Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат
Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);
В физическом воспитании различают две специфические стороны, или <части>: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).
Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение челоиеком в проиессе специального обучения рациональных способов управления своими движениячи, приобретение таким путем необходимого в жизнц фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Образовательная сторона
физического воспитания имеет первостепенное
значение для рационального
В определенном смысле можно
сказать, что суть воспитания физических
качеств заключается в
Непосредственным объектом
и одновременно фактором управления
является процесс двигательной деятельности.
С помощью двигательной деятельности,
организованной соответствующим образом
(физических упражнений), и других средств
физического воспитания можно в
широком диапазоне изменять функциональное
состояние организма, направленно
регулировать его и тем самым
вызывать прогрессивные
Обучение движениям и воспитание физических качеств практижски настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, если обеспечено единство всех видов воспитания (физического, нравственного, интеллектуального, эстетического), что, как будет видно из последующего, характерно для воспитания в социалистическом обществе.
Наряду с термином <физическое воспитание> применяют термин <физическал подготовка>. По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Последняя (физическая подI отовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способствующих ее освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку. О б щ а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). С п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о вк а -- это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином <о б щ а я ф и з и ч е с к а я п о д г о г о в л е н н о с т ь>, а результат специальной физической подготовки -- <с п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о е л е н н о с т ь>. Вся эта группа терминов лодчеркивает, таким образом, конкретно прикладную роль физического воспитания -его практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных социально обусловленных функций.
Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движенилм (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитиел) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). В единстве с другими нидами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Физическое воспитание --
общественное явление. Оно возникает
вместе с обществом и развивается
по законам общественного
Понятие <система физического воспитанияэ отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной форлации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется: -- идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества либо интересами отдельных классов и обусловлены в конечном счете коренными социальными отношениями, типичными для данной общественной формации; -- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, oRединяющую научнопрактические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания; -- программно-нормативными основами, т. е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания; -- тем, как все зти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений непосредственно осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе.
Отсюда не трудно заключить,
что систему физического
1.2. Физическое
воспитание и физическое
Из предыдущего (1.1) уже видно, что в системе педагогических явлений физическое воспитаыие имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма), оно играет роль одного Я3 рещающих факторов всего процесса физического развития индивида.
В самом общем смысле физическим развитием человека называg)T процесс изменения естествеиньсх морфо-функциональных свойств его организма в течеиие индивидуальной жизни *. Внешними кодичественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется прежде всего существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеста и общего уровня физической работоспособности.
Известно, что на протяжении жизни индивида последовательно сменяются различные периоды развития: пренатальный (внутриутробный), ранний постнатальный (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, периоды зрелости и старения Наиболее значительные прсгрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма происходят в первые периоды (в частности, рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается р 3 -- 4 раза, вес -- в 20 -- 30 раз, жизненная емкость легких -- в 5 -- 10 раз, ударный объем сердца -- в 20 -- 30 раз и более, показатели силовых способностей -- в 50 раз и более); затем наступают периоды относительной стабилизадии форм и функций, сменяемые по мере старения периолами возрастной инволюции, когда определенные морфо-функциональные свойства организма постепенно регрессируют*. Этот жизненный цикл физического развития воспроизводится от поколения к поколению, повторяясь в определенных чертах и вместе с тем приобретая новые черты в зависимости от всей совокупности естественных и общественных условий существования людей. Хотя биологическая эволюция современного человека, по-видимому, в основном завершена, новые поколения существенно отличаются от предыдущих не только своими функциональными возможностями, но и морфологически.
Одно из наглядных свидетельств тому -- акселерация в физическом развитии подрастающих поколений (например, рост современных подростков в ряде стран мира превышает рост их 'сверстников в предыдущих поколениях на 10 -- 15 см, вес -- !~а 5 -- 10 кг).
Для понимания роли физического
воспитания в физическом развитии человека
чрезвычайно существенно, что физическое
развитие -- не только естественный, но
и социально обусловленный
Однако действие этих естественных
законов проявляется в
В зависимости от всей совокупности
факторов и условий, влияющих на физическое
развитие, оно может приобретать
различный характер -- быть всесторонним
и гармоничным либо ограниченным
и дисгармоничным. Зная и умело
используя объективные
Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процесе физического развития в принципе управляем; в целесообразно напра; вляющем воздействии на этот процесс прежде всгго и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.
Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых -- условия материальной жизни общества. Тем не менее физическому воспитанив принадлежит особая роль как специальному фактору рациональноге регулировяния физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия~ непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.