Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной  и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения  в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих  каждого, кто имеет отношение  к спорту, вести себя так, как это  достойно человека: честно соблюдать  установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или  сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т.д. Усвоение и неотступное соблюдение таких  этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания. Это справедливо, однако, тогда, когда  формирование их исходит из основных нравственных принципов общества и "выводит" к ним. Иначе говоря, нормы спортивной этики, как и  любые частные этические нормы, нельзя (неправомерно) рассматривать  как нечто находящееся вне  коренных принципов общественной морали или тем более над ними. Этика  физкультурников и спортсменов  должна быть подчинена в конечном счете высшим формам общечеловеческих нравственных норм.

Эти требования далеко выходят  за рамки самой физкультурной  и спортивной деятельности. Превращение  их в побудительные мотивы и нормы  поведения происходит на основе формирования идейных убеждений, нравственных чувств и общей направленности личности в результате соответствующего воспитания. Причем в социальной ориентации личности особое значение имеет воспитание. Оно помогает уяснить закономерности социального развития, место и призвание человека в обществе, раскрывает суть явлений общественной жизни и актуальных задач, на решении которых сконцентрирована энергия всего народа, формирует на этой основе чувства гражданственности и общественного долга, мобилизует на активное участие в общественной жизни. Интегральным результатом соединения нравственного, идейно-политического и других видов воспитания должна явиться активная жизненная позиция. Именно она главным образом определяет социальную ценность личности.

В решении рассмотренных  задач особенно необходим комплексный  подход. Специалист физического воспитания должен ясно понимать, что сама природа  нравственности, пронизывающей все  стороны жизни человека и общества, такова, что ее нельзя воспитать  лишь отдельными "воспитательными  мероприятиями". Только системное  соединение всех основных факторов, формирующих  личность, и неразрывная связь  воспитания с жизненной практикой  могут обеспечить полноценное решение  этих задач.

Для реализации их в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ним используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания  и т.д.), а также те специфические  факторы и пути воздействия на формирование личности, какие предоставляют  физическая культура и спорт. [17]

При формировании рациональных основ поведения в процессе физического  воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические  темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий  физическими упражнениями специфика  этого процесса (необходимость соблюдать  определенный режим нагрузок и отдыха, не допускать простоев и т.д.) обязывает  искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия  словом. Но какими бы совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного  просвещения только в рамках самих  занятий физическими упражнениями невозможно. Развернутые беседы и  диспуты на этические темы, обстоятельный  разбор прошедших учебных или  спортивно-тренировочных занятий  и соревнований с четкой оценкой  возникших в них этических  ситуаций, другие специальные формы  нравственного просвещения и  убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физическая культура и  спорт предоставляют действенный  материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют "школой эмоций", "школой воли", "школой воспитания". Но и здесь не следует  забывать, что они сами по себе не воспитывают. Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически  нацеленного руководства. Обеспечивая  его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнение - приучение  к этически оправданным нормам поведения  и через систему регулируемых этических взаимоотношений в  процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Хорошо известно, сколь  велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том  числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств  лучшими нашими спортсменами как  в соревнованиях, так и в созидательном  труде и защите Родины. Такие примеры  особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного  подражания.

Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается, конечно, и личный пример самого воспитателя. [13]

Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Не секрет, что в разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а следовательно, и вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила игр и состязаний и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

Физкультурная и тем более  спортивная деятельность вводит человека в сферу разнообразных межчеловеческих  контактов, которые по мере накопления физкультурного опыта и роста  спортивного мастерства расширяются  и усложняются. Вначале это отношения  главным образом между членами  малых групп, составляющих низовые  коллективы, затем - все более широкие  отношения спортивного содружества  и соперничества, отношения между  большими спортивными коллективами, между спортсменами и судьями, спортсменами и болельщиками и т.д. Вместе с  расширением и углублением таких  контактов возрастает их роль в приобретении физкультурниками и спортсменами опыта  нравственных отношений и в общем  социальном формировании личности. На специалиста физического воспитания возлагаются весьма не простые задачи по регулированию этических отношений, возникающих на этой основе, направленному  использованию их в целях воспитания. Очевидно, что эти задачи и усложняются  пропорционально расширению сферы  контактов. Успешно решить их можно  лишь с опорой на коллектив и в  единстве со всеми организациями, ответственными за воспитательную работу.

Эффективность нравственного  воспитания определяется в конечном счете тем, насколько его результаты сказываются на поведении воспитываемых  в реальных условиях жизненной практики. Этим объясняется важность систематического использования в процессе воспитания различных форм общественной активности, в том числе физкультурно-массовой и спортивной работы на общественных началах.

 

2.1.1 Единство  трудового и физического воспитания

Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную  часть воспитания, сколько главное  прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность советской системы физического  воспитания, как было уже показано, четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах и  программно-нормативных положениях. [20]

Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются, конкретнее говоря, следующими положениями.

. Физическое воспитание  имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д.". Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются функциональные аналогичные возможности.

На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует Двигательные навыки и  умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности (например, навыки лазанья и перелезания на высоте у монтажника-высотника, умение свободно ориентироваться и перемещаться в безопорном положении у летчика), то оно является в таком случае, по существу, одной из форм, практического трудового воспитания.

Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое  значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности  и создавая богатый запас разнообразных  двигательных навыков и умений, оно  гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

. Путь к физическому  совершенству - это путь многолетнего  упорного труда по преобразованию  самого себя, своей "природы" - он проходит через преодоление  возрастающих нагрузок, нередко  весьма тяжелых, требующих максимальной  самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое воспитание неразрывно связано с нравственным и другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности. [1]

Понятно, какое значение имеет все это для трудового  воспитания. Ведь в итоге его предусматривается  не просто труд, а "труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма".

. В советском физкультурном  движении большое место отводится  добровольному и безвозмездному  участию физкультурных коллективов  в общественной работе и общественно  полезных делах, связанных с  конкретными трудовыми операциями.

Существенно вместе с тем, что ряд видов физического  труда как бы вливается в процесс  физического воспитания, поскольку  дает при соответствующей организации  эффект, подобный эффекту физических упражнений: содействует развитию физических качеств и укреплению здоровья.

. Трудовому воспитанию  в процессе занятий физическими  упражнениями содействует также  систематическое выполнение практических  обязанностей по самообслуживанию  и обслуживанию группы (подготовка  и уборка мест занятий, инвентаря,  уход за спортивным снаряжением,  экипировкой и т.д.).

Отмеченные и другие каналы органического соединения физического  и трудового воспитания приобретают  действительно существенное значение в формировании личности, если они  наполняются глубоким содержанием, исходящим из идейных начал и  нравственных принципов поведения, т.е. если приобщение к труду исходит  не только из внешних организующих акций, но и все более из внутренних побуждений, основанных на идейных  убеждениях и нравственных нормах. В этом опять-таки выражается ведущая  роль нравственного воспитания, его  идейно-политической и гражданственной  направленности. [3]

Теория физического  воспитания.

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная  дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения  наиболее общих исходных понятий, относящихся  к изучаемому объекту, и уточнения  их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях <физическое воспитание> и <система  физического воспитания>, а также  о тяких непосредственно связанных с ними понятиях, как <физическое развитие>, <физическое совершенство>, <физическая культура> и <спорт>.

1.1. Физическое  воспитание и система физического  воспитания

Понятие <физическое воспитание>, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие <воспитание> в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в  целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Информация о работе Нравственное воспитание