Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Таблица № 2

Уровни сформированности нравственных качеств в результате беседы с детьми

Уровни

Содержание уровней

Кол-во детей или %

Высокой уровень

Ответы на вопросы  с 1-4 «ДА» , на 5 вопрос «НЕТ»

5 ребенка или 25 %

Средний уровень

Ответы на вопросы  с 1-5 «ИНОГДА», «РЕДКО», «НЕЗНАЮ».

7 ребенка или 33 %

Низкий уровень

Ответы «НЕТ», «НИКОГДА»

8 детей или 42 %


 

Для большей наглядности  представим результаты беседы с детьми в виде диаграммы:

 


Рис.2 Уровни сформированности нравственных качеств в результате беседы с детьми

В беседе принимали участие 20 детей. Результаты беседы показали, что 25 % детей относятся к высокому уровню сформированности нравственных качеств, 33% детей к среднему уровню сформированности нравственных качеств и 42 % детей относятся к низкому уровню сформированности нравственных качеств.

Следовательно, дети экспериментальной  группы недостаточно имеют представления  о гуманных качествах.

Для итоговой диагностики  констатирующего эксперимента было использование наглядного пособия  о проблемных ситуациях, целью которых  было выявить гуманные отношения. Для этого использовались иллюстрации из методического пособия Р.С. Буре «Мы друг другу помогаем».

Дети должны были найти  правильный выход из сложившейся ситуации и ответить на вопрос «Что было дальше?». Решение детьми проблемных ситуаций оценивалось по трем уровням: 1 уровень – высокий, 2 уровень- средний, 3 уровень- низкий. Данная диагностика позволила выявить наличие нравственных качеств, их недостаточное развитие, либо их отсутствие. Результаты диагностики детей по каждой проблемным ситуациям представлены в таблицах № 4, 5

Таблица № 4

Уровни сформированности гуманных качеств в результате решения  детьми проблемной ситуации «Скоро Новый  Год»

Уровни

Содержание уровней

Кол-во человек или %

Высокий уровень

Дети обращают внимание на неблагополучие сверстника и помогают ему

3 человека или 25 %

Средний уровень

Дети обращают внимание на неблагополучие сверстника, но не предлагают ему помощь .

4 человека или 33 %

Низкий уровень

Дети не обращают внимания на грустного сверстника, продолжают заниматься своим делом.

5 человек или 42 %


 

Данные, полученные в  результате диагностики по проблемной ситуации «Скоро Новый Год» показали, что 25% детей имеют высокий уровень сформированности гуманных качеств, 33% детей имеют средний уровень, 42% детей имеют низкий уровень.

Таблица № 5

Уровни сформированности гуманных качеств в результате решения  детьми проблемной ситуации «Веселый хоровод»

Уровни

Содержание уровней

Кол-во детей или %

Высокий уровень

Дети обращают внимание на эмоциональное неблагополучие сверстника и предлагают встать к себе в хоровод.

4 ребенка или 12 %

Средний уровень

Дети обращают внимание на грустного мальчика, но высказывают  свое порицание в его адрес, («Он  стоит в стороне , так как всем мешал»).

7 детей или 33%

Низкий уровень

Дети не обращают внимание на грустного мальчика и продолжали водить хоровод.

9 детей или 50 %


Результаты диагностики  по иллюстрациям с проблемной ситуацией показали, что около 50 % испытуемых детей относятся к низкому уровню сформированности нравственных качеств, 30 % к среднему и 20 % к высокому уровню.

 

Рис.4 Результаты диагностики детей по проблемным ситуациям

С помощью методики решения  детьми проблемных ситуаций, мы выясняли, что 20% детей относятся к высокому уровню, 30% детей к среднему уровню, 50% детей к низкому уровню сформированности гуманных качеств.

Результаты констатирующего  эксперимента показывают, что в данной группе детей преобладает низкий уровень сформированности нравственных качеств.

Для повышения уровня сформированности нравственных качеств были поставлены задачи по подбору и проведению серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация  и проведение сюжетно-ролевых  игр, направленных на нравственное  воспитание

С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано  содержание формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента :

-повысить уровень  сформирванности у детей нравственных качеств.

Задачи формирующего эксперимента: 1) подобрать и провести серию сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием; 2) обогатить содержание игр нравственной тематикой посредством чтения художественной литературы и выполнения специальных дидактических заданий.

Формированию гуманных качеств у старших дошкольников более всего отвечает тематика детских игр «Больница», «Семья», «Железнодорожный вокзал», «Магазин», воспроизводящих отношения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка.

Так, врач и больной, работники  сферы услуг и клиенты могут  взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.

Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупкой к больному. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно  ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Действенность такого приема определяется тем, что гуманные чувства становятся значимыми для протекания игры.

Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие проявление заботы, внимания, доброты: «Больница», «Поликлиника», «Зоопарк».

При подборе и проведении игр, мы обращали внимание на два критерия:

а) отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;

б) степень эмоциональной  окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а  также оказание помощи.

Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти  с порога спрашивает: «Что у вас болит?»,«Больная» назидательным тоном переспрашивает его: «А «здравствуйте», забыл сказать?». Лера, желая включиться в игру «Поликлиника», подходит к играющим с громким стоном: «Мне плохо,ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Настя (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я ставлю градусник!». Но Лера продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».

Как видим, взяв на себя роль, дети исправно исполняют обязанности, налагаемые ею, передают определенные взаимоотношения взрослых. Но при этом отсутствует эмоциональный компонент — основа нравственного содержания игры. Даже там, где роль предполагает проявление гуманных чувств, например при общении врача с больным, дети обходятся скорее эскизными, чем подлинными эмоциями. Как правило, они ориентированы на воспроизведение необходимой совокупности действий.

Вот в больницу на «скорой  помощи» привезли больную Алину. К ней подходит врач Оля с вопросом: «Что у тебя болит?». Алина: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ире): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Алина громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач).

Ира и Оля совершенно не реагируют на это. Лишь когда Алина  стала настойчиво и громко стонать  и плакать, Оля прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!»- и «сделала укол». Алина: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка-та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.

Итак, сюжетно-ролевая  игра дает детям возможность проявлять  доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая  деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми.

Это еще раз доказывает, что развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического  руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего (слушает его, делает укол, выписывает лекарство), но и обращается с ним ласково, внимательно, сочувственно.

Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы наметили следующие  пути: развивать у детей способность  понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.

Видимо это объясняется  тем, что пятилетним детям еще  трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимых им действий и отношения к пациенту.

Мы прибегали к таким  приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:

- чтение художественных  произведений (чтобы вызвать у  детей, в частности у мальчиков,  интерес к игре, создать у них  образ врача-мужчины, мы решили дать им представление о труде и подвиге медицинских работников в военные годы, читали и обсуждали с детьми отрывки из повестей Е. Ильиной «Четвертая высота» и С. Алексеева «Госпиталь», из очерка Л. Овчинникова «Татьяна — солдат милосердия».);

- проведение дидактических заданий -игр «Отгадай, кто это делает-врач или медсестра», «Что как лечить?»;

- проведение бесед  о труде медицинских работников: хирурга, терапевта, окулиста, медицинской  сестры.

Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.

На следующем этапе  акцентировалось внимание на гуманных проявлениях. При этом взрослый выступал в соответствующей роли, что позволяло  дать детям представление о том, как ведут себя люди, проявляя чуткость, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, откликаясь на чужую радость.

Воссоздавая образы в  игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и передают, как правило, только отдельные, наиболее им понятные и запомнившиеся ситуации и взаимоотношения.

Чтобы помочь ребенку  вычленить в образе характерные  для него особенности, черты, достойные  подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность- поступать гуманно.

Из рассказов воспитателя  дети узнавали, что добрый смотритель зоопарка, ухаживая за животными, не просто чистит, кормит их, убирает в клетках. Он всегда очень внимателен к своим  подопечным, следит, чтобы они не заболели, обращается с ними ласково, нежно, никогда не обидит, не ударит. Добрый смотритель по-настоящему любит животных, свою работу. И, конечно, его питомцы относятся к нему по-особенному, не боятся его, доверяют ему.

Подобная мотивация  помогала детям выделить эмоциональные гуманные проявления как типичные, характерные черты поведения доброго, внимательного смотрителя зоопарка и осознать их как необходимый атрибут данной роли. Благодаря этому приему ребенок не только узнавал, что по условиям игры ему положено быть добрым, у него готовность к этому.

Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры