Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой  игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6

    1. Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
    2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17

2.1 Диагностика уровня сформированности  нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста………………………………………………..17

2.2 Организация и проведение  сюжетно-ролевых игр, направленных  на нравственное воспитание………………………………………………………..23

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложение……………………………………………………………………....40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.

Особое развитие в  дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым  усваивают их.

Следовательно, мы говорим  об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и  отношений, то есть необходимо создавать  специальные игровые ситуации, в  которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых [24, с. 19]. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому  проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.

В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественных качеств [12, с. 34].Исследователь подчеркивала важную роль в нравственном воспитании самостоятельных сюжетно-ролевых игр. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка. В концепции формирования сюжетно-ролевой игры для детей в дошкольном возрасте, разработанной Н.Я. Михайленко определены психолого-педагогические принципы руководства и управления игрой, выделены генетические этапы ее формирования на протяжении всего дошкольного детства [10, с. 77].

Цель работы изучить возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования - сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

Объект работы - сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы - педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические  аспекты проблемы влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников;

2. Определить педагогические  условия влияния сюжетно-ролевой  игры на нравственное воспитание  детей старшего дошкольного возраста;

3. Апробировать приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, влияющими на нравственное воспитание старших дошкольников;

Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексный метод диагностики нравственных качеств у детей (наблюдения, беседы, анкетирование), количественный и качественный анализ полученных данных по проблеме исследования; педагогический эксперимент.

База исследования – МБДОУ № 62 г. Бийска, старшая группа № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в  отечественной педагогике и психологии

1.1 Традиционные  и современные подходы к руководству  сюжетно ролевыми играми дошкольников

Проблемы сюжетно-ролевой  игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единодушно отмечали, что решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность [7, с. 112]. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг, и что является для них особенно привлекательным.

Хотя многие психологи  и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С.А. Новоселова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились [7, с. 113]. Рассмотрим условия воспитывающего воздействия игры на ребенка.

Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений  вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).

Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к  партнерам.

Л.С. Выготский отметил, что положительно воздействует игра на развитие произвольных процессов памяти дошкольника [4, с. 63]. При этом определяющим фактором выступает не сама по себе игра, а то или иное конкретное содержание. Педагог может стимулировать его в соответствии с воспитательными задачами. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством игры.

Таким образом, игра для  детей единственно доступное  средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых.

Функции роли и развертывание  сюжета диктуются игровыми правилами  и четко обозначаемыми предписаниями.

Ролевое поведение детей  в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным [29, с. 65].

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом), и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились  в 50- х годах работы А.П.Усовой [26, 27]. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. А.П.Усова сделала детские реальные общественные отношения предметом социального исследования.

А.П. Усова считала, что оно составляет лишь часть всей воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, направленной на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста [26, с. 11].

По утверждению Д.Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре это влияние на ее содержание, то есть выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов [9, с. 67].

Так, в исследовании Р.И. Жуковской обращается внимание на нравственно  ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. Решение воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств [5, с. 115].

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей [10, с. 28].

Игра дошкольника связана с воссозданием ситуаций второго типа, как считает Н.Я. Михайленко.

Авторы предлагают рассматривать  руководство сюжетно-ролевой игрой  как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

На основе изучения этапов игры и уровней отношений детей, А.П. Усова наметила пути дифференцированного педагогического влияния на развитие игры в детской игровой деятельности, на формирование положительных общественных взаимоотношений дошкольников [27, с. 12]. При этом важно подчеркнуть то большое значение, которое исследователь придавала воспитательной стороне сюжета игры.

Обобщив традиционные подходы  Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания игр, исследования, проведенные А.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста  в сюжетно-ролевых играх

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [2, с. 10].

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что  педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.

Поэтому успех нравственного  воспитания детей во многом зависит  от характера субъективного нравственного  пространства, в котором они живут.

Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры