Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 Для человека, усвоившего стереотипы  своей группы, они выполняют функцию  упрощения и сокращения процесса  восприятия другого человека. Стереотипы  представляют собой инструмент  «грубой настройки», позволяющий  человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

 

Эмпатия — это эмоциональное  сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

 

 Как феномен межличностного  восприятия эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

 

 Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь — результат действия более фундаментальной особенности человека — способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с личностью, поведением, состоянием других людей.

 

 При анализе эмпатии западные  психологи особо выделяют два  момента.

1. Положительное отношение к  другому означает признание личности  этого человека в его целостности.  Вместе с тем подобное отношение  не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент.

2.  Испытывая эмпатию по отношению  к другому, субъект может оставаться  эмоционально нейтральным: жить  некоторое время как бы в  мире переживаний и чувств другого, не формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем.

 

 Однако проведенные российскими  учеными эксперименты по пониманию  человека человеком доказали, что  испытуемые всегда в той или  иной мере проявляют эмоциональное  отношение к оцениваемому человеку. И это не удивительно. Результаты исследований в нашей стране подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней.

 

 Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.

 

 Эмпатическое переживание может  быть с любым знаком эмоционального  состояния субъекта (положительным — радость, удовлетворение; отрицательным — печаль, неудовлетворенность). Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в том случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия других людей, тем более эмоциональная и поведенческая эмпатия, позволяет справиться ему с тяжелыми переживаниями.

 

 Чем теснее связи между  людьми (например, друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними. Более того, форма тоже зависит от типа межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких людей. Естественно, действенная эмпатия свойственна для человека гуманного вообще, но при близких отношениях она наиболее очевидна.

 

 Эмпатия — социально позитивное  качество личности, она поддерживается  общественными нормами жизни,  но может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда откликаются на переживание не любого другого человека, а только значимого. В связи с этим становится совершенно естественным и тот факт, что при наличии межличностной привлекательности можно ожидать и большую величину эмпатии во всех трех ее формах.

 

Аттракция как механизм межличностного восприятия представляет собой познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства  к нему. В этом случае понимание  партнера по взаимодействию возникает  благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

 

 При прочих равных условиях  люди легче принимают позицию  того человека, к которому испытывают  эмоционально положительное отношение.  Происходит это следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится так, а не иначе.

 

 Следовательно,  если в процессе общения посылать  партнеру сигналы таким образом,  чтобы: во-первых, сигнал был эмоционально  значимым; во-вторых, его значение было положительным; в-третьих, чтобы этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было приятным, а собеседник человеком, к себе располагающим.

 

 Практически  так и формируется аттракция.  Но надо иметь в виду, что приемы формирования аттракции не предназначены для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того, чтобы расположить к себе партнера.

 

Рефлексия — это механизм самопознания в  процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

 

 Рефлексия  — достаточно сложный феномен, в котором задействованы сложные взаимосвязи явлений, что и отражено в их классификации (табл. 2).

 

Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения  субъекта) — механизм интерпретации  поступков и чувств другого человека.

 

 Исследования показывают, что  у каждого человека есть свои  «излюбленные» схемы причинности,  т.е. привычные объяснения чужого  поведения:

1)  люди с личностной атрибуцией  в любой ситуации склонны находить  виновника случившегося, приписывать  причину произошедшего конкретному человеку;

2)   в случае пристрастия  к обстоятельственной атрибуции  люди склонны прежде всего  винить обстоятельства, не утруждая  себя поисками конкретного виновника;

3)   при стимульной атрибуции  человек видит причину случившегося  в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину) (Битя-новаМ.Р., 2001).

 

Таблица  2

 Виды и содержание рефлексии

 Вид рефлексии  

Базовые процессы 

Содержание отношения

 

Эгоцентризм 

Центрация, проекция 

Все аспекты другого «я»

 

Эмотивное рефлексирование 

Когнитивная эмпатия 

Причины эмоциональных состояний  и возможные эмоциональные реакции  другого «я»

 

Нормативно-ролевое рефлексирование 

Принятие роли 

Ролевое поведение «другого» человека, нормы и экспекта-ции к роли, оценка статусной позиции

 

Предметное рефлексирование 

Децентрация 

Отражение предмета совместной деятельности в сознании другого человека.

 

 

При изучении процесса каузальной атрибуции  выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

 

 

 

4. 1. Понятие о конфликте

 

 

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) -- столкновение разнонаправленных  целей, интересов, позиций, мнений или  взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой  форме.

 

В основе любого конфликта лежит  ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

 

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

 

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления.

 

Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее  социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу.

 

2. Классификация конфликтов

 

 

Возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами  деятельности человека, в связи с  чем количество и разнообразие их достаточно велико. Среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И.Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

 

Таким образом, классификация конфликтов -- метод познания, заключающийся  в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы. В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

 

Для того чтобы легче ориентироваться  во множестве конфликтов и иметь  возможность выбора адекватного  метода воздействия, диагностики и  управления ими, существуют классификации конфликтов: по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (соц. организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) и т.д.

 

Одним из наиболее широких и очевидных  оснований классификации конфликтов является разделение их по степени  вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа. С этой точки зрения все конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные.

 

2.1Внутриличностный конфликт

 

Носитель внутриличностного конфликта -- отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З.Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

 

Эти конфликты по своей природе  и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

 

В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как  проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

 

По своему содержанию и форме  сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут  лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения.

 

2.2Межличностный конфликт

 

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Информация о работе Общение