Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения
Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц.
Общеизвестно, что эффективное
общение неосуществимо без
Жесты – движения, имеющие сигнальное значение; это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения.
В литературе встречаются классификации жестов по различным основаниям. Приведем некоторые из них.
По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов, различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых, локтевых, плечевых или смешанных.
По характеру воздействия на воспринимающего можно выделить визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные жесты.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом.
Отмечают следующие функции взгляда в общении:
- информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики, а слушающий – на говорящего, для получения информации обратной связи);
- оповещение об освобождении канала связи;
- стремление скрывать или выставлять свое «Я»;
- установление и поддержание социального взаимодействия.
Интонация определяется В.А.Лабунской как совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.
Помимо функций дополнения, замещения, предвосхищения речевого высказывания, а также регулирования речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация выполняет оригинальную функцию – функцию экономии речевого высказывания.
Пространственная организация также в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э.Холлом привели к образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет пространственной психологией. Проксемика изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка мебели) и динамических пространств (расположение собеседников в пространстве в процессе коммуникации).
Выбор дистанции общения по В.А.Лабунской, определяется социальным престижем общающихся, национально-этническими признаками, полом, возрастом коммуникантов, характером взаимоотношений партнеров.
В литературе описаны 4 категории пространственной коммуникации:
- интимная зона (15-46 см.): из всех зон является главной, поскольку строго охраняется человеком. Допуск в эту зону разрешен только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. В данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта – это сверхинтимная зона;
- личная зона (46 см. – 1,2 м.): это расстояние, разделяющее партнеров по общению, знакомых друг другу;
- социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.): такая дистанция разделяет посторонних людей при взаимодействии;
- общественная (публичная) зона (более 3,6 м.): на данном удалении человек находится, адресуясь к большой группе людей (в ходе лекций, например).3
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить. Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет свое пространство, устанавливает оптимально соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.
Организация и угол общения также являются важными проксемическими компонентами невербальной системы.
Известно, в частности, что размещение за столом рядом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, по нашему мнению, значимы исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению.
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности
2.1. Особенности педагогического общения и стили руководства педагога
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.4
В психолого-педагогической литературе чаще всего под педагогическим общением подразумевают совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Педагогическое общение в
Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических
функций педагогического
эмоциональный климат обучению (в
частности, препятствует возникновению
психологического барьера), обеспечивает
управление социально-психологическими
процессами" в детском коллективе
и позволяет максимально
Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи.
Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.
При решении обучающей задачи общение
позволяет обеспечивать реальный психологический
контакт с учащимися; формировать
положительную мотивацию
При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач
через общение создаются
- преодолеваются социально-
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-
Для оптимального педагогического общения, по А.А.Леонтьеву, учителю необходимы следующие умения:
- умение управлять своим поведением;
- качества внимания;
- умение социальной перцепции, или «чтения по лицу»;
- умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;
- умение речевого общения (оптимально строить свою речь в психологическом плане);
- умения речевого и неречевого контакта с учащимися.
В системе обыденного взаимодействия общение начинается с того, что человек испытывает определенную потребность в деятельности, предполагающей общение. Как производная от потребности возникает коммуникативная задача, решение которой включает в себя ряд этапов: ориентирование, планирование акта общения (содержательные и выразительные его компоненты), осуществление задач говорения и обратная связь.
В функциональном (в данном случае педагогическом) общении вся эта система профессионализируется, приобретает профессионально-педагогическую заданность, т. е. потребность в коммуникации диктуется не только личностными, но и педагогическими задачами. Таким же образом изменяются в профессиональном направлении и другие компоненты общения.
Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионального общения. В.А.Кан-Калик предлагает следующую структуру педагогического общения:
- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);
- организация непосредственного общения с классом (начальный период общения);
- управление общением в ходе педагогического процесса;
- анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
На этапе моделирования
На этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Осуществлять предварительное
прогнозирование предстоящего общения
крайне важно, поскольку это помогает
педагогу конкретизировать вероятностную
картину общения и
Большое значение в учебном процессе
имеет организация
Управление общением (3 этап) - важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер.
На последнем, четвертом этапе, учитель должен выявить слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, представить их ощущения от прошедшей встречи и спланировать систему предстоящего общения с коллективом или отдельным ребенком с учетом внесения необходимых корректив.6
Задача профессионально-педагог