Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Карельская Государственная Педагогическая Академия

Факультет иностранных языков

Кафедра франко-английская

 

 

 

«Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 4 курса 

Чваниной Е.С.

Научный руководитель:

Фокина А.А.

 

 

Петрозаводск

2013

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I   Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5

1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5

1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6

1.3. Краткая характеристика основных  средств невербального общения……………..9

Глава II   Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12

2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12

2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17

2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21

Заключение……………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе общения человек использует для установления и поддержания контакта множество вспомогательных средств, не имеющих условного характера и не воспринимаемых слушателем в качестве каких-то специальных средств.

Невербальная часть составляет 60% общения между людьми. Еще 30% общения происходит через интонацию и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Невербальное общение сложно поддаётся  контролю, ведь оно непреднамеренно и выражается на подсознательном уровне. Следовательно, его роль в педагогической деятельности как средства решения учебных задач, как социально-психологического обеспечения воспитательного процесса и как способа организации взаимоотношений воспитателя и детей занимает огромное место в процессе обучения.

Исходя из понимания ведущей  роли учителя в создании благоприятного климата в учебном процессе, авторы педагогических пособий стали уделять  больше внимания невербальному аспекту  общения. Так, например, Т.А.Ладыженская  предложила педагогическую квалификацию жестов и описала некоторые упражнения, привлекающие внимание студентов к педагогическому жестикулированию. О культуре внешнего вида, мимической и пантомимической выразительности педагога провели исследования И.А. Зязюн, H.H. Тарасевич.

Но наблюдения за деятельностью учителей, практикантов и мой опыт преподавания свидетельствуют о том, что педагоги, особенно начинающие, испытывают трудности в процессе общения с учащимися, недостаточно контролируют и осознанно используют элементы невербального общения, оказываются не подготовленными к использованию элементов невербального общения с учетом возрастных особенностей. Это свидетельствует о том, что возможности учебного процесса в сфере профессиональной подготовки будущих учителей не в полной мере используются для формирования у них умений невербального общения, что отрицательно сказывается на эффективности дальнейшего педагогического взаимодействия.

Исходя из вышесказанного, я посчитала нужным, провести исследование, сопоставив стиль педагогического общения и невербальный аспект в деятельности учителя.

      Таким образом,  гипотеза формулируется следующим образом: стиль педагогического руководства можно выявить через невербальное общение учителя.

 

Цель исследования:

изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.

 

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;

3. Разработать программу экспериментального исследования;

4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.

Объект исследования: педагогическое общение.

 

Предмет исследования: невербальное общение в педагогической деятельности, точнее использование жестов и стили педагогического руководства.

 

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Научная новизна состоит в том, что получены новые данные о роли невербального общения в практике и профессиональной деятельности учителя начальных классов, изучена связь невербального общения в педагогическом процессе со стилем руководства педагога, раскрыты возможности для дальнейшего исследования корреляционной связи между этими аспектами педагогики и психологии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены состав и содержание основных профессиональных умений необходимых для организации процесса невербального общения в образовательном пространстве школы.

Практическая значимость заключается в том, что теоретические положения и выводы позволяют существенно улучшить процесс формирования и выбора невербального общения у будущих учителей и действующих педагогов.

Глава I   Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке

 

1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него

 
Межличностное общение выступает  необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, 
процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.) воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние, как на содержание общения, так 
и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. Более того, характер такого общения во многом будет зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и обязанностей, готовности и желания подчинять свою деятельность закону.

В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, влияет на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, так как при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др.  
На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно 
знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют. 
Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

Поскольку отношение - это не только обобщенный эмоциональный отклик личности на человека (в виде любви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или  на какую-то общность, но и произошедшая во время встреч с ними интеграция результатов познания их, то коммуникативное ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими последними характеристиками, точно так же как присутствие их обнаруживается в социальной части картины мира, которая имеется у человека, а также в тех поступках и в 
том поведении, которые отмечаются у него, когда он по разным поводам вступает в контакты с другими людьми.1

 

1.2. Общая характеристика  невербального общения

 

Начало серьёзного изучения невербальных аспектов коммуникации связывают со второй половиной XX столетия, когда появились печатные издания, обобщавшие материалы исследований, накопленные в этой области. Интерес к невербальным средствам общения столь возрос, что выделилась особая область исследований – кинесика (от англ. Kinesics, греч. - kinesis). Основы изучения этой области психологии заложены в 50-х гг. работами шведского ученого Р.Бердвистелла. В настоящее время данный аспект раскрывают, затрагивая такую связь, как закономерности влияния невербальных способов общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами.

Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика –  это не только «язык тела» (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться. К кинесике помимо названных движений относятся также такие движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк.

Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации, ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.

Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может, как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад Вас видеть», - произнесенной раздраженным или насмешливым тоном).2

 

Говоря о важности невербального  аспекта общения, рассмотрим его  функции, которые были предложены В.А.Лабунской:

- создает образ партнера по общению;

- выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;

- выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

- является индикатором актуальных психических состояний личности;

- выполняет функцию экономии речевого сообщения;

- выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

- выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.

 

Невербальное общение обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от вербальной коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации:

 

  1. Реализация проходит одновременно  через разные органы чувств (полисенсорное  восприятие невербальной коммуникации);

  2. Исторически оно появилось  раньше, чем вербальная речь;

  3. Независимо от речи (слова  могут значить одно, а невербальный  аспект может показывать абсолютно  противоположное);

  4. Подсознательная природа  – невербальное общение сложно поддаётся контролю, так как оно спонтанно и непреднамеренно;

  5. Независимо от языковых  барьеров.

 

Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным  каналам: оптическая система (внешний вид жесты, мимика, позы, походка), акустическая система (тембр голоса, интонация, темп речи, логические ударения), кинестетическая система (различные типы прикосновений), ольфакторная (вкус и обоняние) и пространственно-временные характеристики.

 

 

 

 

Некоторые педагоги и психологи  объединяют некоторые группы, выделяя:

  1. Оптико-кинетические способы передачи информации (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции, конвенциальные и идиосинкразические жесты);
  2. Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность, приглушенность);
  3. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи);
  4. Пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временные задержки начала общения).

Говоря о классификациях невербального  общения, надо сказать, что также выделяют:

  • первичные языки невербальной системы: система жестов, пантомима, мимика и т.д.;
  • вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

В связи с динамическим изучением  невербального аспекта общения  появились такие науки, как: паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация); кинесика (наука о жестах); мимика; окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей); проксемика (наука о пространстве коммуникации); гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации); хронемика (наука о времени коммуникации); одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики); аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей); гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков); системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир); актоника (наука о поступках как знаках); просодика (акцентуационно-ритмическое оформление речи - фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от словесного ударения); экстралингвистика (это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.).

Информация о работе Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности