Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:38, лекция
У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу.
Основой для коммуникации и в конечном итоге для построения взаимоотношений служат участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать
Введение
Понятие об общении.
Уровни общения.
Личность и общение.
Личностно-ориентированное общение.
Внутригрупповое общение.
Типология Харди.
Выводы и заключение
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. C. М. КИРОВА
Медицинский колледж
Экз. №___
Заместитель директора по учебной работе
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова
И. Гордова
« __» _____________ 200__ г.
Лекция №4 по теме №7
по дисциплине: медицинская психология
на тему: «Общение, его основные виды и функции.
Психология общения медицинского работника в сложных ситуациях»
для студентов медицинского колледжа IV курса
по специальности 060109/51 «Сестринское дело»
Преподаватель: Левковская Е.Н.
Обсуждена и одобрена
протокол №__
«__» _________ 200_г.
Уточнено (дополнено):
« __» _________ 200_г.
Председатель ЦМК
Е. Левковская
Санкт-Петербург
2007г.
Лекция №4 по теме №7
Общение, его основные виды и функции.
Психология общения медицинского работника в сложных ситуациях.
№ п/п |
Учебные вопросы (согласно тематическому плану изучения дисциплины) |
Время (мин) |
1. |
Введение |
10 |
2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Понятие об общении. Уровни общения. Личность и общение. Личностно-ориентированное общение. Внутригрупповое общение. Типология Харди. |
10 10 20 10 10 15 |
8. |
Выводы и заключение |
5 |
Литература основная:
Литература дополнительная:
Наглядные пособия:
Схемы, слайды
Технические средства:
Мультимедиа, ПК.
Профессиональная коммуникация
Коммуникация (общение) имеет большое значение в работе медицинской сестры. Даже если медицинская сестра от природы коммуникабельна, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.
Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку больным.
Коммуникация для построения взаимоотношений
Сестринское дело представляет собой диалог — межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации больного, его переводе или выписке из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с больным.
У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу.
Основой для коммуникации и в конечном итоге для построения взаимоотношений служат участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать
Чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека. Начинающие медсестры, изучающие искусство межличностного общения, часто задают вопросы: "Как эти компоненты общения связаны между собой логически?», "Какие компоненты должны иметь первостепенное значение?". Выделить один основной фактор, необходимый для инициирования понимания практически невозможно, т.к. все элементы коммуникации тесно между собой связаны. Например, нельзя обеспечить приятие другого человека, одновременно в какой-то мере не раскрываясь самому. Сопереживание, уважение и искренность выделены в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение, но можно предположить, что необходимым условием для реализации этих элементов будет участие.
При любой попытке выделить какой-то первый элемент в процессе общения всегда возникает эффект замкнутого круга. Все люди в разной степени обладают всеми качествами, необходимыми для процесса общения. Однако эти компоненты представляют собой не отдельные элементы взаимодействия, а тесно переплетаются между собой в процессе общения с разной выраженностью и согласованием по времени. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада становится не "разгадка" человека подобно тому, как решается какая-либо задача, а изучение тайны, которой остается другой человек. В результате такого изучения можно больше узнать одновременно и о других, и о самом себе. Хотя невозможно узнать все о другом человеке, диалог сам по себе объединяет и исцеляет. Глубже осознать условный характер сестринского дела позволяет одновременное взаимопонимание между медсестрой и пациентом.
Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту и силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и признание его права на это. Однако сестринское дело — это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Коммуникация требует понимания внутренней ценностной ориентации другого человека, и это понимание может позволить двум людям, участвующим в этом процессе, переступить через свои ролевые взаимоотношения и установить отношения истинного диалога. Уникальный характер каждого отдельного человека выявляется именно через общение.
Коммуникация
в системе «медработник-
Участие означает взаимодействие с другим человеком в очень широком смысле. Истинное значение участия — это не ожидание чего-либо, а внимание к чувствам другого человека, приятие и интерес. Участия, однако, нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.
Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Для умения слушать требуется чувственное понимание, а также воздержание от каких-либо суждений в отношении другого человека; оно не подразумевает воздействия на другого человека с целью изменить его или попытки сделать это. Умение слушать — это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое пассивное восприятие. Для этого, помимо простого понимания смысла произносимых слов, требуется сосредоточенность, отсутствие предубежденности и заинтересованное отношение к тому, о чем рассказывается. Чтобы быть хорошим слушателем, необходимо полностью сосредоточить свое внимание на другом человеке, а значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы. Для медсестры умение слушать облегчает распознавание потребностей пациента, выраженных в словесной или иной форме. Медсестра как хороший слушатель не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся темы в высказываниях больного.
Общение основано на уважении к восприятию, свойственному другому человеку. Действия становятся непосредственным следствием того, как человек воспринимает мир, или его ценностной ориентации. Понимание другого человека включает понимание его точки зрения.
Проявление беспокойства о другом человеке означает помощь и содействие в его развитии и самореализации. Для установления заботливых взаимоотношений между людьми общение между ними должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество. Проявление беспокойства о другом человеке предполагает оказание помощи и служит важным компонентом сестринской практики.
Открытость-- это раскрытие своего внутреннего "Я" другому человеку, оно предполагает взаимность. Раскрытие самого себя необходимо для самореализации. Поскольку это имеет фундаментальное значение для самопознания и развития, самораскрытие остается обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения.
Исследователи неоднократно отмечали, что если человеку предложить взаимоотношения, основанные на уважении, согласии и приятии, этот человек вполне естественно разовьется в здоровую, зрелую личность с чувством ответственности. Принимать другого человека означает помочь ему расти. . Приятие сродни прощению: вы взвешиваете поведение другого человека и принимаете во внимание нежелательные или отрицательные аспекты этого поведения, но сознательно не придаете этим аспектам большого значения, одновременно заостряя внимание на наиболее приятных и обнадеживающих для него характеристиках. Принимая другого человека, вы не навязываете ему направления, в которых он должен развиваться; вместо этого вы позволяете направлению развития этого человека определять характер общения, вашу реакцию и все, что имеет значение для такой реакции. Принимая пациента, медсестра как бы позволяет ему принять самого себя.
Способность точно воспринимать внутреннюю ценностную ориентацию другого человека определяется как сопереживание. Сопереживание можно сравнить с тем, что вы ставите себя на место другого человека, чтобы увидеть его таким, каким он видит себя. Сопереживающая медсестра становится отражением пациента, демонстрируя свое участие по отношению к нему. Такая медсестра настроена на мысли и чувства пациента и проявляет такое понимание, как в словесной, так и в иных формах. Она не только внимательно слушает каждое слово и воспринимает мысли и чувства, открыто выражаемые в словесной форме, но и непрерывно оценивает и пытается понять их скрытое значение. Сопереживание имеет решающее значение для установления доверительных межличностных отношений; оно важно также для обогащения собственного опыта. В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, это способствует его дальнейшему развитию и обретению новых ценностей, которые могут оказаться более правильными и положительными.
Искренность — необходимое условие для установления отношений доверия. Искренность означает, что человек честно делится своими мыслями, чувствами и опытом. Это не видимость: если человек действительно является тем, кем он кажется, значит общение гармонично. Искренний или гармоничный человек понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает как в словесной, так и в иной форме. Эта гармоничность имеет важное значение для содержательного общения. Она способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а также между собой и другими. Это доверие постепенно перерастает в свободное и открытое общение.
Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие. Уважение включает приятие другого человека как достойную личность, отражает глубокое беспокойство по отношению к другому человеку, невзирая на его недостатки. Элементами уважения можно считать интерес к развитию другого человека и веру в его способность решать проблемы и совершать положительные поступки. Уважение к другому человеку может быть даже более сильным, чем уважение к себе самому, а ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.
Все перечисленные компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать.
Установление психологического контакта
Любая встреча медицинской сестры с пациентом имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно психологически обоснованно провести с пациентом первую встречу и беседу, с которой и начинается сестринский процесс.
К первой встрече с пациентом следует готовиться и организовывать ее обдуманно. Она имеет не только диагностическое значение, но важна как психотерапевтический фактор. Пациент должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.
Очень важно уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым важным, что впоследствии будет необходимо для постановки первичного психологического сестринского диагноза. В постановке вопросов с целью стимулирования рассказа о себе следует избегать требовательного тона голоса и игнорирования жалоб. Безусловно, трудно предложить медицинскому работнику универсальные правила обращения с пациентом. Отличительным признаком профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон, затрудняющий какую-либо технологическую регламентацию деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента и ее профессионального опыта.