Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей стали  обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.

Но нужно отметить и факты эмоциональной нечувствительности, зафиксированной у части детей. Видимо, эти дети не ориентированы на эмоциональное проявление как необходимый момент игры и поэтому сохраняют свойственное им ранее воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Для проверки полученных результатов был проведен контрольный  эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 20 человек. Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием.

Детям экспериментальной  и контрольной группы были даны те же иллюстрации с проблемными  ситуациями, которые использовались в констатирующем эксперименте.

После проведенных исследований были получены следующие результаты, представленные в таблице 6.

Таблица № 6

Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового контроля по проблемным ситуациям

№ проблемной ситуации

Название проблемной ситуации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

«Скоро Новый Год»

13 детей

5 детей

2 реб.

2

«Веселый хоровод »

14 детей

4 детей

2 реб.


 

Как показали результаты проведенного исследования по решению проблемных ситуаций, у большинства детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности нравственных качеств, таким образом, были решены задачи формирующего эксперимента.

На контрольном этапе  было проведено контрольное наблюдение за свободной игровой деятельностью детей.

Результаты полученных данных приведены в таблице №7

Таблица № 7

Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового наблюдения за самостоятельной  сюжетно-ролевой игрой на прогулке

Уровни

Содержание уровней

Кол-во чел. или %

Высокий уровень

Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре.

Проявляются нравственные качества (доброта, отзывчивость, справедливость).

10 чел. Или 50%

Средний уровень

Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, но проявление нравственных качеств не выявлено.

7 чел. Или 33%

Низкий уровень

Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре.

3 чел. Или 12%


 

После проведенной итоговой диагностики мы выясняли следующие  изменения:

Уровень проявлений гуманных качеств в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игры в рамках реальных и игровых отношений в экспериментальной группе стал выше и достиг следующих показателей: 50% детей имеют высокий уровень, 33% детей средний уровень, 12% детей низкий уровень.

Для дальнейшего сравнительного анализа с детьми экспериментальной  группы была проведена повторная  беседа, содержание которой предлагалось в констатирующем эксперименте. Мы пришли к результату:

Таблица № 8

Уровни сформированности нравственных качеств в результате итоговой беседы «Правила дружной игры»

Уровни

Содержание уровней

Кол.-во чел. или %

Высокий уровень

Дети понимают смысл  беседы и отвечают на вопросы, проявляя нравственные качества.

10 чел. или 50%

Средний уровень

Дети не очень четко понимают смысл беседы, их ответы не соответствуют содержанию беседы.

7 чел. или 33%

Низкий уровень

Дети отвечают на вопросы, не проявляя к беседе никакого интереса.

3 чел. или 12%


 

Представление детей  о гуманных качествах в ходе беседы также достиг высоких показателей: 50% детей высокий уровень, 33% детей средний уровень, 12% детей низкий уровень.

Сравнительный анализ результатов позволил выявить, что после проведенной работы по обогащению сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием и проведенными наблюдениями у 70% детей стали чаще проявляться нравственные качества как доброта, скромность, готовность прийти на помощь другу, отзывчивость, сопереживание. В ходе игрового взаимодействия отсутствовали конфликты.

Результаты исследований, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы позволили подвести общий итог уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица № 10

Итоговый сравнительный  анализ уровня сформированности нравственных качеств

Уровни

Содержание уровней

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

Нравственные качества сформировались.

Из 20 детей :

7 чел. или 33%

Из 20 детей:

12 чел. или 66%

Средний уровень

По формированию нравственных качеств требуется дополнительная работа

5 чел. или 25%

5 чел. или 25%

Низкий уровень

Нравственные качества не проявились

8 чел. или 42%

3 чел. или 12%


 

Наиболее четкая картина  итогового сравнительного анализа  представлена в диаграммах.

 

Рис.5 Результаты диагностики на констатирующем эксперименте

33% детей имели высокий  уровень, 25% детей средний уровень, 42% детей низкий уровень.

 

Рис. 6 Результаты диагностики на контрольном эксперименте

66% детей достигли высокого уровня, 25% детей среднего уровня, 12% детей остались на низком уровне.

Как показали результаты проведенного исследования после проведенной  работы формирующего эксперимента у 66% детей экспериментальной группы стали больше проявляться такие нравственные качества: как доброта, скромность, готовность прийти на помощь, отзывчивость. В ходе игрового взаимодействия реже стали проявляться конфликты. Положительная динамика после проведенной нами работы показывает высокие результаты сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для наиболее точного  подтверждения результатов исследования была применена математическая статистика [1, с. 284]. Расчет коэффициента t-критерия Стьюдента, который рассчитывался по формуле:

t = х1 – х2

√s12+s22

    n1n2




 

Где х1 – среднее значение первой выборки

х2 – среднее значение второй выборки

n1 – объем первой выборки

n2 – объем второй выборки

s1 – дисперсия первой выборки

s2 – дисперсия второй выборки

Прежде всего, необходимо вычислить среднее значение и  дисперсии для каждой выборки.

Среднее значение вычислялось  по формуле:

Х=∑  _Хi_ , где

            n  

х – среднее значение

∑ - сумма

хi – данные по признаку (сумма)

n – количество

дисперсии вычислялись  по формуле:

S2 = ∑_(х1-х)2_

             n – 1

После проведенных расчетов (приложение 1) мы получили следующие результаты:

Результат: tэмп = 11,3

Критическое значение для 1% (р < 0,01 ) уровня значимости равна: 2,73

Полученное эмпирическое значение t (11,3) находится в зоне значимости. Это значит, что сюжетно-ролевая игра, при правильной педагогической организации может стать хорошим средством формирования нравственности старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Таким образом, мы пришли к выводу, что методы, использованные в работе по формированию нравственных качеств оказались эффективными, и повысили уровень сформированности нравственных качеств и гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании мы рассматривали  следующие педагогические условия: 1) целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; 2) взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; 3) обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Данные проведенных  нами исследований, таким образом, подтверждают гипотезу о том, сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что игра является важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.

Особое развитие в  дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая  игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения  в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения  существующие в обществе. Возникает  вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм [28, с. 23].

В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Мы сделали теоретический  анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка старшего дошкольного возраста.

Обобщив традиционные подходы Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания сюжета игры и исследования, проведенные А.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми, выделение определенного времени в педагогическом процессе для сюжетно-ролевой игры, создание игровой обстановки для проведения игры, обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.

Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста по средством сюжетноролевой игры