НЛП техника в системе "учитель-ученик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в системе «учитель – ученик», справедливо было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней.
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21

Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Оглавление 12.docx

— 77.44 Кб (Скачать файл)

                                    Оглавление 

 
Введение………………………………………………………………………..3

 
Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7 
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7 
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11 
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21 
 
Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34 
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34 
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35

 
Заключение……………………………………………………………………36 
Список литературы…………………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

 

Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в  системе «учитель – ученик», справедливо  было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней. 
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия. «Лингвистическое» подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации. «Программирование» определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: «программа» в переводе с греческого означает «четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата». 
Таким образом, это название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д. НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа. НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы гениальных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гринде, профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер  
К соавторам НЛП также можно отнести Лесли Кэмерон, Джудит Делозье, Дэвида Гордона, Роберта Дилтса, Фрэнка Пьюселика(среди отечественных специалистов, внесших свой вклад в развитие НЛП в России можно выделить А. А.  Плигина, А. В. Герасимова, Ковалева С. В. и т.д.) В настоящий момент НЛП мощно развивается и пополняется все более и более новыми разработками, а круг соавторов постоянно растет. Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения.  
Приступая к ознакомлению, непосредственно с  самой темой курсовой работы, хочется отметить тот факт, что  НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. 
Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. 
Современное образование постоянно нуждается в инновации и многие учителя уже задумались над таким вопросом как усовершенствование методик обучения, используемых в общеобразовательных школах. На сегодняшний день уже существуют техники и модели проведения уроков, которые способны наиболее эффективно влиять на качество усвоения учениками новой информации. И все они, так или иначе, связаны с нейролингвистическим программированием. 
НЛП является, пожалуй, единственным средством совмещающим работу психолога и педагога и помогающим корректировать трудности в обучении у детей разных возрастных групп. Путем всевозможных исследований было выявлено, что возросшее количество так называемых «трудных детей» связано с обильным влиянием телевидения, компьютерных игр, видеофильмов и почти полным отсутствием чтения родителями книг и сказок. Это приводит к тому, что у таких детей более развитым становится зрительный канал восприятия, а слуховой остается на низком уровне развития. И поскольку в школах основными пока еще остаются методы речевой и слуховой подачи материала, то единственным способом донести новую информацию до сознания большинства детей являются техники НЛП. 
Актуальность  исследования. Современными педагогами и методистами разработано множество приемов и методик, применяемых на уроках. Используя глубокие знания в области психологии, специалисты по НЛП также выделили ряд стратегий для наиболее успешного взаимодействия ученика и учителя на уроках. Эти стратегии направлены на изучение особенностей строения мозга каждого ребенка, создание состояния взаимопонимания между учениками и преподавателем. И, что очень важно, помогают мотивировать учащихся на обучение, т.е., как считает М. А. Павлова, «создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка». Помимо М. А. Павловой, проблемой НЛП в истории педагогики занимались М. Гриндер, Н. А. Еремеева, Д.Б.Никуличева.  
На сегодняшний день, к сожалению, проблема применения приемов НЛП на уроках остается неразработанной, и только отдельные учителя применяют данные методики на уроках. Трудностью в организации такого обучения является нерегулярное проведение специальных курсов и отсутствие квалифицированных специалистов в данной области.  
В современном образовании наблюдается противоречие между объективной потребностью оснащения психолингвистической научной базой и не разработанностью методик применения НЛП на уроках.  
Цель исследования: Выявление степени эффективности применения методов НЛП при обучении в школе по сравнению с традиционными методами обучения.

 

 

Задачи исследования:

Определение методов и  методик НЛП при обучении. Их систематизация; проведение исследования; формулировка выводов

Объект исследования: Применение методов нейролингвистического программирования в системе «учитель-ученик»

Предмет исследования: Методы НЛП при обучении в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава I. Применение НЛП в обучении 
            1.1. Специфика процесса получения школьного образования 
Методы и техники, используемые без понимания, лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейролингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.  
В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А «лингвистическое» указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает «слова и нервы». С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы «один на один», в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования. 
Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная – несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории: начальные (третьи – четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

Ученики начальной  школы. 
Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы – «идти через» процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

Ученики средней  школы. 
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со «школьного конвейера» и отправляют в «коридор» (доучивание, переучивание, спецклассы…).

Ученики старших  классов.  
По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

Ученики и учителя  подростковых классов. 
Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить «гормональный клуб Америки» – детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле. 
Откуда же приходят учителя, обучающие эти «эмоциональные вулканы школьного конвейера»? Из двух других структур. Имеющие опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание… – все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе. 
Успешный учитель этого уровня знает, что его работа – самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

Учителя старших  классов. 
Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

Конвейер и  коридор. 
Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в «коридор» со специальными программами и классами. Коридор – это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер – на содержание. 
Когда акцент делается на содержании, учитель должен использовать много сенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвейерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения – основа успеха.

В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спектра находятся 2-3 ученика, испытывающие трудности обучения, по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т д.). Остальные 4-6 учащихся, так называемые «трансляторы» – это преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких «детей риска» показал, что большинство из «отсева» составляют кинестетики. 
Некоторое время трансляторы работают достаточно функционально, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других. 
Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности 
«транслятора» на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах. 
Примеры: К-ученик легко выполняет практическую часть лабораторной работы, но он теряется, когда читает об этом в учебнике. Наоборот, В-ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента. А-ученик прекрасно работает, когда на уроке используется фонетический подход. 

 

 

 

 

1.2. Визуализация  как один из базовых методов  повышения эффективности передачи информации 

Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами  мозга”1 - основной ключ к академическому успеху. Этот пункт будет охватывать следующие области:

1. Как ученики “видят  глазами мозга”?

2. Как развить визуальную  способность “невидящих” детей?

3. Повторение - это движение  от аудиально записанной информации  к визуальной форме (при подготовке  к экзамену/тесту).

4. Примеры визуализации (чтение, чтение по слогам, счет).

Как ученики видят?

Ученики, имеющие сложности  с системой образовательного конвейера - это ученики, которые не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию. Самый простой путь - выполнить это посредством записи.

Существуют 4 способа врожденной визуализации, от наиболее распространенного до наименее используемого, но самого искусного:

1. Самый распространенный  стиль демонстрируется учениками,  посещающими лекции и делающими записи того, что слышат.

(Внешний аудиальный переход  через записи к внутреннему визуальному.)

2. Второй популярный стиль  демонстрируется учениками, которые  читают книгу, делают записи, затем  смотрят на них и воспроизводят  картину в мозгу.

(Внешний визуальный переход  через записи к внутреннему визуальному.)

Некоторые ученики могут  составлять внутренние визуальные картины  без предварительной записи. Эта  возможность соединяет еще два  вида визуализации.

3. Внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному.

4. Внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному. Ученики, использующие любую из первых трех модальностей памяти, легко учатся в школе по сравнению с теми, кто запоминает информацию в аудиальной модальности. Ученики, которые услышав, могут сразу заполнить визуально, часто воспринимаются как талантливые и одаренные.

Развитие визуальной способности.

Как развить визуальную способность  у тех, кто плохо видит глазами  мозга? Работа эта требует, от учителя  большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в  ресурсное состояние, состояние  заинтересованности. Вначале желательно потратить 2-4 недели на правополушарную  визуализацию, а затем перейти к левополушарной визуализации. И еще, согласно исследованиям, невербальное поведение учителя в огромной степени влияет на научение. Когда мы стремимся, чтобы ученики на занятии видели, то классу поможет следующее невербальное поведение учителя: неподвижное тело/ руки, мягкий спокойный голос, медленная речь, увеличение длины предложений.

В главе 5 мы исследовали  корреляцию оценок учащихся с предпочитаемой модальностью памяти - визуальной или аудиальной. Напомним, что для аудиальных учеников может возникнуть проблема, если заключительные вопросы в конце главы представлены в одной последовательности, а вопросы теста (проверки) - в другой. Учителю необходимо знать визуальные способности своих детей, позволяющие запоминать информацию. Прекрасно, если мы можем опрашивать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Однако общий успех и завершение образования на школьном конвейере будет в прямой зависимости от их визуальных способностей. Это самый значимый фактор, начиная с четвертого класса. Как помочь ученику перейти с аудиального запоминания информации на визуальное.

Предварительное введение класса в визуализацию.

1. Учитель предоставляет ученикам простую сцену без описаний (предложение с простым подлежащим и сказуемым, например: “Мальчик и собака вышли.”)

Информация о работе НЛП техника в системе "учитель-ученик"