Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37
Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников.
Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков [5, c. 228].
Опытно-экспериментальная работа включала: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Результаты диагностики констатирующего этапа показал низкий уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений.
Полученные результаты контрольного эксперимента после проведения серии сюжетно-ролевых игр показали положительную динамику высоких результатов сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Рассчитав t- критерий Стьюдента (tэмп = 11,3) было доказано, что гипотеза, заявленная нами во введении верна.
В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В основе распределения испытуемых детей по трем уровням были положены два показателя:
Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:
- целенаправленное
- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.
Список использованной литературы
Приложение 1
№ |
Выборки |
Отклонения от среднего |
Квадраты отклонений | |||
В.1 |
В.2 |
В.1 |
В.2 |
В.1 |
В.2 | |
1 |
18 |
34 |
-4.33 |
-0.53 |
18.7489 |
0.2809 |
2 |
22 |
35 |
-0.33 |
0.47 |
0.1089 |
0.2209 |
3 |
26 |
36 |
3.67 |
1.47 |
13.4689 |
2.1609 |
4 |
22 |
35 |
-0.33 |
0.47 |
0.1089 |
0.2209 |
5 |
19 |
33 |
-3.33 |
-1.53 |
11.0889 |
2.3409 |
6 |
19 |
31 |
-3.33 |
-3.53 |
11.0889 |
12.4609 |
7 |
27 |
36 |
4.67 |
1.47 |
21.8089 |
2.1609 |
8 |
26 |
36 |
3.67 |
1.47 |
13.4689 |
2.1609 |
9 |
18 |
34 |
-4.33 |
-0.53 |
18.7489 |
0.2809 |
10 |
19 |
33 |
-3.33 |
-1.53 |
11.0889 |
2.3409 |
11 |
19 |
35 |
-3.33 |
0.47 |
11.0889 |
0.2209 |
12 |
26 |
35 |
3.67 |
0.47 |
13.4689 |
0.2209 |
13 |
19 |
33 |
-3.33 |
-1.53 |
11.0889 |
2.3409 |
14 |
26 |
36 |
3.67 |
1.47 |
13.4689 |
2.1609 |
15 |
29 |
36 |
6.67 |
1.47 |
44.4889 |
2.1609 |
Суммы: |
335 |
518 |
0.05 |
0.05 |
213.3335 |
31.7335 |
Среднее: |
22.33 |
34.53 |
Результат: tЭмп = 11.3
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 |
p≤0.01 |
2.05 |
2.76 |