Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат
ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).
Для человека, усвоившего стереотипы
своей группы, они выполняют функцию
упрощения и сокращения
Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
Как феномен межличностного восприятия эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.
Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь — результат действия более фундаментальной особенности человека — способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с личностью, поведением, состоянием других людей.
При анализе эмпатии западные психологи особо выделяют два момента.
1. Положительное отношение к
другому означает признание
2. Испытывая эмпатию по
Однако проведенные
Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.
Эмпатическое переживание
Чем теснее связи между людьми (например, друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними. Более того, форма тоже зависит от типа межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких людей. Естественно, действенная эмпатия свойственна для человека гуманного вообще, но при близких отношениях она наиболее очевидна.
Эмпатия — социально
Аттракция как механизм межличностного
восприятия представляет собой познание
другого человека, основанное на формировании
устойчивого позитивного
При прочих равных условиях
люди легче принимают позицию
того человека, к которому испытывают
эмоционально положительное
Следовательно,
если в процессе общения
Практически так и формируется аттракция. Но надо иметь в виду, что приемы формирования аттракции не предназначены для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того, чтобы расположить к себе партнера.
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Рефлексия — достаточно сложный феномен, в котором задействованы сложные взаимосвязи явлений, что и отражено в их классификации (табл. 2).
Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.
Исследования показывают, что
у каждого человека есть свои
«излюбленные» схемы
1) люди с личностной атрибуцией
в любой ситуации склонны
2) в случае пристрастия
к обстоятельственной
3) при стимульной атрибуции
человек видит причину
Таблица 2
Виды и содержание рефлексии
Вид рефлексии
Базовые процессы
Содержание отношения
Эгоцентризм
Центрация, проекция
Все аспекты другого «я»
Эмотивное рефлексирование
Когнитивная эмпатия
Причины эмоциональных состояний
и возможные эмоциональные
Нормативно-ролевое
Принятие роли
Ролевое поведение «другого» человека, нормы и экспекта-ции к роли, оценка статусной позиции
Предметное рефлексирование
Децентрация
Отражение предмета совместной деятельности в сознании другого человека.
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
4. 1. Понятие о конфликте
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) -- столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления.
Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу.
2. Классификация конфликтов
Возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, в связи с чем количество и разнообразие их достаточно велико. Среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И.Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Таким образом, классификация конфликтов -- метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы. В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Для того чтобы легче ориентироваться во множестве конфликтов и иметь возможность выбора адекватного метода воздействия, диагностики и управления ими, существуют классификации конфликтов: по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (соц. организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) и т.д.
Одним из наиболее широких и очевидных
оснований классификации
2.1Внутриличностный конфликт
Носитель внутриличностного
Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.
В общей форме внутриличностный
конфликт можно сформулировать как
проблему между наличным состоянием
субъекта и его желаемым состоянием,
между действительностью и
По своему содержанию и форме
сам внутриличностный конфликт не является
однотипным. В его основании могут
лежать самые разнообразные
2.2Межличностный конфликт
Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.