Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)
  1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) - жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
  2. Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
  3. Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
  4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
  5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза» по Е.Петровой) – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
  6. При выслушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
  7. Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.
  8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
  9. Опирается на стол, стул руками – жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
  10. Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
  11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза – жесты неуверенности в себе.

 

Изучив характеристики стилей руководства  педагога, я объединила все категории  в группы и назвала их жестами-индикаторами. Мной рассматривались три основных стиля: демократический, авторитарный и либеральный.

 

 

Стиль руководства

Жесты-индикаторы

Учитель 1

Учитель 2

Учитель 3

Учитель 4

Учитель 5

Учитель 6

Учитель 7

Учитель 8

Учитель 9

Учитель 10

Всего:

Демократический

Указывающие жесты 

23

14

16

18

9

6

-

10

2

5

311

Открытая поза

16

4

12

10

5

9

-

2

3

15

Описательно-изобразительные жесты 

13

-

3

5

-

-

-

6

-

2

Улыбка

12

-

10

8

-

13

-

7

6

5

Наклон корпуса в сторону  говорящего

3

-

4

2

-

7

-

5

-

-

Наклон головы с опусканием век

6

5

9

3

-

4

2

4

3

7

Авторитарный

Сцепленные пальцы

2

6

-

-

1

1

 

-

6

-

40

Руки в бока

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Стучит по столу

1

2

-

1

4

-

2

-

-

-

Опирается на стул, стол

-

6

-

-

3

4

-

-

-

-

Широко расставлены ноги, руки за спиной

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Либеральный (попустительский)

Перебирает, теребит мелкие предметы

-

8

2

-

5

3

7

4

6

1

221

Почесывания

4

-

3

2

5

6

8

7

8

-

Использование скрытых барьеров

-

-

2

1

10

-

Постоянно сидит за столом

4

5

-

Подпирает щеку ладонью 

-

-

-

-

3

2

-

-

7

-

Не смотрит в глаза

-

-

-

-

5

-

4

-

14

5

Блуждающий взгляд

-

2

-

-

6

3

2

7

12

-

Закрытые позы

-

11

-

1

9

5

5

2

9

6


 

Таблица 1 «Использование жестикуляции учителями на уроках» 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что лидирующее место заняла категория «указывающие жесты» (94), подтверждающая специфику педагогической деятельности, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений к учащимся и для быстроты общения. На второй план выходят «открытые позы» (76) и «улыбки» (67) учителей, это говорит о желании работать с детьми, попытках создать благоприятные условия для работы на уроке.

В противовес этим показателям у большинства учителей также в значительной степени проявились жесты неуверенности и закрытости. Может быть, на это повлияло присутствие на уроке постороннего человека, и оно отразилось на поведении учителя, делая его неуверенным, так как этот показатель проявился только у тех педагогов (учителя под номерами 8 и 9), которые были предупреждены о том, что я провожу эксперимент, но его суть не была им раскрыта.

Также стоит отметить, что описательно-изобразительные  жесты, характерные для профессии  педагога не так часто использовались, как мной подразумевалось. Можно сделать предположение, что это явилось результатом выбора классов для эксперимента: я находилась на уроках, которые проводились у старших классов – то есть там не в такой мере требуется наглядность с помощью жестов. Но надо выделить первого учителя - это был учитель младших классов. Поэтому именно у него ярко проявились такие показатели, как «Указывающие жесты», «Открытая поза», «Описательно-изобразительные жесты» и «улыбки».

После качественного и количественно  анализа показателей, можно сделать  следующие выводы (в скобках указывается  сумма всех жестов по определенному стилю руководства):

1. К демократическому стилю руководства  относятся учитель 1 (78), учитель  3 (54), учитель 4 (46);

2. По сравнению со всеми, больше  всего авторитарных жестов проявлял  учитель 2 (15);

3. Яркими представителями либерального  стиля являются  учитель 9 (61) и учитель под номером 5 (45).

В общем же, можно проследить тенденцию  использования смешенного типа большинством учителей.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ проблемы невербального  общения в педагогической деятельности современного учителя позволяет сделать следующие выводы:

1. Невербальный аспект общения остается недостаточно изученным, так как заниматься им серьезно стали лишь в течение последних 40 лет;

2. Значимость невербального компонента в структуре педагогической деятельности заслуживает особого внимания. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что современной школе необходим педагог, который не только знает свой предмет в совершенстве, он также должен создавать все необходимые психолого-педагогические условия для формирования оптимального педагогического общения, а одной из составляющих этого общения является владение преподавателем вербальными и невербальными средствами коммуникации с учащимися.

После анализа данных, полученных с помощью экспериментального исследования, было выявлено, что с помощью жестикуляции, используемой в ходе урока, можно определить стиль руководства учителя. При этом следует отметить, что большинство учителей в одинаковой мере проявляют все стили руководства. Этот факт позволяет сделать вывод, что эти педагоги руководствуются смешанным стилем, и хорошо знакомы с аспектами, входящими в понятие «педагогическая компетентность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Бодалев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 268 с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

3. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход - М.: Ростов - н/Д: РГУ, 1986. - 136 с.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 47 с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. 2 изд. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

6. Меграбян А. Психодиагностика невербального общения. - СПб: Речь, 2001. - 253 с.

7. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. - 164 с.

8. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 222 с.

9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2- кн. – Кн. 2. – М., 2000.

10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.

11. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - C. 238-247.

1 Бодалев А.А. Психология общения. 2-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 2

2 Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – стр. 17

3 Лабунская В.А. - Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход - М.: Просвещение, 1991. – стр. 109-113

4 Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - C. 238.

5 Леонтьев  А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. – стр.4

6 Кан-Калик В.А. - Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – стр.27-28




Информация о работе Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности