Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

1. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

 

ОБЩЕНИЕ - специфическая  форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Стороны общения:

Коммуникативная - состоит в обмене информацией  между общающимися людьми

Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).

Персептивная - означает процесс восприятия друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Каждая  личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог); семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т.д.), что и обусловливает  разные виды общения.

ФОРМАЛЬНОЕ  ОБЩЕНИЕ - общение, обусловленное социальными функциями и регламентированное как по форме, так и по содержанию.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - наполнено  субъективно-личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения -любовь и дружба.

Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию  внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от:

- черт личности (направленность  на общение, доверие, не замкнутость);

- обладания "техникой" общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т.д.

В зависимости от того, насколько  ярко проявляются отношения, различают  следующие виды общения:

ЯЗЫК - система слов, выражений и  правил их соединения в осмысленные  высказывания

ИНТОНАЦИЯ - эмоциональная выразительность которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе

ЖЕСТЫ как средство общения могут  быть общепринятыми т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности  речи

МИМИКА поза, взгляд собеседника  могут усиливать, дополнять или  опровергать смысл фразы

РАССТОЯНИЕ, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций от степени доверия к  собеседнику.

Во время деловых встреч, бесед, переговоров очень важно контролировать свои жесты, мимику, а с другой стороны - не менее важно уметь "читать", понимать внутренние реакции своих партнеров. При этом следует иметь ввиду, что интерпретация элементов невербального общения не всегда является однозначной.

Владея языком жестов, мимики можно  переубедить собеседника в том, что не является достаточно убедительным. Важная роль принадлежит расположению людей  в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции  в человеческом контакте: 15 см - 45 см

 

ИНТИМНАЯ ЗОНА - в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновении. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность. 45 см - 120 см

ЛИЧНАЯ ИЛИ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЗОНА для  обыденной беседы с друзьями и  коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими  разговор. 120 см -400 см

СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА обычно соблюдается  во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях, как правило с теми, которых не очень хорошо знают. свыше 400 см

ПУБЛИЧНАЯ ЗОНА подразумевает общение  с большой группой людей - в  лекционной аудитории, на митинге и  пр.

МИМИКА - движение мышц лица, опережающее внутреннее эмоциональное состояние человека.

Глаза, взгляд, лицо человека могут  сказать больше. Чем произнесенные  слова. Так замечено, что человек  пытается скрыть свою информацию (или  лжет) если его глаза встречаются  с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

 

Деловой взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание атмосферы делового партнерства.

Светский взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это  способствует созданию атмосферы непринужденного общения.

Интимный взгляд направлен ниже лица собеседника (до уровня груди). Такой  взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

Взгляд искоса говорит о критическом  или подозрительном отношении к  собеседнику,

Лоб, брови, рот глаза подбородок выражают основные человеческие эмоции. Легче распознаются положительные эмоции: радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение и т.д.).

 

 

 

2. 30. Структура общения

 

 

В структуре общения различают:

 

1) коммуникативную сторону;

 

2) интерактивную сторону;

 

3) перцептивную сторону.

 

Коммуникативная сторона общения  выражается в обмене информации между  людьми.

 

Особенности процесса обмена информацией  в процессе человеческого общения:

 

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

 

2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к  другу;

 

3) происходит взаимное влияние  и воздействие людей друг на  друга;

 

4) коммуникативное влияние людей  друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

 

5) возможно возникновение специфических  коммуникативных барьеров социального  и психологического характера.

 

Структурные компоненты общения как  коммуникативной деятельности:

 

1) субъект общения – коммуникатор;

 

2) объект общения – реципиент;

 

3) предмет общения – содержательная  часть отправляемой информации;

 

4) действия общения – единицы  коммуникативной активности;

 

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

 

6) продукт общения – образование  материального и духовного характера,  как итог общения.

 

Интерактивная сторона общения  проявляется во взаимодействии людей  друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

 

Цель взаимодействия состоит в  удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

 

Типы взаимодействия:

 

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию  совместной деятельности:

 

а) кооперация;

 

б) согласие;

 

в) приспособление;

 

г) ассоциация;

 

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной  деятельности, создание для неё  препятствий:

 

а) конкуренция;

 

б) конфликт;

 

в) оппозиция;

 

г) диссоциация.

 

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

 

1) степень единства подходов  к решению проблем;

 

2) понимание обязанностей и прав;

 

3) способы решения возникающих  проблем и др.

 

Перцептивная сторона общения  выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

 

Структурные элементы социальной перцепции:

 

1) субъект межличностного восприятия  – тот, кто воспринимает (изучает)  в процессе общения;

 

2) объект восприятия – тот,  кого воспринимают (познают) в  процессе общения;

 

3) процесс познания – включает  познание, обратную связь, элементы коммуникации.

 

В процессе общения человек выступает  сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

 

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

 

1) особенности субъекта:

 

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

 

б) возраст;

 

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

 

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

 

д) психическое состояние;

 

е) состояние здоровья;

 

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

 

з) ценностные ориентации;

 

и) уровень социально-психологической  компетентности и т. д.

 

2) особенности объекта:

 

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

 

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

 

3) отношения между субъектом  и объектом восприятия;

 

4) ситуация, в которой происходит  перцепция.

 

 

3. Механизмы  межличностного восприятия 

Обычно выделяют ряд психологических  механизмов, обеспечивающих сам процесс  восприятия и отношение к другому  человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

 

На восприятие других людей большое  влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

 

 Стереотип есть «сокращенное»,  упрощенное и ценностно окрашенное  представление о действительности, функционирующее в общественном  сознании. Он возникает в сознании  члена данной социальной группы  как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений, а также на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».

 

 Многие стереотипы возникают  стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.

 

 Естественно, что для подобной  сортировки необходимы определенные  критерии. На уровне обыденного  сознания подобными критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии, с тем чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать.

 

 Односторонность в подборе  черт для определенного стереотипа  обусловливается интересами той  или иной социальной группы. Для  каждой группы социально-психологический  стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.

 

 Стереотипы способствуют закреплению  традиций и привычек. В этом  плане они выступают как средство  защиты психического мира личности  и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы — это крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.

 

 Стереотипы воздействуют на  формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.

 

 Стереотипы — преимущественно  неточные образы реальности: они  могут быть основаны на «ошибке», на привычке принимать предвзятость  за истину.

 

 Стереотип однозначен: он делит  мир лишь на две категории  — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом  «хорошего», а «незнакомое» —  синонимом «плохого». Стереотипы  выделяют объекты таким образом,  что слегка знакомое видится  как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как островраждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

 

 Оценочный элемент выступает  в виде установки, в виде  эмоционального соотношения к  явлению. Причем выражая чувства  личности, ее систему ценностей, стереотип всегда соотносит их с групповыми чувствами и ценностями. И, наконец, стереотип наиболее распространен при характеристике представителей различных социальных групп, прежде всего национальных и этнических.

 Наиболее известны этнические  стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).

Информация о работе Общение