Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26
Федеральное государственное
Карельская Государственная
Факультет иностранных языков
Кафедра франко-английская
«Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности»
Курсовая работа
Студентки 4 курса
Чваниной Е.С.
Научный руководитель:
Фокина А.А.
Петрозаводск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика
Глава II Невербальный аспект общения
в педагогической деятельности………………………………………………
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В процессе общения человек использует для установления и поддержания контакта множество вспомогательных средств, не имеющих условного характера и не воспринимаемых слушателем в качестве каких-то специальных средств.
Невербальная часть составляет 60% общения между людьми. Еще 30% общения происходит через интонацию и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.
Невербальное общение сложно поддаётся контролю, ведь оно непреднамеренно и выражается на подсознательном уровне. Следовательно, его роль в педагогической деятельности как средства решения учебных задач, как социально-психологического обеспечения воспитательного процесса и как способа организации взаимоотношений воспитателя и детей занимает огромное место в процессе обучения.
Исходя из понимания ведущей роли учителя в создании благоприятного климата в учебном процессе, авторы педагогических пособий стали уделять больше внимания невербальному аспекту общения. Так, например, Т.А.Ладыженская предложила педагогическую квалификацию жестов и описала некоторые упражнения, привлекающие внимание студентов к педагогическому жестикулированию. О культуре внешнего вида, мимической и пантомимической выразительности педагога провели исследования И.А. Зязюн, H.H. Тарасевич.
Но наблюдения за деятельностью учителей, практикантов и мой опыт преподавания свидетельствуют о том, что педагоги, особенно начинающие, испытывают трудности в процессе общения с учащимися, недостаточно контролируют и осознанно используют элементы невербального общения, оказываются не подготовленными к использованию элементов невербального общения с учетом возрастных особенностей. Это свидетельствует о том, что возможности учебного процесса в сфере профессиональной подготовки будущих учителей не в полной мере используются для формирования у них умений невербального общения, что отрицательно сказывается на эффективности дальнейшего педагогического взаимодействия.
Исходя из вышесказанного, я посчитала нужным, провести исследование, сопоставив стиль педагогического общения и невербальный аспект в деятельности учителя.
Таким образом, гипотеза формулируется следующим образом: стиль педагогического руководства можно выявить через невербальное общение учителя.
Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.
Объект исследования: педагогическое общение.
Предмет исследования: невербальное общение в педагогической деятельности, точнее использование жестов и стили педагогического руководства.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Научная новизна состоит в том, что получены новые данные о роли невербального общения в практике и профессиональной деятельности учителя начальных классов, изучена связь невербального общения в педагогическом процессе со стилем руководства педагога, раскрыты возможности для дальнейшего исследования корреляционной связи между этими аспектами педагогики и психологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены состав и содержание основных профессиональных умений необходимых для организации процесса невербального общения в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость заключается в том, что теоретические положения и выводы позволяют существенно улучшить процесс формирования и выбора невербального общения у будущих учителей и действующих педагогов.
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него
Межличностное общение выступает
необходимым условием бытия людей,
без которого невозможно полноценное
формирование не только отдельных психических
функций,
процессов и свойств человека, но и личности
в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего
психического феномена как системного
образования, имеющего многоуровневую
структуру и только ему присущие характеристики,
является актуальным для психологической
науки.
Любой вид деятельности (игра, учение,
труд и др.) воздействует на распределение ролей
между ними. При этом детерминирующее
влияние, как на содержание общения, так
и на его форму оказывают права и обязанности,
которыми наделен каждый конкретный участник
деятельности. Более того, характер такого
общения во многом будет зависеть от степени
усвоения каждым из них своих прав и обязанностей,
готовности и желания подчинять свою деятельность
закону.
В свою очередь, тот вид деятельности,
которую общение обслуживает, влияет на
содержание, форму и ход самого процесса
общения между ее исполнителями. Например,
учебная деятельность включает элементы
программирования содержания и форм общения
обучаемых как друг с другом, так и с учителями.
Вместе с тем это программирование нельзя
рассматривать упрощенно, так как при
реализации оно зависит от целого ряда
обстоятельств: от характера решаемых
учителем в данный момент задач, специфики
предмета, методической вооруженности
учителя, от подготовленности учащихся
и др.
На общение влияет не только главная для
данной общности деятельность, но и то,
что представляет сама эта общность. Например,
если это школьный класс, то важно
знать, насколько он сформирован как коллектив,
какие оценочные эталоны в нем господствуют.
Особенности межличностного взаимодействия
в любой общности в значительной степени
обусловлены тем, как ее члены воспринимают
и понимают друг друга, какой эмоциональный
отклик преимущественно вызывают друг
в друге и какой стиль поведения избирают.
Поскольку отношение - это не только
обобщенный эмоциональный отклик личности
на человека (в виде любви, ненависти,
симпатии, неприязни и др.) или
на какую-то общность, но и произошедшая
во время встреч с ними интеграция
результатов познания их, то коммуникативное
ядро личности всегда оказывается обусловленным
и этими последними характеристиками,
точно так же как присутствие их обнаруживается
в социальной части картины мира, которая
имеется у человека, а также в тех поступках
и в
том поведении, которые отмечаются у него,
когда он по разным поводам вступает в
контакты с другими людьми.1
1.2. Общая характеристика невербального общения
Начало серьёзного изучения невербальных аспектов коммуникации связывают со второй половиной XX столетия, когда появились печатные издания, обобщавшие материалы исследований, накопленные в этой области. Интерес к невербальным средствам общения столь возрос, что выделилась особая область исследований – кинесика (от англ. Kinesics, греч. - kinesis). Основы изучения этой области психологии заложены в 50-х гг. работами шведского ученого Р.Бердвистелла. В настоящее время данный аспект раскрывают, затрагивая такую связь, как закономерности влияния невербальных способов общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами.
Под кинесикой принято понимать
зрительно воспринимаемый диапазон
движений, выполняющих экспрессивно-
Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации, ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.
Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может, как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад Вас видеть», - произнесенной раздраженным или насмешливым тоном).2
Говоря о важности невербального аспекта общения, рассмотрим его функции, которые были предложены В.А.Лабунской:
- создает образ партнера по общению;
- выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;
- выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;
- является индикатором актуальных психических состояний личности;
- выполняет функцию экономии речевого сообщения;
- выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
- выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.
Невербальное общение обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от вербальной коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации:
1. Реализация проходит
2. Исторически оно появилось раньше, чем вербальная речь;
3. Независимо от речи (слова
могут значить одно, а невербальный
аспект может показывать
4. Подсознательная природа – невербальное общение сложно поддаётся контролю, так как оно спонтанно и непреднамеренно;
5. Независимо от языковых барьеров.
Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам: оптическая система (внешний вид жесты, мимика, позы, походка), акустическая система (тембр голоса, интонация, темп речи, логические ударения), кинестетическая система (различные типы прикосновений), ольфакторная (вкус и обоняние) и пространственно-временные характеристики.
Некоторые педагоги и психологи объединяют некоторые группы, выделяя:
Говоря о классификациях невербального общения, надо сказать, что также выделяют:
В связи с динамическим изучением невербального аспекта общения появились такие науки, как: паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация); кинесика (наука о жестах); мимика; окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей); проксемика (наука о пространстве коммуникации); гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации); хронемика (наука о времени коммуникации); одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики); аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей); гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков); системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир); актоника (наука о поступках как знаках); просодика (акцентуационно-ритмическое оформление речи - фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от словесного ударения); экстралингвистика (это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.).