Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26
Изучив характеристики стилей руководства педагога, я объединила все категории в группы и назвала их жестами-индикаторами. Мной рассматривались три основных стиля: демократический, авторитарный и либеральный.
Стиль руководства |
Жесты-индикаторы |
Учитель 1 |
Учитель 2 |
Учитель 3 |
Учитель 4 |
Учитель 5 |
Учитель 6 |
Учитель 7 |
Учитель 8 |
Учитель 9 |
Учитель 10 |
Всего: |
Демократический |
Указывающие жесты |
23 |
14 |
16 |
18 |
9 |
6 |
- |
10 |
2 |
5 |
311 |
Открытая поза |
16 |
4 |
12 |
10 |
5 |
9 |
- |
2 |
3 |
15 | ||
Описательно-изобразительные |
13 |
- |
3 |
5 |
- |
- |
- |
6 |
- |
2 | ||
Улыбка |
12 |
- |
10 |
8 |
- |
13 |
- |
7 |
6 |
5 | ||
Наклон корпуса в сторону говорящего |
3 |
- |
4 |
2 |
- |
7 |
- |
5 |
- |
- | ||
Наклон головы с опусканием век |
6 |
5 |
9 |
3 |
- |
4 |
2 |
4 |
3 |
7 | ||
Авторитарный |
Сцепленные пальцы |
2 |
6 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
6 |
- |
40 | |
Руки в бока |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Стучит по столу |
1 |
2 |
- |
1 |
4 |
- |
2 |
- |
- |
- | ||
Опирается на стул, стол |
- |
6 |
- |
- |
3 |
4 |
- |
- |
- |
- | ||
Широко расставлены ноги, руки за спиной |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Либеральный (попустительский) |
Перебирает, теребит мелкие предметы |
- |
8 |
2 |
- |
5 |
3 |
7 |
4 |
6 |
1 |
221 |
Почесывания |
4 |
- |
3 |
2 |
5 |
6 |
8 |
7 |
8 |
- | ||
Использование скрытых барьеров |
- |
- |
2 |
1 |
10 |
- |
Постоянно сидит за столом |
4 |
5 |
- | ||
Подпирает щеку ладонью |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
- |
- |
7 |
- | ||
Не смотрит в глаза |
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
4 |
- |
14 |
5 | ||
Блуждающий взгляд |
- |
2 |
- |
- |
6 |
3 |
2 |
7 |
12 |
- | ||
Закрытые позы |
- |
11 |
- |
1 |
9 |
5 |
5 |
2 |
9 |
6 |
Таблица 1 «Использование жестикуляции
учителями на уроках»
Полученные результаты свидетельствуют о том, что лидирующее место заняла категория «указывающие жесты» (94), подтверждающая специфику педагогической деятельности, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений к учащимся и для быстроты общения. На второй план выходят «открытые позы» (76) и «улыбки» (67) учителей, это говорит о желании работать с детьми, попытках создать благоприятные условия для работы на уроке.
В противовес этим показателям у большинства учителей также в значительной степени проявились жесты неуверенности и закрытости. Может быть, на это повлияло присутствие на уроке постороннего человека, и оно отразилось на поведении учителя, делая его неуверенным, так как этот показатель проявился только у тех педагогов (учителя под номерами 8 и 9), которые были предупреждены о том, что я провожу эксперимент, но его суть не была им раскрыта.
Также стоит отметить, что описательно-
После качественного и количественно анализа показателей, можно сделать следующие выводы (в скобках указывается сумма всех жестов по определенному стилю руководства):
1. К демократическому стилю
2. По сравнению со всеми, больше
всего авторитарных жестов
3. Яркими представителями
В общем же, можно проследить тенденцию использования смешенного типа большинством учителей.
Заключение
Анализ проблемы невербального общения в педагогической деятельности современного учителя позволяет сделать следующие выводы:
1. Невербальный аспект общения остается недостаточно изученным, так как заниматься им серьезно стали лишь в течение последних 40 лет;
2. Значимость невербального компонента в структуре педагогической деятельности заслуживает особого внимания. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что современной школе необходим педагог, который не только знает свой предмет в совершенстве, он также должен создавать все необходимые психолого-педагогические условия для формирования оптимального педагогического общения, а одной из составляющих этого общения является владение преподавателем вербальными и невербальными средствами коммуникации с учащимися.
После анализа данных, полученных с помощью экспериментального исследования, было выявлено, что с помощью жестикуляции, используемой в ходе урока, можно определить стиль руководства учителя. При этом следует отметить, что большинство учителей в одинаковой мере проявляют все стили руководства. Этот факт позволяет сделать вывод, что эти педагоги руководствуются смешанным стилем, и хорошо знакомы с аспектами, входящими в понятие «педагогическая компетентность».
Список литературы
1. Бодалев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 268 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход - М.: Ростов - н/Д: РГУ, 1986. - 136 с.
4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. 2 изд. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
6. Меграбян А. Психодиагностика невербального общения. - СПб: Речь, 2001. - 253 с.
7. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. - 164 с.
8. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 222 с.
9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2- кн. – Кн. 2. – М., 2000.
10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.
11. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - C. 238-247.
1 Бодалев А.А. Психология общения. 2-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 2
2 Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – стр. 17
3 Лабунская В.А. - Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход - М.: Просвещение, 1991. – стр. 109-113
4 Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - C. 238.
5 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. – стр.4
6 Кан-Калик В.А. - Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – стр.27-28