Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат
Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);
Общие нравственные принципы
конкретизируются в сфере физкультурной
и спортивной деятельности в виде
специфических этических норм, регулирующих
поведение и взаимоотношения
в этой сфере. Ряд таких норм составляет,
в частности, так называемую спортивную
этику. В своих общечеловеческих
началах она имеет гуманный характер,
что выражается в требованиях, обязывающих
каждого, кто имеет отношение
к спорту, вести себя так, как это
достойно человека: честно соблюдать
установленные правила
Эти требования далеко выходят за рамки самой физкультурной и спортивной деятельности. Превращение их в побудительные мотивы и нормы поведения происходит на основе формирования идейных убеждений, нравственных чувств и общей направленности личности в результате соответствующего воспитания. Причем в социальной ориентации личности особое значение имеет воспитание. Оно помогает уяснить закономерности социального развития, место и призвание человека в обществе, раскрывает суть явлений общественной жизни и актуальных задач, на решении которых сконцентрирована энергия всего народа, формирует на этой основе чувства гражданственности и общественного долга, мобилизует на активное участие в общественной жизни. Интегральным результатом соединения нравственного, идейно-политического и других видов воспитания должна явиться активная жизненная позиция. Именно она главным образом определяет социальную ценность личности.
В решении рассмотренных задач особенно необходим комплексный подход. Специалист физического воспитания должен ясно понимать, что сама природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества, такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными "воспитательными мероприятиями". Только системное соединение всех основных факторов, формирующих личность, и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение этих задач.
Для реализации их в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ним используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути воздействия на формирование личности, какие предоставляют физическая культура и спорт. [17]
При формировании рациональных
основ поведения в процессе физического
воспитания, как и вообще в воспитании,
важную роль играют беседы на этические
темы, разъяснения и другие пути
нравственного просвещения, убеждения.
Непосредственно во время занятий
физическими упражнениями специфика
этого процесса (необходимость соблюдать
определенный режим нагрузок и отдыха,
не допускать простоев и т.д.) обязывает
искать особенно емкие и лаконичные
формы воспитательного
Физическая культура и
спорт предоставляют
Хорошо известно, сколь велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде и защите Родины. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания.
Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается, конечно, и личный пример самого воспитателя. [13]
Исключительно велики возможности,
имеющиеся в физическом
Физкультурная и тем более
спортивная деятельность вводит человека
в сферу разнообразных
Эффективность нравственного
воспитания определяется в конечном
счете тем, насколько его результаты
сказываются на поведении воспитываемых
в реальных условиях жизненной практики.
Этим объясняется важность систематического
использования в процессе воспитания
различных форм общественной активности,
в том числе физкультурно-
2.1.1 Единство
трудового и физического
Трудовое воспитание представляет
собой, по сути, не столько отдельную
часть воспитания, сколько главное
прикладное направление всех сторон
воспитания. Трудовая направленность
советской системы физического
воспитания, как было уже показано,
четко выражена в ее цели, задачах,
фундаментальных принципах и
программно-нормативных
Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются, конкретнее говоря, следующими положениями.
. Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д.". Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются функциональные аналогичные возможности.
На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует Двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности (например, навыки лазанья и перелезания на высоте у монтажника-высотника, умение свободно ориентироваться и перемещаться в безопорном положении у летчика), то оно является в таком случае, по существу, одной из форм, практического трудового воспитания.
Вместе с тем физическое
воспитание имеет и более широкое
значение для трудовой деятельности.
Всесторонне развивая физические способности
и создавая богатый запас разнообразных
двигательных навыков и умений, оно
гарантирует общую физическую подготовленность
как предпосылку высокой
. Путь к физическому
совершенству - это путь многолетнего
упорного труда по
Понятно, какое значение имеет все это для трудового воспитания. Ведь в итоге его предусматривается не просто труд, а "труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма".
. В советском физкультурном
движении большое место
Существенно вместе с тем,
что ряд видов физического
труда как бы вливается в процесс
физического воспитания, поскольку
дает при соответствующей
. Трудовому воспитанию
в процессе занятий
Отмеченные и другие каналы органического соединения физического и трудового воспитания приобретают действительно существенное значение в формировании личности, если они наполняются глубоким содержанием, исходящим из идейных начал и нравственных принципов поведения, т.е. если приобщение к труду исходит не только из внешних организующих акций, но и все более из внутренних побуждений, основанных на идейных убеждениях и нравственных нормах. В этом опять-таки выражается ведущая роль нравственного воспитания, его идейно-политической и гражданственной направленности. [3]
Теория физического воспитания.
Теория физического воспитания,
как и всякая обобщающая научная
дисциплина, требует при знакомстве
с ее содержанием четкого
1.1. Физическое
воспитание и система
Понятие <физическое воспитание>,
о чем говорит уже сам термин,
входит в общее понятие <воспитание>
в широком смысле. Это означает,
что, так же как и воспитание в
целом, физическое воспитание представляет
собой процесс решения