Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Третья классификация разводит так называемые группы членства и  референтные группы. Она была введена  Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его .

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к вопросу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обычно абстрагировались от реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объяснить социальный процесс чисто психологическими причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача — шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь  вступающим в нее индивидом. Это  не столько проблема собственно образования  группы, сколько «подключения» к  ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой.

Вторая, когда изучается процесс  становления групповых норм и  ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов  и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Оба эти явления необходимо переосмыслить  с точки зрения процесса превращения  созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная» группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы.

2. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Понятие «социометрический статус»  ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных  отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями  характера, лич¬ности самого человека, но и особенностями коллектива.

 В малосплоченном коллективе  статус личности зависит во  многом от уровня ее общительности.

В сплоченных кол¬лективах, в которых  выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей  мере определя¬ется ее деловыми и  моральными качествами, чем общи¬тельностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру  межличностных отношений, чтобы  уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя  любой вид деятельнос¬ти, полезно  иметь в виду те реальные группировки (по 3 — 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно ав¬торитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к. опираясь на свой крут общения, люди гораздо эффек¬тивнее могут выполнять организаторские функции. Учи¬тывая реально существующие межличностные связи, ру¬ководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки .

Вовлечение членов коллектива в  разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путе¬шествия и т. п.), постановка перед коллективом  интерес¬ных и усложняющихся  целей, задач, привлекательных для  многих участников, установление дружеских и требова¬тельных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомыш¬ленников, наблюдается значительная неоднородность взгля¬дов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллекти¬ва, демократический коллегиальный способ принятия ре¬шений и управления создает основу для создания сплочен¬ного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив  достигает высо¬кого уровня сплоченности, сознательности, организован¬ности, ответственности  членов коллектива, что позволяет  коллективу самостоятельно решать разнообразные  задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности — как ценностно-ориентационного  единст¬ва, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, иде¬ям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Для высокоразвитого сплоченного  коллектива харак¬терно наличие  положительного психологического клима¬та, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоциональ¬ного сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллек¬тива.

Комплексным показателем взаимоотношений  в коллек¬тиве является его социально-психологический  климат — совокупность отношений  членов группы:

1) к условиям и характеру совместной  деятельности;

2) к коллегам, чле¬нам коллектива;

3) к руководителю коллектива.

 

 

 

9. Классификации малых групп

 

 

Деление малых групп на виды возможно по разным критериям.

 

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.

 

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся  в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные  в интересах их научного изучения.

 

Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.

 

 Формальная группа функционирует  в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми  целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. 

 

Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

 

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

 

ПРИМЕР. «Например, может быть неверным утверждение, что блондинки, живущие  в городе, «существуют как группа», в том смысле, что они являются динамическим целым, характеризуемым  тесной взаимозависимостью членов. Они  просто ряд индивидов, которые «отнесены к одной категории» в соответствии со сходством по одному из их качеств. Если, однако, блондинок - членов рабочей группы их коллеги превращают в «искусственное меньшинство» и дискриминируют, они вполне могут стать группой с особыми структурными свойствами.

 

 Структурные свойства характеризуются  связями между частями, не самими  частями или элементами. Кассирер  подчеркивает, что в течение всей  истории математики и физики  все большее значение приобретали  проблемы устойчивости связей, а  не устойчивости элементов и постепенно они изменили картину того, что существенно. Кажется, социальные науки демонстрируют очень похожее развитие».

 

Курт Левин, Теория поля в социальных науках, СПб, «Сенсор», 2000 г., с. 217.

 

Коллектив — это форма объединения  людей, создающая условия для совместной результативной деятельности.

 

10. Развитие малой группы

При изучении группы психологи пользуются термином «групповая динамика». Свое начало это понятие ведет от основателя «школы групповой динамики» Курта  Левина. Впервые термин «групповая динамика» был использован в статье К. Левина «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» в 1939 г. в США. По определению К. Левина групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики Левин опирался на законы гештальт-психологии: а). целое доминирует над частями; б). отдельные элементы объединяются в целое.

 

В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.

 

В групповой психотерапии существует также отдельное направление, в  основании которого лежит психоанализ, оно также называется «групповая динамика» или «групподинамический подход».

 

Анализ развития малой группы обычно происходит на основании пяти элементов.

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Структура группы и проблема  лидерства.

4. Сплоченность группы.

5. Фазы развития группы.

 

Модели коллективообразования  и двухфакторные модели

 В настоящее время существует  несколько моделей группообразования.  Задачами их теоретического осмысления  выступают для нас, во-первых, их соотнесение и классификация, во-вторых, анализ возможностей применения в различных областях психологической практики. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская предлагают теоретические конструкции, создаваемые в рамках групповой динамики, разделить на модели коллективообразования (Петровский А.В., Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин), двухфакторные модели (Г. Стенфорд, А. Роарк, Б. Такмен), однофакторные (И.П.Волков, Е. Мабри) и частные модели (М.А. Новиков). В основе такой классификации лежат различные критерии для выделения этапов жизнедеятельности группы.

 

Так, в стратометрической концепции  критериями группового развития являются степень опосредования межличностных  отношений в группе содержанием  совместной деятельности и общественная значимость, позитивность – негативность с точки зрения общественного прогресса. Развитие группы — это движение от диффузной группы к коллективу или к корпорации. Выделенные страты представлены в такой обобщенной форме, что не поддаются операционализации в эмпирическом исследовании.

 

В основу параметрического подхода, близкого к стратометрическому, но более раннего по времени создания (г.Курск, 70-е годы), положены представления Л.И. Уманского о социально-психологических параметрах (отсюда название подхода) развития группы как коллектива. Возможность выделения конкретных опорных, возможных для диагностики пунктов сделала модель популярной для последователей. Среди изучаемых групповых критериев: единство целей, мотивов, ценностных ориентаций, групповая подготовленность в сфере какой-либо деятельности, межличностное познание, межличностные контакты и стрессоустойчивость группы.

 

Схема развития группы по Л.И. Уманского  – это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу. Групповая изоляция, на которой может  развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива. Двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели:

Информация о работе Общение