Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
изучить и проанализировать невербальный аспект общения в деятельности учителя и стили педагогического руководства.

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности невербального общения в педагогической деятельности и стилей педагогического руководства;
3. Разработать программу экспериментального исследования;
4. Провести исследование, провести количественный и качественный анализ полученных данных, сделать на их основе выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Современное положение проблемы общения в психолого-педагогической науке………………………………………………………….5
1.1. Сущность общения и факторы, влияющие на него………………………………5
1.2. Общая характеристика невербального общения…….………………….……….6
1.3. Краткая характеристика основных средств невербального общения……………..9
Глава II Невербальный аспект общения в педагогической деятельности…………………………………………………………………..12
2.1. Педагогическое общение и стили руководства педагога ……………………….12
2.2. Невербальное общение в педагогической деятельности……………..…………17
2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения…………...………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Пол стилем руководства мы понимаем индивидуально-технологические особенности социально-психологического взаимодействиях педагога и учащихся. В стиле руководства находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

В психолого-педагогической литературе традиционно выделяют 3 типа стилей руководства учителя: демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль руководства

Для данного стиля характерны широкий  контакт с аудиторией, проявление доверия и уважения к учащимся, воспитатель стремится не применять запреты, ограничения и наказания; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Именно в таких классах создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата класса.

Авторитарный  стиль руководства

Строгость и наказание - основные педагогические средства. Авторитарного педагога отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Данный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от учащихся, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе, так как педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль руководства

Этот стиль характеризуют часто безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принимаемых решениях и действиях, нерешительностью в трудных ситуациях. Педагог попустительски относится к проверке выполнения своих требований, которые может забыть или кардинально изменить в процессе обучения. Оценка учащихся при таком стиле общения педагога часто зависит от настроения. Все это обычно приводит к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой педагог стремится не портить отношений, он чаще всего ласков и доброжелателен со всеми, считая своих учеников самостоятельными, инициативными и правдивыми.

Из вышесказанного следует сделать  следующий вывод: для эффективного влияния на социально-психологический климат коллектива и во избежание межличностных конфликтов во время процесса обучения педагог должен создать оптимально организованное педагогическое общение.

 

2.2. Невербальное общение  в педагогической деятельности

 

Современная эпоха научно-технической  революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.

Невербальное педагогическое общение  — это часть коммуникативной стороны общения педагога, включающая фонационные, кинесические и проксемические средства общения с целью установления и развития взаимодействия с учащимися.

Невербальное общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Следует также отметить, что, несмотря на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, как правило, педагог не осознает их значения.

 

Общепринято, что невербальный аспект общения осуществляется по нескольким каналам во взаимодействии учителя с детьми, так же как и с, любыми субъектами общения.

 

Теперь остановимся на рассмотрении каждой из них в системе «учитель-ученик».

 

 

 

Мимическая сторона общения крайне важна, а многообразие мимических движений в свою очередь дает возможность педагогу выразить эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: показать интерес, непонимание или равнодушие и т.д.

Исходя из исследований в данной области, можно сказать, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом психологи отмечают, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие учителя намеренно создают «специальное выражение лица» для воздействия на детей, полагая, что это способствует хорошему поведению, облегчает руководство, управление классом. Чаще всего – это строгое выражение лица с прищуренными глазами, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Но подобные явления говорят нам лишь о профессиональной некомпетенции со стороны учителя, т.е. он не умеет выбирать правильные методы корректировки поведения учащихся.

Особое место в системе невербального  общения учителя занимает система жестов.

Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, которое является важнейшим условием эффективного обучения. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Также важна и такая функция, как активизация познавательных процессов во время обучения: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя  и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Учитель достигает этой цели также с помощью жеста, например, в виде вопросительного кивка головой, повышает ее интенсивность жестами одобрения, оценки, или завершает контакт. Без обратной связи затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты могут использоваться учителем для обеспечения контроля деятельности учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

 

Следующий канал невербального  общения - тактильная коммуникация. Исследователя данной области давно доказано, что использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С его помощью можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу способствует и облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки или плеча, отметить удачный ответ.

Но также отмечается, что  у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это связанно с тем, что для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и, чаще всего, сопровождается тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, а также прикосновение, несущее оттенок давления или силы, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя.

Особое место в системе невербального  общения педагога занимает взгляд, с помощью которого достигается выражение отношения к учащемуся, его поведению, учитель может задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит  от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет увидеть сразу  всех учеников, но не дает возможности  вглядываться в каждого из них  в отдельности, ведь чем ближе к учителю находится ребенок, тем сильнее воздействие взгляда.

Но не стоит забывать, что пристальный  взгляд также может быть и неприятным. Например, сопровождение учителем своего замечания таким взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследователи пришли к выводу, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. С помощью зрительного контакта учитель дает понять, что он слышит ответ, а внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения (пространственная организация общения). Их использует любой лектор, интуитивно выбирая оптимальное расстояние до слушателей, покидая трибуну, если она слишком далеко отодвинута от первых рядов и т.д.

Экспериментальные данные свидетельствуют  о том, что при определении  оптимальной дистанции общения  имеют значение характер взаимоотношений  с аудиторией, социальный престиж  говорящего, содержание речи, величина помещения и пр.

Известно, что лектор часто уменьшает  дистанцию общения, чтобы создать  «эффект доверия» у слушателей, обеспечить большую «открытость» общения, но надо соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность и выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя  на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя.

Если педагог непринужденно  перемещается по классу, то он, меняя  дистанцию, достигает проксемического  разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения  нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия  обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В.Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему, что закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

В общении учителя с учениками большое значение имеют характеристики речи. С их помощью также проявляется отношение к ребенку, и он реагирует на них.

Психологами давно признан тот  факт, что при восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. И это условие необходимо учитывать в процессе обучения, ведь крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. Поэтому речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей, учитель должен избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

 

2.3. Эмпирическое исследование на определение стиля руководства педагога по использованию им жестов в процессе обучения

 

База для экспериментальной  части исследования: общеобразовательная средняя школа №27 с изучением отдельных предметов г. Петрозаводска.

 

Цель исследования: определить стиль педагогического руководства по невербальному аспекту общения педагога.

 

Задачи исследования:

1. Провести серию наблюдений по использованию жестикуляции учителями в процессе обучения;

2. Проанализировать полученные эмпирические данные;

3. Сделать качественные и количественные выводы.

 

Методы исследования: наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

 

Этапы исследования:

1. Планирование исследования;

2. Проведение наблюдений;

3. Обработка полученных эмпирических данных;

4. Оформление результатов эмпирического исследования.

 

Объект исследования: педагогическая деятельность учителя.

Предмет исследования: невербальное общение в педагогической деятельности, точнее использование жестов и стили педагогического руководства.

Ход исследования:

Настоящее исследование было организовано в десяти классах с десятью различными учителями.

В ходе наблюдения выявлялось, какие  жесты, и с какой частотностью употреблялись учителем в ходе урока. В результате проведенных наблюдений определялся стиль руководства по наиболее часто используемым жестам.

Для проведения данного исследования мной была использована классификация  жестов В.А.Петровой. Вот краткое описание категорий:

Информация о работе Определение стиля руководства педагога через невербальное общение в процессе педагогической деятельности