НЛП техника в системе "учитель-ученик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в системе «учитель – ученик», справедливо было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней.
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21

Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Оглавление 12.docx

— 77.44 Кб (Скачать файл)

2. Учитель просит учеников  дополнить описание конкретными  визуальными деталями и характеристиками. Ученики добавляют такие прилагательные, как “большой”, “коричневый”, наречия “быстро” и т.д. Во время представления своих картин можно попросить учеников закрыть глаза.

3. Предложите ученикам  обменяться конкретными визуальными  характеристиками.

Проводите такие занятия  каждый день в течение 2-4 недель. Обратите внимание, какие изменения произошли  за первую неделю, как изменились ответы через две недели.

Упражнение на визуализацию.

1. Начните с визуализации  цветов. Заполните свой мозг красным,  зеленым, голубым... Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать  знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее представить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный  объект: стул, мяч, помидор, чашку.  Поместите образ на расстоянии  нескольких футов перед собой,  расслабьтесь и изучайте его.  Закройте глаза и еще раз  визуализируйте, пытаясь как можно  больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ  знакомого человека. Сконцентрируйтесь  на лице, позвольте изменяться  перспективе и рассматривать  лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям  лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый  дом, здание. Представьте себя  открывающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты...

6. Представьте себя удобно  лежащим в кровати. Мысленно  исследуйте знакомые объекты и отделку комнаты. Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное  место и представьте, что вы  находитесь там. Это может быть  любимое место отдыха или место,  которое вы хотите посетить, или  воображаемое место: мягкое, располагающее  к отдыху и очень приятное  место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это  на природе, почувствуйте тепло  солнечных лучей, дуновение ветра.  Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это  место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

“Визуализируйте конкретное место и вообразите встречу с  очень мудрым человеком, наставником. Выразите ему свою дружбу, признательность. Представьте себя спрашивающим у него ответы на интересующие вас вопросы, проблему. Внимательно слушайте, что он говорит.

Наконец, представьте другое конкретное место, рабочее место, содержащее все приборы, инструменты, которые могут потребоваться для решения вашей проблемы. Представьте экран, на котором могут появляться любые образы по вашему выбору. Ваш наставник обязательно посетит вас там, когда вам потребуется помощь.

Это начальные упражнения. Если вы поупражняетесь в каждом ' около  недели и используете релаксированное состояние на практике, вы увидите впечатляющие результаты.

Визуальные конфигурации печатного материала.

Следующая серия упражнений помогает учащимся в создании картины печатного материала. Мы помним, что ученики, владеющие левополушарной визуализацией (видение слов), хорошо учатся в школе.

Ученики открывают указанную  страницу книги, вкладывают закладку или  палец и закрывают книгу.

По команде учителя  ученики с закрытыми глазами  переводят закладку на следующую  страницу. Учитель просит открыть  глаза и книгу - пауза -закрыть глаза и книгу. Это визуальный вход. Продолжительность между командами “открыть”, “закрыть” может варьироваться.

Учитель говорит: “Нарисуйте пальцем на парте то, что вы увидели  и запомнили (термины, фигуры, графики)”. Это кинестетический выход.

Повторите 2 и 3 с новой  страницей и попросите детей  рассказать соседу общую схему/план страницы. Это аудиальный выход.

Повторите 2 и 4 с новой  страницей, но пусть ученики с  помощью карандашей рисуют (воспроизводят) страницу, визуализируя ее. Это визуально-кинестетический выход.

Обсудите с учениками, что было легче. Понаблюдайте, какие  у учеников есть отличия, какие у них предпочтения. Возможно, с некоторыми учениками придется работать один на один.

Повторите вышеуказанные  упражнения, но каждый раз разрешайте после визуализации заглянуть в  книгу и затем дополнить (уточнить) свою визуализацию. Повторить заглядывание можно 3-4 раза. Это улучшает визуальное запоминание.

Следующее упражнение. Выберите на странице слова, отличающиеся от остальных (термины, годы, даты) и попросите  учеников искать их на скорость. Это упражнение может быть забавным.

Еще одно полезное упражнение - работа с “кубиками”. Особенно для  кинестетиков. Страница с равными конфигурациями разрезается, ученик должен ее сложить.

Упражнение на локализацию информации.

Выберите отрывок с  параграфами, содержащими различную, но достаточно точную информацию. Чем больше различий в каждом параграфе, тем лучше. Другими словами, выберите сообщение, где автор описывает по одной концепции в каждом параграфе. Попросите класс прочитать вслух или про себя. Перед учениками имеется собственная копия страницы.

После чтения попросите их закрыть книгу и задавайте  вопросы, ответы на которые можно найти только в первом параграфе. Ученики отмечают соответствующий параграф на своей странице. Продолжайте задавать вопросы, пока не будут рассмотрены все 6-7 параграфов. Затем вы можете провести дальнейшую локализацию. Задавайте классу эти же вопросы в хаотическом порядке. Попросите учеников отмечать на своей странице соответствующий параграф. Подобное упражнение можно практиковать ежедневно.

Попросите учеников посмотреть на значимую единицу информации на доске или в книге. Используя  невербальное поведение, скажите детям: “Закройте глаза или уставьтесь на какой-нибудь предмет и постарайтесь увидеть эту информацию. Медленно поднимайте голову, показывая, что вы можете видеть”. Попросите класс посмотреть на следующую единицу информации и воспроизвести ее внутренним взором. То же самое с третьей единицей информации. Можете добавить слова: “Мысленно вернитесь в ваше любимое место и смотрите”. Такой словесный прием быстро якорит  сразу “ваше любимое место” с состоянием, которое ученики могут использовать вовремя повторения: после того, как они овладели информацией и запомнили её для теста или экзамена. Конечно, в процессе тестирования напомните им об использовании “любимого места” для восстановления информации. 
              Визуализация чтения.

Поскольку одна из характеристик  визуальной памяти - скорость, то с возрастанием объема материала возрастает необходимость  в визуализации. Чтобы проверить  способность класса к чтению, распределите материал на два уровня. Сначала  пусть дети читают с обычной для  них скоростью. Определите время, необходимое среднему ученику на страницу. Затем ученики начинают читать по сигналу со скоростью несколько выше. Позвольте ученикам прочитать небольшой раздел, затем прервите их и обсудите, как они представляют сцену. Чтение. Пауза. Картина.

Известно, что чтение задействует  оба полушария мозга: левое специализируется на кодировании и декодировании, правое - на понимании или общем значении. Использование этих операционных различий позволяет учителю выявить полушарный дефицит ученика при определении навыков чтения и сформулировать предварительный план развития. Если ученик кодирует и произносит слова непропорционально их пониманию, то левое полушарие работает в ущерб правому. Этот ущерб особенно заметен, когда вы работаете с учеником, учившимся ранее в школе с фонетическим уклоном преподавания (Левый мозг). Для таких учеников будут полезны следующие упражнения.

Убедитесь, что дети вообще могут визуализировать. Попросите  их посмотреть на парту (или закрыть глаза) и представить свою комнату, стены с окнами, обстановку. Это упражнение убедит вас, что дети представляют картины левым полушарием.

Дайте детям прочесть короткий фрагмент. Для некоторых учеников это слово, для других предложение.

Как только ученики закончили, прервите их и попросите пристально посмотреть на что-либо (или закрыть  глаза) и представить то, что описывает  предложение. (Убедитесь, что в предложении  используются только конкретные существительные и активные глаголы, поскольку абстрактные существительные и такие глаголы, как “быть”, препятствуют работе правого полушария.)

Попросите учеников описать  цвет, размеры, форму, передний план того, о чем прочитали. Если к этому предложению есть картинка, то после визуализации покажите ее ученикам и сравните с тем, что они «увидели»

Поработав с 1 - 4, ваша следующая  цель - выяснить, сколько предметов дети могут включать в картину до того, как они перейдут к следующей. Одновременно мозг может включать от 5 до 9 единиц информации. Когда объем информации выходит за рамки его возможностей, мозг опускает предварительно полученную информацию, чтобы освободить место для другой порции. Классический пример этому - учение таблицы умножения. Ученики запоминают определенное количество таблиц, но по мере увеличения их числа забывают предыдущие. Поэтому ученику необходимо повторять его собственные картины: первую, вторую, третью... Это и есть понимание, запоминание.

  Выбор  книг  для визуального, аудиального,  кинестетического читателя.

В классе из 30 человек от 4 до 6 учеников - “трансляторы” - ученики, использующие одну модальность. Они  нуждаются в адаптации материала  в процессе научения. Именно о них  полезно знать, что им в книге  привлекательно и интересно.

Из трех компонентов любой  литературы (сюжет, декорации и характеры) только визуал способен оценить и заинтересоваться описанием декораций, обстановки и т.д. Невизуальный читатель не заметит этого.

Аудиалы любят диалоги, поскольку могут слышать голоса разных персонажей. Кинестетик - любитель ориентированного на действие сюжета. Его в меньшей степени волнуют описания и внутренняя сущность героев. Он любит только внешние действия героя.

При анализе книги, откройте страницу и бегло просмотрите  абзацы. Чем короче абзац, тем больше вероятность, что вы найдете здесь  диалоги. Чем длиннее абзац, тем он более визуален, с продолжительными описаниями. Один опытный библиотекарь маркировал корешки книг цветовым кодом: голубой цвет для кинестетиков, зеленый для аудиалов. Визуальные книги он оставлял нетронутыми, поскольку визуалы любят порядок.

Выберите в своем классе А-учеников, В-учеников и К-учеников. Опросите, какие книги им нравятся, по какой причине. Сравните их причины  с информацией, полученной выше.

Визуализация  орфографии.

Пример 1.

1: Выписав на доске  слово, скажите классу: '“Как только  увидите буквы, произносите их вслух”. (Невербально задайте им темп произношения каждой буквы, например, щелчками пальцев). Затем попросите детей закрыть глаза (не смотреть на доску), но визуализировать буквы (увидеть их) и прочитать вслух, используя те же невербальные ключи. Повторите несколько раз.

2. Попросите учеников  снова посмотреть на доску,  увидеть буквы и прочитать  их в обратном порядке. Затем  попросите, не смотря на доску,  представить слово и произнести буквы в обратном порядке.

Пример 2.

1. Выберите и напишите  на доске слово с большим  числом букв.

2. Попросите учеников, проводя  пальцем перед глазами вдоль  слова, постепенно передвигать  его к периферии зрения.

3. Скажите: “Посмотрите  на среднюю букву”. (Например  “с” в слове “доска”.)

4. Когда вы смотрите на среднюю букву, увидьте еще и букву справа (т.е. “о”), затем слева (т.е. “к”).

5. Продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и  слева, пока не получите все  слово целиком. (Техника сканирования.)

Примечание: все это делается только визуально - не надо проговаривать про себя слово и буквы. Подобные упражнения нужно проводить ежедневно в течение нескольких дней. Регистрируйте результаты.

Далее необходимо специальными упражнениями добиваться снижения количества картин в мозгу при видении слова.

Визуализация  счета.

Когда ученики научаются  сложению, эта информация используется позднее и при изучении следующего материала - вычитания. Кумулятивная природа  счета трудна для учеников, запоминающих информацию только аудиально. Аудиально  запомнивший 4 + 1 =5 , не может использовать эту информацию для решения, чему равно 5+1, 1 потому что вычитание меняет последовательный порядок сложения. Чтобы можно было использовать ранее  полученную информацию, измените линейный порядок 4+1=5, придав ему треугольную  форму.

5

4+1

Ученик научается сразу  “семье” из трех чисел. Закрывая последовательно цифры в вершине треугольника, спрашивайте ученика, как ее получить.

Примечание: постоянно помните  аксиому - “Новый процесс (в данном случае визуализация) лучше всего  выполнять со знакомым содержанием”. В нашем примере предполагается, что класс уже знает, что 4 + 1 = 5. Придумайте и запишите свои примеры.

Обобщение. С четвертого класса письменные тесты требуют  от учеников восстановления информации в другом порядке, чем она давалась и запоминалась. Мы только сейчас начинаем понимать, насколько восстановление информации отличается от навыков первоначального научения. Секрет лежит в понимании того, как запоминается информация. Это ключ к спокойному восстановлению. Чтобы обучить процессу визуализации, нам необходимо работать с большим количеством материала и очень медленно. Большинство учащихся видят объекты глазами мозга (правое полушарие), мы должны научить их видеть и слова (левое полушарие). Способ, которым успевающие ученики работают с тестом - увидеть вопросы на бумаге, вызвать картину ответа в мозгу и записать извлеченный ответ.

Информация о работе НЛП техника в системе "учитель-ученик"