Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Физическое воспитание в  условиях социалистл~~еского общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие <физическое совершенство> обобщает представления об оптимальной мере гармочического физического развития и всесторонней физической аодготовлеиносхи человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствдет требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокдю степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохраиения крепкого здоровья. Конкретно исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменкых эталонных показателей его.

Впервые идеал всестороннего  гармонического развития человека приобретает  вполне конкретные черты в связи  с массовым воплощением его в  жизнь на современном историческом этапе строительства коммунистического  общества, когда неуклонно возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое соверщенство. Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответственнейшая задача -- разработать обоснованные педагогические критерии всестороннего гармонического совершенства человека, в том числе физического совершенства, которые вполне соответствовали бы требованиям общественного прогресса на современном этапе развития социалистического общества и в перспективе.

1.3. Физическое  воспитание и физическая культура

Из сказанного о физическом воспитании (1.1 и 1.2) понятно, что оно  имеет существенное значение для  личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые  выражаются в поклзателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные знания, средства, методы и т. ri.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

Физическая культура (в  широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества -- всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, мегодов и дсловий направленного физического совершенствования человека ~. В самом содержании физической культуоы и органически связанных с нею явлений можно с некоторой условностью выделить две основные стороны, или части: -- во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяюи~их оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально-обеспечивающая сторона физической культуры); -- во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры) .

Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние  системы физического воспитания -- прогрессивность заложенных в  ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно -условия, обеспечивавщие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и мат~риально-техническое обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства и т. д.

Наиболее же сущсственным выражением результативной стороны физической кчльтуры являюгся: общий уровень физической подготовленыости и физического развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на основе системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятельности по физическому воспитанию.

Физическая культура, как  и культура в целом, -- продукт  созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она  изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством  на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического  совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, отражающие эстетические ценности физическо~'; культуры, материально-технические  достижения и т. п.). Физическая культура советского общества воплощает в  себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Ярким свидетельством ее расцвета является невиданный в истории  размах советского физкультурного движения, охватившего десятки миллионов  людей, высокий общий уровень  всесторонней физической подготовленности, выраженный прежде всего в массовом овладении нормативами физкультурного комплекса <Готов к труду и обороне СССР>, победное шествие советских спортсменов на международной арене, передовой характер всей советской системы физического воспитания.

Наряду со своей ролыо в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир -- мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы паведения формируются при этом -зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. Прогрессивный характер советской физической культуры определяется не только материальными условиями ее развития, но и высокой идейностью физкультурной практики, которая вместе со всей культурно-воспитательной практикой в нашей стране направляется Коммунистической партией по пути воплощения гуманнейших идей коммунизма.

Для уточнения представлений  о соотношении физической культуры и физического воспитания следует  отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу.

Соответствующие им понятия  тождественны только в определенноъ~ отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества.

Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры постольку, поскольку в нем реализуются  достигнутые или достигаются  новые культурные ценности (отрицательные  и быстро преходящие явления практики физического воспитания по существу <не вяжутся> с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как  бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших  поколений младшим. В то же время  это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения  не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

1.4. Физическое  воспитание и спорт

В современных системах физического  воспитанил все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире.

Ядро спорта, основу его  особенностей составляет специфическал соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной формой котсрой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользогаться ими). В отличие от других форм деятельности человека, включаюших соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), соревновательная деятельность в спорте строится прежде всего по логике состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют особый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания.

Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте -- достижение возможно высокого результата, выраженного  в условных показателях победы над  соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера  своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют ее социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт -- это и неуклонное стремление человека к расширению <грании> своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и делый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое.

Спорт, таким образом, -- многогранное общественное явление.

В процессе своего исторического  развития он занял видное место как  в физлческой, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

В широком понимании <спорт> -- это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие  отношения и установления в сфере  этой деятельности, ее общественно  значимьсе результаты, взятые в целом *. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки неловека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим -- и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, ддовлетворения духовнык запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе междд народами .

Особая действенность  спорта как средства и метода физического  воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективнымизакономерностями их достижения в процессе специальной подготовки (необходимость углубленной специализации, связанной с использованием функциональных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения -от квалификационных значков и званий до высших правительственных наград). В силу этого спорт по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

В интересах конкретизации  представлений о соотношении  физического воспитания и спорта важно наряду с изложенным учитывать, что спорт не сводится лишь к физическому  воспитанию. Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоя гельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В особой мере это относится к спорту высших достижений (так называемому <большому спорту>) . Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средством физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельиый спорт и некоторые другие виды спорта, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельностью) .

С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность  спорту, не позволяют рассматривать  его как универсальное средство физического воспитания. В связи  с повышенными, нередко предельными .требованиями к функциональным возможностям организма и прочими специфическими особенностями спортивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем  предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического  воспитания включает в себя кроме  спорта и другие средства, лредоставляющие возможности для менее <острого>, более регулируемого и избирательного воздействия (строго регламентированные физические упражнения, относящиеся к основной гимнастике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм и др.) . С началом специализированных занятий спортом процесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, характеризующих его как процесс саортивной тренировки. Наряду с широкой общей физической подготовкой и профессионально прикладными формами физической подготовки спортивная тренировка относится к числу основных направлений системы физического воспитания 
 
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/A8E0D934FF2743A790D41D597507AE0B


Информация о работе Нравственное воспитание