Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование проблемы сюжетно-ролевой игры в отечественной педагогике и психологии………….……………………………………………...6
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников………………………………………………...6
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…………………………………………….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….17
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание………………………………………………………..23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...37
Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей стали обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.
Но нужно отметить и факты эмоциональной нечувствительности, зафиксированной у части детей. Видимо, эти дети не ориентированы на эмоциональное проявление как необходимый момент игры и поэтому сохраняют свойственное им ранее воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Для проверки полученных результатов был проведен контрольный эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 20 человек. Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием.
Детям экспериментальной и контрольной группы были даны те же иллюстрации с проблемными ситуациями, которые использовались в констатирующем эксперименте.
После проведенных исследований были получены следующие результаты, представленные в таблице 6.
Таблица № 6
Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового контроля по проблемным ситуациям
№ проблемной ситуации |
Название проблемной ситуации |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
«Скоро Новый Год» |
13 детей |
5 детей |
2 реб. |
2 |
«Веселый хоровод » |
14 детей |
4 детей |
2 реб. |
Как показали результаты проведенного исследования по решению проблемных ситуаций, у большинства детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности нравственных качеств, таким образом, были решены задачи формирующего эксперимента.
На контрольном этапе
было проведено контрольное
Результаты полученных данных приведены в таблице №7
Таблица № 7
Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой на прогулке
Уровни |
Содержание уровней |
Кол-во чел. или % |
Высокий уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляются нравственные качества (доброта, отзывчивость, справедливость). |
10 чел. Или 50% |
Средний уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, но проявление нравственных качеств не выявлено. |
7 чел. Или 33% |
Низкий уровень |
Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. |
3 чел. Или 12% |
После проведенной итоговой диагностики мы выясняли следующие изменения:
Уровень проявлений гуманных качеств в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игры в рамках реальных и игровых отношений в экспериментальной группе стал выше и достиг следующих показателей: 50% детей имеют высокий уровень, 33% детей средний уровень, 12% детей низкий уровень.
Для дальнейшего сравнительного анализа с детьми экспериментальной группы была проведена повторная беседа, содержание которой предлагалось в констатирующем эксперименте. Мы пришли к результату:
Таблица № 8
Уровни сформированности нравственных качеств в результате итоговой беседы «Правила дружной игры»
Уровни |
Содержание уровней |
Кол.-во чел. или % |
Высокий уровень |
Дети понимают смысл беседы и отвечают на вопросы, проявляя нравственные качества. |
10 чел. или 50% |
Средний уровень |
Дети не очень четко понимают смысл беседы, их ответы не соответствуют содержанию беседы. |
7 чел. или 33% |
Низкий уровень |
Дети отвечают на вопросы, не проявляя к беседе никакого интереса. |
3 чел. или 12% |
Представление детей о гуманных качествах в ходе беседы также достиг высоких показателей: 50% детей высокий уровень, 33% детей средний уровень, 12% детей низкий уровень.
Сравнительный анализ результатов позволил выявить, что после проведенной работы по обогащению сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием и проведенными наблюдениями у 70% детей стали чаще проявляться нравственные качества как доброта, скромность, готовность прийти на помощь другу, отзывчивость, сопереживание. В ходе игрового взаимодействия отсутствовали конфликты.
Результаты исследований, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы позволили подвести общий итог уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица № 10
Итоговый сравнительный анализ уровня сформированности нравственных качеств
Уровни |
Содержание уровней |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Высокий уровень |
Нравственные качества сформировались. |
Из 20 детей : 7 чел. или 33% |
Из 20 детей: 12 чел. или 66% |
Средний уровень |
По формированию нравственных
качеств требуется |
5 чел. или 25% |
5 чел. или 25% |
Низкий уровень |
Нравственные качества не проявились |
8 чел. или 42% |
3 чел. или 12% |
Наиболее четкая картина итогового сравнительного анализа представлена в диаграммах.
Рис.5 Результаты диагностики на констатирующем эксперименте
33% детей имели высокий уровень, 25% детей средний уровень, 42% детей низкий уровень.
Рис. 6 Результаты диагностики на контрольном эксперименте
66% детей достигли высокого уровня, 25% детей среднего уровня, 12% детей остались на низком уровне.
Как показали результаты проведенного исследования после проведенной работы формирующего эксперимента у 66% детей экспериментальной группы стали больше проявляться такие нравственные качества: как доброта, скромность, готовность прийти на помощь, отзывчивость. В ходе игрового взаимодействия реже стали проявляться конфликты. Положительная динамика после проведенной нами работы показывает высокие результаты сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Для наиболее точного
подтверждения результатов
t = х1 – х2
√s12+s22 |
n1n2 |
Где х1 – среднее значение первой выборки
х2 – среднее значение второй выборки
n1 – объем первой выборки
n2 – объем второй выборки
s1 – дисперсия первой выборки
s2 – дисперсия второй выборки
Прежде всего, необходимо вычислить среднее значение и дисперсии для каждой выборки.
Среднее значение вычислялось по формуле:
Х=∑ _Хi_ , где
n
х – среднее значение
∑ - сумма
хi – данные по признаку (сумма)
n – количество
дисперсии вычислялись по формуле:
S2 = ∑_(х1-х)2_
n – 1
После проведенных расчетов (приложение 1) мы получили следующие результаты:
Результат: tэмп = 11,3
Критическое значение для 1% (р < 0,01 ) уровня значимости равна: 2,73
Полученное эмпирическое значение t (11,3) находится в зоне значимости. Это значит, что сюжетно-ролевая игра, при правильной педагогической организации может стать хорошим средством формирования нравственности старших дошкольников.
Выводы по второй главе
Таким образом, мы пришли к выводу, что методы, использованные в работе по формированию нравственных качеств оказались эффективными, и повысили уровень сформированности нравственных качеств и гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании мы рассматривали следующие педагогические условия: 1) целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; 2) взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; 3) обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Данные проведенных нами исследований, таким образом, подтверждают гипотезу о том, сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.
Заключение
В ходе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что игра является важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.
Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.
Моделируя человеческие
взаимоотношения в игровой
В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка старшего дошкольного возраста.
Обобщив традиционные подходы Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания сюжета игры и исследования, проведенные А.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми, выделение определенного времени в педагогическом процессе для сюжетно-ролевой игры, создание игровой обстановки для проведения игры, обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.