Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат
ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).
1. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).
Персептивная - означает процесс восприятия друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог); семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, обусловленное социальными функциями и регламентированное как по форме, так и по содержанию.
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - наполнено
субъективно-личностными
Человеку свойственно
- черт личности (направленность
на общение, доверие, не
- обладания "техникой" общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т.д.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:
ЯЗЫК - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания
ИНТОНАЦИЯ - эмоциональная выразительность которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе
ЖЕСТЫ как средство общения могут
быть общепринятыми т.е. иметь закрепленные
за ними значения или экспрессивными,
т.е. служить для большей
МИМИКА поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы
РАССТОЯНИЕ, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций от степени доверия к собеседнику.
Во время деловых встреч, бесед, переговоров очень важно контролировать свои жесты, мимику, а с другой стороны - не менее важно уметь "читать", понимать внутренние реакции своих партнеров. При этом следует иметь ввиду, что интерпретация элементов невербального общения не всегда является однозначной.
Владея языком жестов, мимики можно переубедить собеседника в том, что не является достаточно убедительным. Важная роль принадлежит расположению людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 15 см - 45 см
ИНТИМНАЯ ЗОНА - в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновении. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность. 45 см - 120 см
ЛИЧНАЯ ИЛИ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЗОНА для обыденной беседы с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. 120 см -400 см
СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях, как правило с теми, которых не очень хорошо знают. свыше 400 см
ПУБЛИЧНАЯ ЗОНА подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.
МИМИКА - движение мышц лица, опережающее внутреннее эмоциональное состояние человека.
Глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше. Чем произнесенные слова. Так замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет) если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Деловой взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание атмосферы делового партнерства.
Светский взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы непринужденного общения.
Интимный взгляд направлен ниже
лица собеседника (до уровня груди). Такой
взгляд говорит о большой
Взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику,
Лоб, брови, рот глаза подбородок выражают основные человеческие эмоции. Легче распознаются положительные эмоции: радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение и т.д.).
2. 30. Структура общения
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение
Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения –
2) объект общения – реципиент;
3) предмет общения –
4) действия общения – единицы коммуникативной активности;
5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения – образование
материального и духовного
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.
Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.
Типы взаимодействия:
1) положительные –
а) кооперация;
б) согласие;
в) приспособление;
г) ассоциация;
2) отрицательные –
а) конкуренция;
б) конфликт;
в) оппозиция;
г) диссоциация.
Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного
2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
б) возраст;
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.
3. Механизмы межличностного восприятия
Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).
На восприятие других людей большое
влияние оказывает процесс
Стереотип есть «сокращенное»,
Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.
Естественно, что для
Односторонность в подборе
черт для определенного
Стереотипы способствуют
Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.
Стереотипы — преимущественно
неточные образы реальности: они
могут быть основаны на «
Стереотип однозначен: он делит
мир лишь на две категории
— «знакомое» и «незнакомое».
«Знакомое» становится
Оценочный элемент выступает
в виде установки, в виде
эмоционального соотношения к
явлению. Причем выражая
Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).