Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа
Прежде чем приступить к изучению темы данной курсовой работы, а именно «Техники НЛП как средства педагогического воздействия в системе «учитель – ученик», справедливо было бы дать определение самой Нейролингвистической программе и коротко рассказать о ней.
Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт. В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Применение НЛП в обучении……………………………………….7
1.1. Специфика процесса получения школьного образования……………..7
1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности передачи информации………………………………………………………..11
1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении………………...............21
Глава II. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе…………………………………………………………………34
2.1. Организация исследования ……………………………………………..34
2.2. Процедура и методы исследования……………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...40
Другие паттерны.
Большинство из нас ищут рецепты с незамедлительными результатами. Последний параграф содержит несколько таких методов. О некоторых из них мы уже говорили. Прочитав последние страницы, вы, несомненно, обнаружите некоторые дополнительные паттерны к тому, что вы уже читали и делали.
1. Неподвижное тело.
Вербальное утверждение: “Класс, внимание на меня!” составляет только 8 % информации, полученной учениками. Остальные 82 % -невербальные сигналы. Если учитель говорит эту фразу, двигаясь, то невербальные сигналы говорят: “Двигайтесь!” Если учитель замирает в конце фразы, осматривая класс, то значительно увеличивает вероятность положительного исполнения сообщения.
2. Активное присоединение
и ведение шепотом.
Учителя, систематически использующие
фразы “Внимание на меня”, “глаза сюда”,
знают, что бывают дни, когда ученики не
реагируют на них (правополушарные дни).
Как вы сделаете переход, если дети не
реагируют на слова?
Шум класса можно откалибровать и использовать. Говоря громче класса и сделав это внезапно, учитель шокирует и прерывает класс. Ученики, вероятно, услышат вас в таком случае. Но в этом случае у вас очень мало времени, чтобы “повести” их. У вас есть два выбора дальнейшего поведения: перейти сразу, а шепот, постепенно снизить голос до шепота. При этом убедитесь, что вы удлинили предложения' и взяли мягкий тембр. Тогда вы введете класс в состояние большего слушания.
3. Поднимите ваши руки.
Один из самых живых примеров в учительской коммуникации, когда ученики поднимают руки для ответа и когда отвечают с места без разрешения (шум). Большинство учителей допускают шум, но иногда учитель хочет контролировать положение и переходит на “поднимите руки”. Для осуществления этого перехода существует несколько выборов:
а) Скажите содержание, а потом укажите процесс. То есть задается вопрос, а потом говорится “поднимите руки”. Далее учитель переключается на учеников и дисциплинирует их невербально.
б) Скажите процесс, а потом содержание. “Ученики, поднимите руки, если знаете ответ на вопрос...”
в) Невербально выполнить процесс, а потом сказать содержание. Это обычно применяют учителя младших классов. Они часто сами поднимают руку, задавая вопрос. До аудиала такая невербальная информация может не дойти, тогда учителю нужно, поднимая руку, производить дополнительный звук, например, похлопывание левой рукой по предплечью правой. Этот же звук можно использовать, даже не поднимая руки.
Поведение класса обычно следует правилу инерции - обьект, находящийся в движении, склонен продолжать движение, а неподвижный склонен оставаться неподвижным. Это очень важно учитывать при моделировании перехода. Если в классе шумно, а вы хотите перейти к “поднимите руки”, то учителю во время перехода особенно важно моделирование. Напротив, если вы использовали “Поднимите руки”, а теперь желаете перейти на высказывание с мест, вам нужно просто сказать об этом. Обычно для высоковизуального класса более характерен способ работы “поднимите руки”, а более кинестетичный класс предпочитает шум с мест. Проследите, какой паттерн преобладает в вашем классе. Попробуйте в течение нескольких дней переход от одного к другому способу ведения урока.
4. Переход «петля».
В течение 45 минут урока есть периоды, когда учитель дает прямые указания, получая внимание класса, и периоды самостоятельной работы учеников. Затем учителю снова необходимо дать инструкции. Деятельность на уроке выглядит так:
деятельность А - переход - деятельность Б - переход - деятельность В
Традиционный способ движения: завершить деятельность А и позволить небольшую перемену в классе (пока класс откладывает книги). Затем учитель производит переход к другому виду деятельности. «Прежде чем вы ответите на вопрос 5, возьмите ваши учебники...» В этот момент учитель дает. На доске инструкции к выполнению деятельности Б. К моменту, когда открыты учебники и готов материал на доске, класс автоматически включается в деятельность Б с наименьшей потерей времени.
5. Неполные предложения.
Часто в процессе работы учителю необходимо внимание еще до начала работы. Когда содержание заведомо интересно, мы можем начать урок. Однако, если мы предполагаем, что интерес не будет достаточно высоким, мы можем использовать неполные предложения. Ученики, не следящие за учителем, услышав разрыв фразы, опомнятся и посмотрят вверх. Несколько примеров: «Как вы видите», «посмотрите на», «Заметим как». Ученики привлечены. Они повторят предложения и закончат их.
6. Переход. Позитивные комментарии.
Учитель младших классов часто использует позитивные комментарии в период перехода, указывая классу, кто из учеников ведет себя хорошо. Эти ученики, чьи имена названы, служат моделью для остальных. Маленькие дети очень хотят понравиться учителю и гораздо быстрее отвечают на позитивную модель. Например, учитель может сказать: “Приберите ваши парты и возьмите в руки карандаш. Мне нравится, как это сделал Джонни... О! Вы все готовы” Этот способ хорошо работает до четвертого класса. Начиная с пятого класса, учитель должен высказывать поощрение в подобном случае всему классу: «Я ценю, как вы быстро можете готовиться к занятию».
7. Присоединение к уроку.
Мы уже говорили, что для управления классом лучше всего использовать невербальный уровень коммуникации. Если учитель вербально дисциплинирует аудиальных подростков, то даже рискует оскорбить их, и при этом его личный энергетический уровень снижается. Используя невербальную коммуникацию, мы можем сохранить энергетический уровень и свой и учеников. (Попросите учеников прокомментировать целесообразность какого-либо вашего негативного дисциплинарного замечания). Поэтому нам желательно использовать голос для присоединения на уроке, а невербальные сигналы для управления. Правда, для использования невербальных сигналов необходимо, чтобы их заметили. Попробуйте использовать имя ученика. Прокашляйтесь. Задействуйте любой другой аудиальный канал, а затем переходите на невербальные сигналы, указывающие на то, что вы хотите (например, движения руками, означающие «обернитесь», «вернитесь к задаче».)
Развитие конгруэнтности.
В нашей культуре, чем конгруэнтнее посылатель сообщения (учитель), тем больше вероятность выполнения (понимания) со стороны получателя (ученика). Конгруэнтность, как мы уже упоминали - это соответствие всех проявлений человека в данный момент: словесное содержание, внутреннее состояние, соответствующая этому поза, голос. (Например, учитель говорит: “Я подготовил к уроку очень интересный материал и вы с большим интересом будете работать.” Если при этом у него не уверенный голос, в руках он комкает носовой платок, стоит, как-то втянув голову в плечи, - значит, он демонстрирует собой неконгруэнтное состояние. Поверите ли вы его вербальному сообщению?)
Уверенное конгруэнтное состояние
ассоциируется у них с
Заключение о якорях и якорении.
Учителям не избежать якорения. Осознано или не осознанно они все делают это. Успех якорения зависит от того, насколько эффективно они используют якоря, и насколько эффективно якорение задействует правое и левое полушарие.
Глава 2. Эмпирическое исследование действенности методов НЛП при обучении в школе
2.1. Организация исследования
Чтобы проверить действенность методов нейролингвистического программирования, изложенных в первой главе данной работы, нами было решено создать условия, максимально приближенные к условиям работы в среднестатистической школе. (Исследование проводилось в МОУ СОШ №16, г. Орехово-Зуево) Т. е. вся экспериментальная часть проводилась в рамках школы и школьной программы обучения. Что являлось как положительным, так и отрицательным моментом, т. к. создавало ограничения в выборе предмета и темы преподавания. Поэтому и предмет и темы уроков были выбраны не нами. В качестве предмета выступал школьный курс «Право и Экономика», а в качестве тем: «Влияние государства на экономику» и «Государственно-правовой контроль за экономикой».
Но в наше распоряжение предоставили 2 с лишним академических часа, помещение школьного кабинета, учебные материалы (учебники по «Праву и Экономике»). Исследование проводилось только с учащимися нормального развития старшего класса.
Испытуемые. В качестве испытуемых выступали учащиеся 11 класса. Их преимущественный возраст – 16-17 лет. В количестве 18 человек. Из которых 10 девочек и 8 мальчиков.
Местом проведения был один и тот же школьный кабинет, без изменения обстановки на протяжении всего периода исследования. Непосредственная работа с испытуемыми проводилась только во время уроков. Весь период исследования, на протяжении которого с учащимися велась работа с интервалами в неделю, занял по времени 3 недели.
Потребовались следующие методические средства: бланки тестов в двух вариантах, т.к. всего было проведено 2 теста, школьные учебники по курсу «Право и экономика» и доска для записей перед всем классом.
2.2. Процедура и методы исследования
Вопрос применения методов
нейролингвистического
Оптимальный способ проверить действенность методов НЛП в нашей ситуации – сравнить результаты усвоения материалов двух уроков: одного - с применением НЛП, а второго - без применения такового.
Итак, в рамках эмпирического исследования мы придерживались следующей экспериментальной схемы, которую можно разбить на 3 этапа или 3 недели:
1 неделя: - в первый день с испытуемыми проводился урок без применения методов НЛП на тему «Влияние государства на экономику»;
2 неделя: проводился тест
по предыдущему уроку (образец
теста см. в Приложении 2) и сразу
же урок с применением методов
НЛП по теме «Государственно-
3 неделя: проводился тест по теме предыдущего урока (образец теста см. в Приложении 3)
Затем результаты тестов сравнивали и получали степень усвоения материала для уроков с и без применения методов НЛП.
Большое значение при построении урока с применением методов НЛП было уделено визуализации и невербальной коммуникации. В частности использовался принцип наглядности, конгруэнтности, якорения (визуального, аудиального, кинестетического), применялись метафоры.
Если помечтать и представить идеальную педагогику, то, видимо, это будет наука, предлагающая такие методы обучения, которые сделают каждого ребенка одаренным. Пока одаренные дети остаются неприступными вершинами, которые "видит око, но зуб неймет".
Тем не менее, сейчас вопрос превращения детей ординарных в детей одаренных не ставится вовсе. Более того, реальность такого чуда, остается столь же сомнительной, как превращение тыквы в золотую карету. Дела обстоят так, что на повестке дня проблема выявления одаренных. Мечты пока остаются для мечтателей, но не для ученых.
Николя Тесла5, один из величайших изобретателей, мечтал о мире будущего. В нем есть многое, чего нет в нашей жизни. Взглянув на этот мир, он начинал изобретать будущее в настоящем.
Нейролингвистическое
Это та задача, за которую пока не желают браться традиционные педагогика и психология. Невозможности этого будет найдено множество объяснений. Большинство из возражений будет высказано в существительных и прилагательных. Догматичный приверженец НЛП сказал бы, что это не что иное, как очередное перечисление ярлыков, навешиваемых на людей.
Второй шаг на этом пути - это объединение детей в группы по результатам наблюдений или тестирования, а затем выявление корреляций, проявившихся в исследовании, присутствия или отсутствия у них тех или иных свойств (акцентуации характера, типа нервной системы, преобладающей сигнальной системы и пр.)
В современных средствах массовой информации всё чаще поднимается вопрос о так называемом «школьном конвейере». Эту метафору впервые использовал Майкл Гриндер, взяв её за основу названия своей книги «Исправление школьного конвейера», которая была опубликована в 1989 году. С тех пор прошло 15 лет, а эта проблема не потеряла своей актуальности - мы по-прежнему наблюдаем, как во многих школах ученикам не только не дают необходимых знаний на должном уровне, но и, что более страшно, убивают в них всякую индивидуальность.
Осознавая остроту этой проблемы
и необходимость изменения
М.А. Павлова в своей книге «Интенсивный курс повышения грамотности» предлагает следующие
Условия эффективного урока с позиций НЛП.
1. «Начало урока - с
позитивного якоря. Если