НЛП техника в системе "учитель-ученик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в системе «учитель – ученик», справедливо было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней.
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21

Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Оглавление 12.docx

— 77.44 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Роль невербальной коммуникации2 в обучении

Исследования, опубликованные Национальной Ассоциацией Образования, указывают:

- Процесс образования  определяется процессом коммуникации.

- Коммуникация состоит  из двух компонентов - вербального  (словесного) и невербального (без слов).

- Люди используют невербальную  коммуникацию3 по следующим причинам:

а) Слова имеют ограничения. 6) Невербальные сигналы более действенны.

в) Невербальные отношения, вероятно, более искренние.

г) Невербальные отношения  могут выражать очень сложные  чувства.

д) Для отправления сложных  эмоциональных сообщений необходим  отдельный канал коммуникации.

- Поза, движения тела и  другие невербальные сигналы  - инструменты, развитые потому, что  слова оказались неэффективны.

- Если между вербальным  и невербальным сообщениями появляется  неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит победу.

- Последние клинические  и нейрологические исследования показали, что левое полушарие мозга главным образом вовлечено в вербальные и другие аналитические функции, в то время как правое полушарие ответственно за пространственные и невербальные процессы.

 

 

 

Якорение4

Если учитель постоянно  использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.

Одна из основных целей  НЛП в образовании - научить учителя  восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом..., ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) «заякорилось».

Изучение и использование  якорей - самый быстрый и действенный  путь понимания невербальной коммуникации.

Естественные  якоря.

В определенном смысле НЛП, не изобрело ничего нового, открыв паттерны эффективной коммуникации и способы  передачи их от владеющих к желающим приобрести. Наш мир наполнен естественными якорями: визуальными, аудиальными, кинестетическими и любой их комбинацией. И нет недостатка в примерах: от воя пожарной машины до вспышки красного цвета на зеркале заднего обзора или визита к зубному врачу. Вопрос не в том, существуют они или нет. Они работают в каждой классной комнате. Вопрос в том, как их использовать целенаправленно и постоянно. Любое поведение учителя, вызывающее постоянный отклик в классе, является якорением.

Узнавание существующих якорей.

Естественные якоря - это  уже существующие внутри людей якоря. Вопрос, - каких желательно избегать? (негативные), какие использовать? (позитивные). Некоторые примеры выявления естественных якорей:

Родительское собрание. Одна из целей общения с родителями учеников, с которыми желательно улучшить отношения, - узнать, какие невербальные якоря демонстрируются родителями и насколько они эффективны. Например,  учитель средней школы, встречается с родителями ученика. Учитель просит ученика присутствовать на встрече, чтобы наблюдать его взаимодействие с родителями. Когда ученик с родителями начинают “ворошить мусор”,  учитель  замечает, что как только мама сердится и начинает говорить быстрее, ученик  “закрывается”. И напротив, внимательно слушает папу, когда тот, хотя и беспокоится, но говорит медленно. Учитель запоминает, как говорит папа (скорость, паузы, тон) и в будущем, когда ученик  не будет “слышать” учителя, он может переходить на папин “стиль” и избегать маминого.

Якоря предшествующих учителей.

В течение своего первого  года работы в классе м-р Джонсон  заметил, что когда он входит в  дисциплинарное место и начинает эмоциональное (громкое) обращение, четыре ученика не реагируют на это. Размышляя  о причинах, он вспомнил, что все  они учились у одного учителя. Во время подготовки на следующую неделю Джонсон сделал себе заметку заглянуть, между прочим, в класс этого учителя. М-р Джонсон обнаружил в среднем две вспышки крика учителя за этот период. Он сделал вывод: чтобы “выжить”, ученики научились “замирать” на громкий, эмоциональный взрыв мужчины-учителя. Поэтому, когда м-р Джонсон в своей практике переключился на более спокойные тона, весь класс стал отвечать соответственно.

Использование предшествующих якорей.

Я начал свою учительскую  деятельность в школе, давшей направление в изучении не директивного терапевтического подхода Карла Роджерса в применении к образованию. Используя этот опыт, я разработал массу взаимодействующих техник для класса. Когда я переехал в новый школьный район, то обнаружил, что ученики одного класса невнимательны во время любой классной дискуссии, но очень внимательны, когда переписывают записи учителя с доски. Я решил использовать их якорь. Если они начинали отвлекаться на обсуждении, я мог перейти к доске и что-нибудь написать. Когда я вновь получал их внимание, я мог остановиться и вернуться к диалогу. В результате я перевел детей из существующего состояния в желаемое.

 

Сортировка якорей.

М-р Вернен  - консультант старших классов, он же замещает директора в его отсутствие. Некоторые из учеников, которых он “прорабатывал” как заместитель директора, получали у него консультативную помощь по предмету. Верн заметил, что после дисциплинирования, ученик не может с ним работать как с консультантом. Понимая различия в позициях консультанта и директора, он действовал как директор, виделся с учеником не в своем кабинете, а в директорском. Определив на подсознательном уровне различие между состоянием директора и консультанта, он перенял манеры директора (голос, указующий палец, ношение заколки в галстуке).

 

Перекрывающиеся якоря.

Однажды мне понадобилось найти себе замену на неделю. Я выбрал человека с похожими манерами. В  течение двух месяцев до замены мы могли встречаться в школе  на несколько минут, чтобы прорепетировать  мои манеры и найти место для различной деятельности. Через неделю он так хорошо подражал, что заслужил комплименты. Ученики говорили: “О, вы точно, как мистер Г.” Приходя в класс любого эффективного учителя, особенно впервые, я всегда в первые дни копирую этого учителя. Тогда хорошее отношение, доверие и раппорт этого учителя переносится и на меня.

В моей школе ученики изучают  специальные курсы. Такие, как музыка и мастерские. Я часто прихожу в класс на эти занятия в первые дни семестра, затем в течение нескольких недель я “внезапно” появляюсь в классе. Тогда мои хорошие отношения с классом переносятся и на специалиста, особенно, если я копирую его за 10 минут до конца моего урока.

У каких еще учителей учатся ваши ученики? Какие примеры перекрывания или сортировки якорей у вас были? Что вы извлекли из родительских собраний и что можете сказать о домашних якорях?

Помните о трех элементах, определяющих силу якоря:

1. Уникальность.

2. Якорение - на пике опыта.

3.Точность воспроизведения.

 

Правополушарные дни. Когда разрушаются привычные  якоря.

Все мы создаем привычки. В течение школьного года есть периоды, когда мы максимально предсказуемы, демонстрируя обычное поведение  и привычки. В другое время привычки и связанные с ними якоря разрушаются. Соответственно и привычные пути управления классом ослабевают. (Неделя перед Рождеством, весенние каникулы, конец года, резкие перемены погоды, первый снег.)

Далее, мы остановимся на аспектах: когда они происходят, как они связаны с полушариями  мозга, и как их использовать?

Когда применяется обычный  порядок, у детей активируется левое  полушарие мозга. Когда же обычный порядок изменяется, активируется правое полушарие. В такие “правополушарные” дни учитель должен усилить или ослабить определенные стили обучения.

Когда он действовал как  директор, он виделся с учеником не в своем кабинете, а в директорском. Определив на подсознательном уровне различие между состоянием директора  и консультанта, он перенял манеры директора (голос, указующий палец, ношение заколки в галстуке).

 

Академические якоря  повторения.

Существует два вида якорения в школе. Первый якорь используется в текущей работе, другой - для  трудного и важного содержания.

В местном колледже инструктор по вычислительной технике так использовал невербальную коммуникацию. Теоретический материал он начинал в одной части класса, надев форменную фуражку и говоря высоким голосом. Затем в середине класса он снимал фуражку, надевал кепку и более низким голосом объяснял задание на сегодня, а затем подходил к компьютеру, засучив рукава, и показывал все на машине и отвечал на всевозможные вопросы. Уже через несколько дней ученики знали, когда нужно просто слушать теорию, когда можно спрашивать, легко переключались на следующую деятельность.

Важное трудное  содержание (ВТС). Обучение от известного к неизвестному.

В анализе содержания, важного  для учителя и трудного для  класса, имеется несколько последовательных шагов. Первое: будем ли мы учить  от известного к неизвестному? Поскольку процесс образования вовлекает в основном левополушарный, последовательный, логичный, обучающий малыми звеньями отчасти к целому стиль, то нам часто не хватает фантазии и простоты правополушарного метода. Правое полушарие -ассоциативный мозг. Когда мы учим от известного к неизвестному, то используем правую половину мозга. Учитель может спросить себя: “Какие ассоциации уже есть в мозгу учеников относительно предлагаемого им материала?” Особенно это целесообразно делать, если мы работаем с важным и трудным содержанием.

Пример. Учитель разработал обычный левополушарный подход для объяснения понятия “с четвертью”, “без четверти” (определение времени по часам) в третьем классе. Он объяснял сначала, что четверть - это одна четвертая часть часа (шестидесяти минут), затем переходя к длительному процессу (несколько дней) использования понятия четверти в разных случаях.

Для использования правого  мозга учитель придумал такой  подход. Он в первый день пометил  реальную четверть на часах (т.е. на цифрах 9 и 3). Еще не понимая, что это такое  относительно времени, дети знали, что  если минутная стрелка на 9 - это называется “без четверти”, а если на 3 - “с четвертью”. А дальше он перешел к конкретному понятию времени и использованию выражений.

Используйте эти идеи применительно  к вашей обстановке. Определите ключевые слова, которые вы используете при объяснении какого-то материала. Проведите теперь правомозговой штурм - найдите ассоциации этим словам или другие варианты, которые могли бы быть знакомы ученикам. Обучая в правополушарном стиле, отметьте учеников, хорошо справляющихся с правополушарным подходом. Испытывают ли они трудности с левополушарным? Вы должны выяснить также, какой подход более приемлем в вашем классе, исходя из потребностей большинства, и для кого будет необходимо переучивание в другом стиле.

Развитие минимально используемых сенсорных каналов.

1. Выпишите Важное и  Трудное содержание.

2. Как вы обычно обучаете  содержанию, задействуя визуалов, аудиалов, кинестетиков?

3. Развивайте визуальный  канал, рассматривая размеры,  цвета, формы, расстояния. Развивайте  аудиальный канал, используя размер  паузы, громкость голоса, звуки. Развивайте кинестетику, используя температуру, движение, вес. Опишите, как вы смогли улучшить минимально развитые органы чувств?

4. Запишите результаты. Отметьте  учеников, которые получили пользу от такого подхода, и каким он бесполезен.

Пример. Учитель начальных классов объяснял детям время окончания первой перемены 8 часов 50 минут. Ученики обычно называли это время 9.50, так как минутная стрелка при этом находится ближе к 9, чем к 8.

После обсуждения с коллегами  идеи развития органов чувств для Важного и Трудного содержания, учитель провел объяснение следующим образом: Двенадцать учеников сели в большой круг в комнате с макетами чисел в руках, изображая циферблат часов. Учитель с двумя учениками встали внутрь круга, один держал измерительную линейку, другой метелку, которая была на треть длиннее линейки - стрелки часов. Ученик с часовой стрелкой (линейкой) был проинструктирован переходить к следующему числу только тогда, когда метелка (минутная стрелка) достигнет цифры 12. Когда метелка сравнивается с 12, а линейка оказывается напротив какого-то числа, ученик отзванивает колокольчиком означенное время. Весь класс вслух считает каждый звонок. Когда метелка движется к интересуемой цифре (для случая 8.50 - это 11), учитель напоминает: “Так сколько звоночков вы уже слышали?” Затем они для закрепления понимания отзванивают и называют другие моменты времени.

Якорение важного  и трудного содержания (ЯВТС).

Напомним: якорь выполняется  на вершине опыта, важна уникальность якоря, важно точное воспроизведение  якоря.

После того, как вы проанализировали трудное и важное содержание, вы готовы перейти к якорению. Очевидно, мозг создает долговременные связи для того, что узнает первый раз. Насколько быстрее вы вспоминаете свой первый поцелуй по сравнению с третьим? А свой первый класс по сравнению с четвертым?

Если вы хотите заякорить  трудное и важное содержание, т.е. выполнить ЯВТС, действуйте таким образом, чтобы создать “впервые” в мозгу и ушах учеников. Имеются естественные якоря ВТС - когда лицо, поза, голос, место являются естественным символом содержания. Искусственные ЯВТС - когда якорь связан с содержанием только потому, что вы создаете эту связь.

ЯВТС – переключение от учителя к ученику.

Попытка изменить обучение в классе без практики подобна  поездке на курорт без фотоаппарата и покупки сувениров. Мы все только временно помним опыт. Сувениры восстанавливают  воспоминания и пережитые эмоции. Применение ЯВТС должно вовлекать тела учеников, подключая мышечную память, особенно если ученики кинестетичны или младшего возраста.

Пример. Перед доской натянута веревка. На этой веревке с помощью  скрепок учитель развешивает  и закрепляет плакатики с правилами. Развешивает сам и вызывает учеников. Кроме того, учитель раздает ученикам скрепки желтого цвета для аналогичной работы за партами. Здесь скрепка является якорем, переходящим от учителя к ученику.

Информация о работе НЛП техника в системе "учитель-ученик"