НЛП техника в системе "учитель-ученик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в системе «учитель – ученик», справедливо было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней.
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21

Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Оглавление 12.docx

— 77.44 Кб (Скачать файл)

2. Нужно создать «мотивацию  на обучение., то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.»

3. Использование на уроке  «правополушарного и левополушарного  подхода, операция сравнения (что  общего и что различного), использование  предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет  разных репрезентативных систем». Всё это очень важно, так как информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.

4. «Использование состояния  непонимания». Это специфическое  состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка - тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразно дверью к пониманию. «А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо».

5. «Сравнивайте успехи  ученика с его собственным  прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ».

6. Позитивное якорение.

7. «Обмен стратегиями,  использование эффективных стратегий».

8. «Подстройка к будущему  в конце урока. Успешный ученик  знает, где, когда и как он  будет применять изучаемое».

Таким образом, используя  хотя бы некоторые техники и подходы  нейролингвистического программирования можно добиться многого, например, того, чтобы уроки стали интересны всем ученикам, а не только визуалам, аудиалам или кинестетикам (в зависимости от того, к какой группе принадлежит сам преподаватель и, соответственно с этим, как подаёт информацию), следовательно, повысится уровень усваивания материала и общая успеваемость. Более индивидуальный подход к каждому ребёнку поможет победить эффект «школьного конвейера», штампующего одинаково мыслящих, несамостоятельных и не способных к самореализации людей.

К тому же, методы НЛП можно  использовать не только в школьном образовательном дискурсе, но и, что  доказывает практика, в процессе самообразования, например, для овладения навыками скорочтения, развития памяти, повышения уровня собственной грамотности и изучения иностранных языков.

В данной работе были рассмотрены  и проанализированы основные принципы и методы НЛП. Ввиду актуальности этого вопроса в настоящее  время, мы постарались подробно остановиться на каждом этапе разъяснения, указывая основные особенности.

Все поставленные перед нами задачи были последовательно решены.

Целью исследования было выявление  степени эффективности применения методов НЛП при обучении в школе по сравнению с традиционными методами обучения. Большое значение было уделено визуализации и невербальной коммуникации. В частности большую эффективность доказали принципы наглядности, конгруэнтности, якорения (визуального, аудиального, кинестетического), построения метафор. И эта цель была нами достигнута. 
Конечно же, необходимо более серьёзное и фундаментальное исследование эффективности данных методов с много большим количеством испытуемых разного возраста. Но, основываясь на проведенном нами исследовании, бесспорным явился тот факт, что методы НЛП не просто доказали своё право на существование, но и на активное внедрение их в процессе обучения детей в школе. И именно в современной российской школе. Ведь правильное их применение в разы повышает эффективность усвоения знаний учащимися, и, в конечном итоге, образованность и интеллектуальный уровень народа. А без этих элементов невозможно построение ни правового государства, ни здорового общества.

 

 

 

 

 

                Список использованной литературы

 

1. Андреас, К, Андреас, С. Измените, свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. – СПб.: Ювента, 1999. – 238 с.

2. Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл, Учебник магии НЛП. НЛП-ПРАКТИК: полный сертификационный курс.-Спб.:Прайм-Еврознак, М.:Олма-пресс, 2003 г.

3. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера. – Нью-Йорк: 1989.

4.  Мак-Дермотт, Ян. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск: "Библиотека А. Миллера", 1998. – 240 с.

5.  О'Коннор, Джозеф. Введение в НЛП. – Челябинск: "Библиотека А. Миллера", 1998. – 272 с. 
6.  Гройсман, А. Л. Психология. — М., 1993.

7.  Дилтс, Роберт. Моделирование с помощью НЛП. –СПб.: Питер 2000.- 288 с.

8. Холл, М. 51 метапрограмма НЛП. Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов / Майкл Холл, Боб Боденхамер - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 347 с.

9. Фельденкраиз, М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков/Пер. с англ. М. Папуш — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 — 160 с.

 10. Эриксон, Э. Детство и общество. – М.: Педагогика, 1994.

11.  Якобсон, П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности//Психологический журнал. – 1981.

12. Гордон, Д. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик», 1995. – 196 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 (Здесь использовано выражение из “Гамлета” - на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: “Я вижу его глазами своего разума” - прим. ред.) Данный навык можно тренировать еще в дошкольном учреждении.

2 Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

( Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.)

3 Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата

4 Якорение - процесс, посредством которого любой элемент переживания (компонент любой сенсорной модальности) может воссоздавать (пробуждать) всю совокупность переживаний.

5 Широко известен благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе, многофазных систем и электродвигателя, позволивших совершить так называемый второй этап промышленной революции.

 


Информация о работе НЛП техника в системе "учитель-ученик"