобоко: как продукт к производителю, поскольку продукт (психика) очень часто сильно влияет на производителя (мозг). В связи с изучением мозговых основ установлена закономерная связь между психическими процессами и работой мозга человека.
На основе установленных закономерностей разработаны научные основы психологии, модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром, закономерности восприятия человеком информации.
Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
Таким образом, можно освободиться от некоторых догм в психологии. Например, - от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п. Следует отметить, что подобные утверждения не могут быть научными. Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наоборот, наука утверждает, что с приемлемой вероятностью одно явление природы меняется в зависимости от изменения другого явления вполне определенным образом. Научное мышление не может быть категоричным, оно вероятностно.
Методы исследования головного мозга человека не исчерпываются описанными выше. Мы скорее попытались показать современные возможности исследования головного мозга здорового и больного человека, и описать все существующие в настоящее время методы исследования. Эти методы возникли не на пустом месте - одни из них имеют уже многовековую историю, другие стали возможными только в век современных вычислительных средств.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие. - 2-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2003. - 496 с.
2. Альтман Я.А. Физиология: история и современность / Я.А. Альтман // Журн. высш. нервн. деят. - 1983. - Т. 1; №33. - С. 88-94.
3. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга / В.М. Бехтерев. - СПб., 1907.
4. Брагина Н.Н.,
Доброхотова Т.А.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 2000. -685 с.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2005. - 336 с.
7. Социальная и клиническая психиатрия / Т.А. Доброхотова и др. - М., 1996. - 125 с.
8. Клиническая психология / сост. и общая редакция Н.В, Тарабриной. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
10. Лурия А.Р. Проблемы динамической локализации функций мозга./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер М 1968. - 333 с.
11. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Мпси; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 1999. -416 с.
12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М 1975. 1976; I. 2.
13. Николаева Е.Н.
14. Немов Р.С. Психология. Т.1. / Р.С. Немов, М.:Владос, 2001. - 466 с.
15. Павлов И.П. Мозг и психика/ Под ред. Ярошевского, М.: «МОДЭК», 1996. -320 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.
17. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учеб. пособие для студентов вузов, М.: Аспект Пресс, 2005. - 277 с.
18. Психофизиология.
Учеб. для вузов /Под ред. Ю.И.