Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат
ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).
• «проверка зависимости» — ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;
• «внутренний конфликт» — нарушение взаимодействия и отсутствие единства;
• «развитие групповой
• «функционально-ролевая
Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы:
1) ориентировка в задаче;
2) противодействие, если задача не совпадает личным целям участников группы;
3) открытый информационный обмен;
4) принятие решений —
На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.
1. Этап формирования
2. Вторая стадия – период
формирования групповых норм, начало
складывания группового
3. Стадия конфликта –
4. Четвертая стадия – переход
от состояния конфликта к
5. Возникновение чувства «Мы»,
в котором проявляются забота
всех учащихся о классе, интерес
к нему и сплочения на этой
стадии заметна тенденция к
интеграции групповой и
6. На шестом этапе, картина
мира меняется и доминирующую
роль теперь играет не деловая,
7. Актуализация – высший этап
групповой зрелости, когда уровни
эмоциональной и деловой сферы
выровнены и сплоченность
Наличие двух сфер жизнедеятельности группы: деловой и межличностной (эмоциональной), не противоречит моделям коллективоообразования. Однако в моделях коллективообразования больше уделяется внимания деятельностной активности группы, а в двухфакторных моделях — эмоциональной. Такое различие обусловлено, по всей видимости, различным происхождением этих двух парадигм. Развитие двухфакторной модели в большой степени связано с существованием психотерапевтических и тренинговых групп, создатели различных вариантов этих моделей известные психотерапевты: И. Ялом, К. Хек, Б.Д. Карвасарский.
Всестороннее рассмотрение моделей
группообразования и
Механизмы групповой динамики
Можно выделить следующие основные теории, которые призваны объяснить механизмы развития группы:
- разрешение внутригрупповых противоречий (см. двухфакторную теорию);
- идеосинкразический кредит;
- психологический обмен.
Идеосинкразический кредит – понятие, предложенное в работах Е. Холландера, означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяет нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции.
Психологический
обмен – процесс развития можно
представить следующим образом:
в контексте групповой
Динамика
группового процесса предполагает этапность
прохождения группой ряда стадий,
одновременно связанных и с интегративными
тенденциями и с
Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда. Эта теория основана главным образом на наблюдениях, проводимых в течение пятилетнего периода при обучении студентов «групповой динамике». Основной задачей этого семинара, как это объявлялось руководителем, являлось улучшение системы коммуникации в группе самоанализа.
При анализе взаимосвязанных свойств группы необходимо установить критерии, с помощью которых может быть установлено развитие, приобретение или движение к зрелости. С этой точки зрения группы в чем-то аналогичны личности: зрелая группа отчетливо осознает, что она делает. Такая группа способна разрешать свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать преднамеренные действия, только если они имеют смысл с точки зрения согласованного знания. Личность способна разрешить свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать разумные действия только тогда, когда тревожность не нарушает способности извлекать уроки из личного опыта, анализировать, дифференцировать и делать прогнозы. Тревожность препятствует адекватному функционированию внутриличностной системы коммуникации, а улучшение способности извлекать пользу из собственного опыта связано с преодолением тревожности как источника нарушений. Аналогичным образом развитие группы включает в себя преодоление препятствий эффективной коммуникации между членами группы или совершенствованию методов достижения согласия и выработке критериев согласованности. Отталкиваясь от салливеновского определения личностной зрелости, авторы говорят, что группа достигла стадии эффективной коммуникации, когда члены группы обладают «адекватными средствами анализа группового опыта, такими, которые позволяют отличать или устанавливать соответствие прошлому опыту, а также предвидеть события близкого будущего, что позволяет поддерживать уверенность в себе и обеспечивать удовлетворение потребностей без угрозы потери самооценки».
Исходя из повседневного опыта могут быть выделены две главные области внутренней неопределенности. Первой из них является область ориентаций членов группы на власть или, говоря более обобщенно, на взятие и распределение власти в группе. Другой областью является область ориентации членов группы друг на друга. Эти области не являются независимыми друг от друга: определенная часть ориентаций членов группы друг на друга будет связана с определенной структурой власти. В то же время эти два вида ориентаций различны, как различны понятия власти и любви. Многие авторы использовали их в качестве исходной точки для анализа группового поведения.
Шутц сделал эти два параметра основными в своей теории групповой совместимости. Согласно Шутцу, основной детерминантой совместимости является определенная гармонизация ориентаций на власть и ориентаций на личностную близость.