Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Объединяясь в труде  со сверстниками, дошкольники приобретают  опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное  состояние сверстника, его огорчения  и радость. Все это побуждает  к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы.    

Только  при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной  обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Взаимосвязь трудового  воспитания и нравственного  развития  дошкольника     

Трудовое  воспитание составляет одну из важнейших  сторон нравственного воспитания. При  условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.    

Иногда  ошибочно считают, что если дети участвуют  в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.    

Если  ребенок не умеет трудиться (поставить  трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели), то как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.    

Воспитатель учит детей  выполнять трудовой процесс в  определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат  с поставленной целью, задачей. (Надо было вымыть игрушечную посуду, постирать  кукольное белье.) Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.    

Задачи  нравственного воспитания в труде  имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.    

Мы  учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.    

Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Об этом свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду: «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам».    

Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.    

Старшие дошкольники уже хорошо различают  игру и труд и соответственно ведут  себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий.     

Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?    

Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.    

Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как  малыш сможет самостоятельно выполнять  трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину, приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к труду, желания трудиться, должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.     

Трудовая  деятельность подчинена логике, развивается  в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи.    

Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.    

Каковы  же структурные части (компоненты) трудовой деятельности, по которым можно судить о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста? Как и у взрослых, это цель, способы осуществления, результат и мотивы.3     

Цель  – это представляемый результат  деятельности. Способы осуществления  – это необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы. Результат показывает соответствие деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности, является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.    

Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных качеств? Прежде всего, это цель и мотив трудовой деятельности, именно они определяют ее личностный смысл.     

При условии целенаправленного педагогического  руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.                                                                                  

                                                                       Особенности организации  трудовой деятельности    

Трудовое  воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков  самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Для детей младшей группе, для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания лучше использовать дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения. В играх с куклой у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре-кукле.    

Особенность хозяйственно-бытового труда обусловлена  тем, что результаты его иногда не заметны, так дети во 2-й младшей группе могут убирать игрушки, ставить стулья на место, вешать полотенца, собирать листья, сметать со скамьи снег. В средней группе стирать кукольную одежду, мыть игрушки, накрывать на столы. Можно использовать форму организации – дежурства по столовой, а со 2-й половины года и по занятиям. Надо учить детей понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.    

В старшей группе, работа по направлению – ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда.    

Большой потенциал воспитательных задач  содержат в себе сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать и в нравственно-трудовом воспитании. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и умением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.    

В процессе игры работают все его психические  процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.    

Игра  выступает, как важное средство воспитания, в том числе и нравственно-трудового.

2.1 Нравственное  и трудовое воспитание

 

Задачи и пути формирования идейных основ поведения, этических  норм к навыков. Определяющее значение нравственного воспитания в общей  системе воспитания человека обусловлено, как известно, первостепенной значимостью  моральных устоев личности во всех ее социально оправданных жизненных  проявлениях, равно как и кровной  заинтересованностью ведущих сил  общества в упрочении принятых в  нем нравственных норм. На специалистов физического воспитания, равно как  на всех работников сферы воспитания, возлагаются ответственнейшие задачи по превращению принципов социалистической морали, включая их общечеловеческое содержание, в глубоко освоенные нормы жизни людей, по воспитанию активных деятелей общественного развития - строителей и защитников нового общества. [2]

Задачи. В комплексе этих задач предусматривается:

·формирование нравственного  сознания, идейной убежденности и  мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с  идеалами высокой морали;

·воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви  к своей Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма, общечеловеческой солидарности и т.д.);

·формирование нравственного  опыта, твердых привычек соблюдать  этические нормы, навыков общественно  оправданного поведения, в том числе  применительно к конкретным нормам физкультурной, спортивной этики.

Содержание и  пути реализации. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физической культурой и спортом, нередко, особенно у детей и подростков, бывают случайными или малосущественными с точки зрения их социальной значимости (желание развить мышечную силу ради повышения своего престижа среди сверстников, приобрести привлекательные формы тела, увлеченность внешней атрибутикой спорта, стремление к личному превосходству и т.д.). То, в каком направлении будут развиваться эти первоначальные мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую результативность физкультурной, спортивной деятельности, ее подлинную роль в развитии личности, как и ее социальную полезность. Отсюда вытекает первостепенная важность задач специалиста физического воспитания по формированию, преобразованию и направленному развитию мотивов деятельности у начинающих заниматься физической культурой и спортом. [15]

Наиболее существенные из этих мотивов выражаются в осмысленном  стремлении к всестороннему гармоническому развитию, приобретению и совершенствованию  всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного  прогресса. В данных мотивах органически  соединяются интересы личности и  общие цели воспитания, выражающие социальные потребности, что является главной основой глубоко содержательной и высокодейственной мотивации. Именно на этой основе обеспечивается направленное формирование и развитие мотивов занятий физической культурой, спортом в советской системе физического воспитания. Раскрывая глубокий общественный и личностный смысл физкультурной и спортивной деятельности, пробуждая в связи с этим чувства высокой ответственности и нравственного долга за достижение намечаемых целей, воспитывая в этой же связи твердую целеустремленность, трудолюбие, другие высоконравственные чувства и качества, специалист физического воспитания и формирует у занимающихся ту саму мотивационную основу, которая является неисчерпаемым источником свершений области физической культуры и спорта. [18]

Информация о работе Нравственное воспитание