Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.

Таким образом, неоценимо  значение сюжетно-ролевой игры для  нравственного формирования личности дошкольников.

Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков [5, c. 228].

Опытно-экспериментальная  работа включала: констатирующий, формирующий  и контрольный этапы.

Результаты диагностики  констатирующего этапа показал  низкий уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений.

Полученные результаты контрольного эксперимента после проведения серии сюжетно-ролевых игр показали положительную динамику высоких результатов сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Рассчитав t- критерий Стьюдента (tэмп = 11,3) было доказано, что гипотеза, заявленная нами во введении верна. 

В итоге игровое общение  воспитателя с детьми позволяет  ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В основе распределения испытуемых детей по трем уровням были положены два показателя:

  1. Умение замечать эмоциональное благополучие сверстника;
  2. Желание и готовность прийти на помощь сверстнику.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:

- целенаправленное педагогическое  руководство сюжетно-ролевыми играми;

- взаимодействие педагога  с семьей воспитанника;

- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

 

Список использованной литературы

  1. Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.-286 с.
  2. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.М. Виноградовой -М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
  3. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.- М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966.-№6 – С. 62-76.
  5. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М.: АПН РСФСР, 1993.-320 с.
  6. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка /Дошкольное образование, 1994.- С.62-63
  7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1988.- 432 с.
  8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.- 84с.
  10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. -М.: Педагогика 1990,- 156 с.
  11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.
  12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  13. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском детском саду / под ред. А.Н. Вераксы, Н.Ф.Губановой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.- 73 с.
  14. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1992. – 243 с.
  15. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 80 с.
  16. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 80 с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 5 изд. испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 208 с.
  18. Психология и педагогика дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой.- М.: Просвещение, 1996.- 121 с.
  19. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.
  20. Романова З.Н. Роль игры в развитии дошкольника // Современное дошкольное образование, 2009-№1.- 95 с.
  21. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский. – М.: Мысль- 1992. - 144 с.
  22. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт-Петербург.: Издательство «Детство-Пресс», 2009.- 64 с.
  23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 344 с.
  24. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование, 2008.-№1.- С.12-20
  25. Субботинский В.А. Психология отношений партнерства у дошкольников.- М.: 1996.- 144 с.
  26. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В.Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с.
  27. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.- М.: Издательство Учпедгиза, 1962.- 36 с.
  28. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.- 64 с
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры // Дошкольное воспитание, 2004 -№4.- С. 64-65
  30. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.- М.: Педагогика, 1984.- 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Расчет t-критерия Стьюдента

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

18 

34 

-4.33 

-0.53 

18.7489 

0.2809 

2

22 

35 

-0.33 

0.47 

0.1089 

0.2209 

3

26 

36 

3.67 

1.47 

13.4689 

2.1609 

4

22 

35 

-0.33 

0.47 

0.1089 

0.2209 

5

19 

33 

-3.33 

-1.53 

11.0889 

2.3409 

6

19 

31 

-3.33 

-3.53 

11.0889 

12.4609 

7

27 

36 

4.67 

1.47 

21.8089 

2.1609 

8

26 

36 

3.67 

1.47 

13.4689 

2.1609 

9

18 

34 

-4.33 

-0.53 

18.7489 

0.2809 

10

19 

33 

-3.33 

-1.53 

11.0889 

2.3409 

11

19 

35 

-3.33 

0.47 

11.0889 

0.2209 

12

26 

35 

3.67 

0.47 

13.4689 

0.2209 

13

19 

33 

-3.33 

-1.53 

11.0889 

2.3409 

14

26 

36 

3.67 

1.47 

13.4689 

2.1609 

15

29 

36 

6.67 

1.47 

44.4889 

2.1609 

Суммы:

335

518

0.05

0.05

213.3335

31.7335

Среднее:

22.33

34.53

       

 
Результат: tЭмп = 11.3

Критические значения

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.05

2.76


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры