Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Задачами нравственного  воспитания являются: 

— формирование нравственного  сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с  нормами высокой морали;

— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства  непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

— формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических  норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам  труда и предметам духовной и  материальной культуры, уважения к  родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.)1;

— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др.

Методы нравственного  воспитания включают в себя:

— убеждение в форме  разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;

— беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;

— диспуты на этические  темы;

— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);

— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;

— оказание доверия в  выполнении обязанностей помощника  преподавателя, начисление команде  поощрительного очка при подведении итогов соревнований и др.;

— наказание за совершенный  проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), временное исключение из состава команды и др. Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Задачами нравственного  воспитания являются: 

— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и |мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;

— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства  непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

26

— формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.);

— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др.

Методы нравственного  воспитания включают в себя:

— убеждение в форме  разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;

— беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;

— диспуты на этические  темы;

— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого

педагога, тренера);

— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;

— оказание доверия в  выполнении обязанностей помощника  преподавателя, начисление команде  поощрительного очка при подведении итогов соревнований и др.;

— наказание за совершенный  проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), временное исключение из состава команды и др

 

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности.

Отношение к труду является одним из важнейших критериев  воспитанности личности. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выполнения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического  и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими  упражнениями содержанием трудового  воспитания является сам учебный  труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими  упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием  в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:

— воспитание трудолюбия;

— формирование сознательного  отношения к труду;

— овладение элементарными  трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований), выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:

— практическое приучение  к труду;

— беседа;

— оценка результатов труда;

— пример образцового труда (например, исключительно добросовестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учебно-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности  для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер. Они эмоциональны, позволяют формировать наряду с физическими и психические качества. Однако воспитательные возможности занятий различными физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что необходимо учитывать преподавателю (тренеру). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных упражнений.

Так, посредством упражнений спортивной гимнастики при соответствующей  организации, методике обучения и тренировки возможно развивать такие качества, как выдержанность, смелость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивные игры отличаются высокой эмоциональностью и создают особые условия для эффективного формирования положительных качеств личности (честности, ответственности перед коллективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, грубости, заносчивости, трусости и др.).

Трудовое воспитание в  физическом воспитании. Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личности. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выполнения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

29

Взаимосвязь физического  и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими  упражнениями содержанием трудового  воспитания является сам учебный  труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими  упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием  в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:

— воспитание трудолюбия;

— формирование сознательного  отношения к труду;

— овладение элементарными  трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

«Нравственно-трудовое воспитание дошкольников»

25.01.2013 | Автор: admin

Сообщение на педагогическом совете.

Тема: «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников».

Воспитатель   Семернина Юлия Георгиевна    

Труд  – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость, доставлять счастье.

В последнее  время в ДОУ закономерностью  становится тенденция увеличения времени  на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

Это приводит к  тому, что, вырастая, дети становятся глухими  к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях.

Роль труда в  воспитании дошкольника    

Трудовое  воспитание подрастающего поколения  является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.     

Истоки  трудового воспитания лежат в  дошкольном возрасте, когда ребенок  впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. К сожалению, сегодня проблеме трудового  воспитания дошкольников стало уделяться  меньше внимания. Современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится всё более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания А.В. Запорожца, который писал: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».    

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты  должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?    

Информация о работе Нравственное воспитание