Нарушение личностного развития у пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения. Биологический подход к старению ориентирован, прежде всего, на обнаружение телесных причин и проявлений старения. Биологи рассматривают старение как закономерный процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма и сопровождающийся столь же закономерными изменениями на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях (В.В. Фролъкис, 1988; Е.Н. Хрисанфова, 1999). В современной психологической диагностике, несмотря на достигнутые успехи, существуют трудности, обусловленные прежде всего дифференциацией объективных и субъективных характеристик нарушений

Файлы: 1 файл

Нарушение личностного развития у пожилых людей..docx

— 211.42 Кб (Скачать файл)

Тема: Нарушение личностного развития у пожилых людей.

 

 

Введение

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной  отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся  биологические, психологические и  социологические аспекты старения. Биологический подход к старению ориентирован, прежде всего, на обнаружение телесных причин и проявлений старения. Биологи рассматривают старение как закономерный процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма и сопровождающийся столь же закономерными изменениями на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях (В.В. Фролъкис, 1988; Е.Н. Хрисанфова, 1999). В современной психологической диагностике, несмотря на достигнутые успехи, существуют трудности, обусловленные прежде всего дифференциацией объективных и субъективных характеристик нарушений. Весьма сложной задачей представляется диагностика пожилых пациентов, когда возрастные изменения состояния здоровья тесно связаны с патологическими.

Актуальность исследования нарушения  личностного развития у пожилых  людей побудил тот фактор, что  в течении последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20 %, а процесс старения человечества ускоряется.

Изменение демографического баланса  в обществе ведёт к перераспределению  ресурсов между представителями  различных поколений, поскольку  пожилые граждане нуждаются в  обеспечении и обслуживании, а  количество трудоспособного населения  сокращается. Эти процессы ведут  к изменению экономических, политических и культурных стратегий развития общества в ХХI веке. Человеческий потенциал, воплощённый в запасе знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей, становится ключевым ресурсом, который определяет жизненный уровень населения и конкурентоспособность на глобальном рынке. Результатом исследований геронтологов стало опровержение стереотипных представлений о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния с возрастом, а также о сокращении социальных связей и активности. В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте.

Из геронтологической литературы известно, что с возрастом снижается  эффективность когнитивных функций.

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

В первую очередь восприятия и памяти. Старение организма в целом связывается прежде всего с нарушениями механизмов саморегуляции и процессов переработки информации на разных уровнях жизнедеятельности. Особое значение в механизмах старения на клеточном уровне имеет нарушение передачи информации в системе генетического аппарата клеток, на уровне целостного организма – в системе нейрогуморальной регуляции. Вследствие этого старение представляет собой тотальный процесс, охватывающий весь организм человека, и его проявления можно обнаружить во всех органах, системах и функциях. Возрастные изменения с неизбежностью затрагивают и мозг человека. Процессы, происходящие в головном мозге стареющего человека, ошибочно было бы считать просто угасанием. В действительности при старении мозга имеет место сложная перестройка, ведущая к качественному изменению его реакций. Возрастные изменения имеют различные морфофункциональные проявления. Различают общие и частные изменения. К общим относят изменения, свидетельствующие о снижении функций энергообеспечивающих структур и аппарата, ответственного за синтез белка. Частные изменения целесообразно анализировать на уровнях: отдельного нейрона, нервной ткани, отдельных структурных образований, входящих в состав мозга, и целого мозга как системы. Прежде всего, возрастные изменения головного мозга человека характеризуются уменьшением его массы и объема. Масса мозга человека в возрасте от 60 до 75 лет снижется на 6%, причем неравномерно в различных отделах. Кора больших полушарий уменьшается на 4%, наибольшие изменения (на 12-15%) происходят в лобной доле. Отмечены половые различия степени атрофии мозга при старении. Масса головного мозга женщин примерно на 110-115 г меньше, чем у мужчин. Между 40 и 90 годами масса мозга уменьшается у мужчин на 2,85 г в год, а у женщин на 2,92 г (В. В. Фролькис, 1988).

Особый интерес представляет проблема межполушарного взаимодействия при  старении. Главная особенность церебральной асимметрии стареющего мозга состоит  в том, что нарушается устойчивая совместная деятельность полушарий. Существуют некоторые разногласия в оценках  темпов старения левого и правого  полушарий. По одной из точек зрения, правое полушарие стареет раньше левого, по другой – процесс старения обоих полушарий характеризуется  высокой синхронностью.

Н.К. Корсакова (доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук), обсуждая нейропсихологические аспекты старения мозга, обратилась к концепции Лурии о функциональных блоках мозга. По ее данным, нормальное физиологическое старение характеризуется на всех этапах позднего возраста в первую очередь изменениями в работе блока регуляции тонуса и бодрствования: в нем происходит сдвиг в сторону преобладания тормозных процессов. В связи с этим возникают такие характерные феномены, как общая замедленность при выполнении различных действий, сужение объема психической активности при одновременной реализации различных программ. Наряду с этим сохранность ранее закрепленных форм активности, связанных с функционированием блока переработки информации, создает благоприятные предпосылки для успешной реализации сложившихся стереотипов деятельности.

Необходимость сохранения активной жизни  в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований.

В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных способностей, психофизиологические проявления старения и т.д.

Целью данного исследования является изучение нарушений личностного развития пожилых людей.

Объектами исследования явились особенности личностей пожилых людей из разных кагортных групп.

Предмет исследования – особенности самосознания, самовосприятия, мотивационно-потребностной и эмоциональных, когнитивных сфер личности пожилого человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Старение человека. Зависимость  психологических и физиологических  аспектов.

 

§ 1.1. Критерии старения. Возрастная классификация.

 

           В зарубежной геронтологии широкое распространение получили четыре основополагающих критерия старения, которые в 60-е годы XX в. были предложены известным геронтологом Б. Стрехлером:

  • старение, в отличие от болезни, представляет собой универсальный процесс, ему подвержены все без исключения члены популяции;
  • старение является прогрессирующим непрерывным процессом;
  • старение есть свойство любого живого организма;
  • старение сопровождается дегенеративными изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии и взрослении).

 

 

К числу наиболее значимых, глобальных явлений, наблюдавшихся в XX веке, относится  радикальное (почти в два раза) увеличение продолжительности жизни. С этим связано изменение взглядов на периодизацию старения.

 

В начале века немецкий физиолог М. Рубнер предложил возрастную классификацию, в которой начало старости устанавливалось в 50 лет, а почтенная старость начиналась с 70 лет. В 1905 г. известный американский медик В.Аслер утверждал, что 60 лет надо считать предельным возрастом, после чего старики становятся в тягость себе и обществу. В 1963 г. на Международном семинаре ВОЗ по проблемам геронтологии была принята классификация, выделяющая три хронологических периода в позднем онтогенезе человека: средний возраст (45-59 лет), пожилой возраст (60-74 года), старческий возраст (75 лет и старше). В отдельную категорию были выделены так называемые долгожители (90 лет и старше). В соответствии с последними данными, возраст 60-69 лет определяется как предстарческий, 70-79 лет – как старческий, 80-89 лет – как позднестарческий, 90-99 лет - как дряхлость (Крайг, 2000).

 

Следует, однако, иметь в виду, что  любая схема выделения и классификации  инволюционного, или регрессивного, возраста достаточно условна, поскольку  физиологи еще не располагают  данными для исчерпывающей характеристики каждой из перечисленных выше стадий онтогенеза. Принято считать, что  регрессивные изменения биохимических, морфологических и физиологических  показателей статистически коррелируют с увеличением хронологического возраста. Наряду с этим, как и в детстве, при оценке старения необходимо различать понятия биологического и календарного/ хронологического возрастов. Однако оценка биологического возраста при старении является одной из дискуссионных проблем возрастной физиологии.

 

Определение биологического возраста требует точки отсчета, отталкиваясь от которой, можно количественно  и качественно охарактеризовать психосоматический статус человека. В детстве биологический возраст  определяют с помощью понятия  статистической нормы, где точкой отсчета  служат средние групповые или  популяционные данные, характеризующие  уровень развития структуры или  функции в данной выборке в  текущий момент времени. Подобный подход к оценке биологического возраста при  старении весьма затруднителен, поскольку  оно часто осложнено разнообразными заболеваниями и нет четкого  представления о том, как должно протекать естественное старение, не осложненное болезнями.

 

Тем не менее, как указывал известный  физиолог И.А. Аршавский, по биохимическим  и физиологическим параметрам можно  определить среднее значение максимальной степени неравновесности (потенциальной лабильности различных систем организма), характерное для физиологически здоровых людей в стационарном (взрослом) состоянии, и таким способом приобрести точку отсчета (И.А. Аршавский, 1975). Отталкиваясь от нее, можно попытаться оценить истинный биологический возраст после завершения стационарного периода. Возможно, что в будущем будут установлены надежные методы оценки биологического возраста при старении. Например, при оценке электрофизиологических показателей – временных и амплитудных параметров ответов коры мозга - получают кривые старения, которые позволяют оценить возраст по показателям функционирования коры мозга.

 

Проблема, однако, состоит в том, что при старении, как и в  детстве, действует принцип гетерохронности. Он проявляется в том, что у человека не все органы и системы стареют одновременно и с одинаковой скоростью. Для большинства из них процессы старения начинаются задолго до наступления старости. Многие эффекты старения не обнаруживают себя до поздней взрослости не только потому, что процессы старения развиваются постепенно, но и потому, что наряду с процессами старения в организме параллельно протекают компенсаторные процессы витаукта.

 

Кроме того, нельзя упускать из виду тот  факт, что хотя старение – процесс  закономерный и нормативный, оно  имеет большой спектр индивидуальных различий. На этой стадии онтогенеза различия между календарным и биологическим возрастами могут быть выражены сильнее, чем в детстве. Индивидуальные особенности старения человека обусловливают существование различных вариантов старения. Клинико-физиологические показатели позволяют выделить несколько синдромов старости: гемодинамический (изменения в сердечно-сосудистой системе), нейрогенный (изменения в нервной системе), респираторный (изменения в дыхательной системе).

 

По темпам старения выделяют ускоренное, преждевременное (акселерированное) старение и замедленное, ретардированное, старение. Описано крайнее выражение ускоренного старения – прогерия, когда признаки старения проявляются даже у детей. Замедленное старение свойственно долгожителям (В.В. Фролъкис, 1988).

 

 

Таким образом, старение человека представляет собой базовый универсальный  биологический процесс, который, однако, реализуется в конкретных социокультурных условиях. Поэтому геронтология рассматривает старение как комплексное явление, включающее личностные, социальные и даже экономические аспекты жизни человека. Об этом свидетельствует также тот факт, что такие показатели, как продолжительность жизни и схемы периодизации, отмечающие начало старения и длительность его протекания, подвержены заметным изменениям.

 

§ 1.2. «Что происходит, когда человек стареет?»

           Адаптация  организма к старению достигается  за счет мобилизации резервных  сил. Так, к примеру, может активизироваться гликолиз, растет активность многих ферментов, увеличивается активность факторов, связанных с «ремонтом» ДНК, в центральной нервной системе развиваются приспособительные функциональные механизмы (усиливается охранительное торможение во время длительной работы, растет чувствительность нервных структур к ряду химических веществ – гормонов, медиаторов), вырабатываются меньшие дозы инсулина, адреналина, тироксина и т.д. К числу биологических приспособительных механизмов относят также увеличение числа ядер во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц, нервной системы, что улучшает обменные процессы между структурами ядра и цитоплазмы. Электронно-микроскопические исследования показывают также появление к старости гигантских митохондрий, аккумулирующих в себе запасы энергии.

Информация о работе Нарушение личностного развития у пожилых людей