Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат
Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения. Биологический подход к старению ориентирован, прежде всего, на обнаружение телесных причин и проявлений старения. Биологи рассматривают старение как закономерный процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма и сопровождающийся столь же закономерными изменениями на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях (В.В. Фролъкис, 1988; Е.Н. Хрисанфова, 1999). В современной психологической диагностике, несмотря на достигнутые успехи, существуют трудности, обусловленные прежде всего дифференциацией объективных и субъективных характеристик нарушений
Носитель такой личностной целостности,
хотя и понимает относительность
всех возможных жизненных путей,
придающих смысл человеческим усилиям,
тем не менее, готов защищать достоинство
своего собственного пути от всех физических
и экономических угроз. Тип целостности,
развитый его культурой или
Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием. Для большинства людей суть ее составляет культурная традиция.
Утрата или отсутствие эго-интеграции
приводит к расстройству нервной
системы, чувству безысходности, отчаяния,
страху смерти. Здесь реально пройденный
человеком жизненный путь не принимается
им как предел жизни. Отчаяние выражает
чувство, что времени уже осталось
слишком мало для попытки начать
жизнь сначала, устроить ее по-другому
и попытаться достичь личностной
целостности другим путем. Отчаяние
маскируется отвращением, мизантропией
или хроническим презрительным
недовольством определенными
Окончание жизненного цикла порождает также «последние вопросы», мимо которых не проходит ни одна великая философская или религиозная система. Поэтому любая цивилизация, по Э. Эриксону, может быть оценена по тому, какое значение она придает полноценному жизненному циклу индивида, так как это значение (или его отсутствие) затрагивает начала жизненных циклов следующего поколения и влияет на формирование базового доверия (недоверия) ребенка к миру.
К какой бы бездне ни приводили отдельных людей эти «последние вопросы», человек, как творение психосоциальное, к концу своей жизни неизбежно оказывается перед лицом новой редакции кризиса идентичности, которую можно зафиксировать формулой «Я есть то, что меня переживет». Тогда все критерии витальной индивидуальной силы (вера, сила воли, целеустремленность, компетентность, верность, любовь, забота, мудрость) из стадий жизни переходит в жизнь социальных институтов. Без них институты социализации угасают; но и без духа этих институтов, пропитывающего паттерны заботы и любви, инструктирования и тренировки, никакая сила не может проявиться просто из последовательности поколений.
Защитные механизмы личности в старческом возрасте являются средством приспособления человека к требованиям реальности, внутренним требованиям человека к самому себе, которые порой являются чрезмерными и непосильными для пожилого человека. Так старческая категоричность, ортодоксальность взглядов порой не позволяют пожилому человеку принять перемены в обществе. Он отчуждается от быстро меняющейся социальной действительности, замыкается в себе. Не изменяя своих критериев ценностей, он отгораживается от внешнего мира, погружается в нереальный мир, живет в мире фантазий. Приспособление к новым условиям может происходить путем понижения уровня притязаний. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблемы, подавляют свои стремления, отвергают их как нереальные и невозможные. Человек отрицает то, что требует его усилий.
Приемами преодоления
Снятие различных форм напряжения происходит в процессе воспоминаний пожилых людей о своей жизни, переживаний, признаний, путем разделения ноши с близким человеком, переложения части ответственности на другого.
Еще одним способом психологической защиты является включение. Люди, способные искренне сопереживать страданиям окружающих, способствуют улучшению и своего психического состояния. Человек, встречаясь с более тяжелой ситуацией по сравнению с личной травмой, начинает смотреть на свои проблемы по другому, оценивает их по сравнению с чужими.
С возрастом пожилому человеку становится
все сложней выполнять
Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в деловой жизни (как правило, это те, кто избегает зависимости, и ценят уверенность в собственных силах и самостоятельность).
Во-вторых, постепенно «вымывается» его
возрастная когорта, и многие близкие
ему люди и друзья умирают или
возникают трудности в
Глава 3. Заключение.
В геронтологии и психологии было приложено немало усилий для исследования поведенческих особенностей пожилых людей. Так или иначе складываются следующие выводы нашего исследования:
У людей пожилого возраста постепенно изменяется мотивационная сфера, и немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся потребности насущные, потребность в безопасности и надежности.
Многие старые люди начинают жить
«одним днем», наполняя каждый такой
день простыми заботами о здоровье
и поддержании
В определенном отношении большинство процессов индивидуальной жизни к 63-70 годам обретают устойчивый характер, что и рождает переживание «завершенности жизни». Человек готов к тому, что дальше начинается спад душевных сил и физических возможностей, что наступает время большей зависимости от других, что он меньше будет участвовать в решении социальных и профессиональных задач, что ослабеют его социальные связи и личные желания, но отсутствие контактов с обществом способно вызвать у пожилых эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим. Пожилых людей почти всегда в явном или неявном виде сопровождает мысль о смерти, особенно в случаях утраты близких и знакомых, которые, к сожалению, в пожилом возрасте достаточно часты. Когда из рядов ровесников в этом возрасте выбывает каждый десятый, найти кого-то другого на их место из молодого поколения бывает сложно. В этом смысле в более выгодном положении находятся не европейские, а азиатские культуры, например Китая или Японии, которые позволяют людям преклонного возраста общаться друг с другом, обмениваясь опытом. В этих культурах старикам отводится роль патриархов, старейшин, что позволяет дольше сохранять вовлеченность в социальные связи.
Глава 4. Список литературы.
Глава 6. Приложение.
Психологический тест свойств личности взрослых. Опросник Кеттелла.
Углубленная диагностика личностных особенностей и выявление нарушений формирования личности. Анализ факторов второго порядка (интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства, вероятность социопатии, неконтролируемого поведения и т.п.).
Назначение теста:
Предназначен для измерения шестнадцати личностных черт, характеризующих структуру личности:
А: добросердечность — отчужденность.
В: мышление абстрактное — конкретное.
С: эмоциональная устойчивость — неустойчивость.
Е: доминантность — подчиненность.
F: беспечность — озабоченность.
G: обязательность —
H: смелость — робость.
I: мягкость — твердость
L: подозрительность —
M: мечтательность — практичность.
N: проницательность — наивность.
O: тревожность — безмятежность.
Q1: радикализм — консерватизм.
Q2: самостоятельность —
Q3: самоконтроль — импульсивность.
Q4: напряженность —
В настоящее время этот опросник является наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.
Результаты тестирования
Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 баллов и средним — 5.5 балла. Низким значениям соответствуют 1 — 3 стены, средним значениям соответствуют 4 — 7 стены, высоким значениям соответствуют 8 — 10 стены. Полученные результаты тестирования представлены в виде профиля личности.
На основании качественного
и количественного анализа
Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.
Эмоционально-волевые
Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.
Шкала "мотивационного искажения"
(MD) введена для выявления случаев,
когда испытуемые пытаются создать
слишком благоприятное
Факторы второго порядка
В данной программе проводится также анализ факторов второго порядка — экстраверсии, тревожности, независимости, "живости" мозга, и анализ возможности — депрессии, неконтролируемого поведения, параноидальных тенденций, социопатии, агрессивного поведения, чрезмерной одержимости и ригидности, поведения безрассудного типа, конфликтов с руководством.
В таблицах демонстрируются факторы, имеющие отношение к той или иной возможности, диагностическое значение их величины и их численные значения (например, анализ возможности: Депрессии: F-:2 O+:8 означает, что при низких значениях фактора F и при высоких значениях фактора O, возможность депрессии присутствует. Цифры — численное значение фактора в результате выполнения теста). Все случаи выявления высокой вероятности того или иного события выделяются красным шрифтом.
При совпадении результатов теста с усредненными результатами ряда выборок однородных групп испытуемых (алкоголики, антисоциальные личности, преступники, наркоманы, общий невротический профиль, общий шизофренический профиль, общий психотический профиль, руководители высшего звена бизнеса, избранные лидеры, эффективные лидеры, технические лидеры, психологи, мужья в устойчивых семьях, жены в устойчивых семьях, мужья в неустойчивых семьях, жены в неустойчивых семьях) более чем на 93% результаты выводятся в виде сравнительных таблиц.
Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Информация о работе Нарушение личностного развития у пожилых людей