Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

10. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо  из членов группы, мы его внимательно  слушаем, даем возможность сказать  человеку то, что он хочет. Мы  помогаем говорящему, всем своим  видом показывая, что мы слушаем  его, что мы рады за него, что  нам интересны его мнение, его  внутренний мир. Мы не перебиваем  человека и молчим до тех  пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем  свои вопросы, благодарим его  или спорим с ним.

Рефлексия занятия.

Упражнение «Мне сегодня».

Цель: подвести итог тренинга.

Процедура: каждый высказывается, начиная со слов: «Мне сегодня понравилось, что ...»

Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Занятие № 2. Тема занятия: «На старте»

Ритуал приветствия.

Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

Знакомство с группой.

Взаимодействие тренера в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Очень важно, чтобы дети изменили восприятие руководителя как «взрослого» и стали относиться к нему как к члену группы. Следует отметить, что позиция «взрослого» для детей с нарушением поведения чаще всего имеет негативную окраску и вызывает сопротивление и агрессию.

Так как подобный род занятий новый для данной группы, то понятно состояние большинства из них: встревоженность, обеспокоенность, неуверенность и напряжение, что является нормой для первой фазы  групповой динамики, это важно учитывать.

Упражнение  Знакомство.

Цель: знакомство, снятие напряжения, прояснение самочувствия участников.

Процедура: Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым. Начиная с третьего, все будут повторять то, что скажут два предыдущих человека. Итак: имя, хобби реальное и хобби желаемое.

Упражнение  «Визитка».

Цель: знакомство с членами группы, включение участников тренинга в групповой процесс, снятие напряжения, самопризентация.

Материалы: листочки белой бумаги произвольного размера и формы, цветные карандаши.

Процедура: необходимо оформить визитку, написать на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас называли, и оформить ее так, чтобы она стала отражением вашего внутреннего мира.

Упражнение «Говорю, что вижу»

Инструкция:

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру: «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».

Информация для ведущего:

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

Упражнение «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил  ли он заказ? Отказался ли заплатить  за суп?

2. Вник ли Б в суть  проблемы? Преодолел ли непонимание  сторонами друг друга? Выразил  ли искреннее сожаление? Принес  ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам  дать объяснения, воспринять их  и разрешить проблему к обоюдному  удовлетворению?

4. Мог ли А изложить  свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована  для демонстрации культурной  специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают  мужчины и женщины одну и  ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение «Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Упражнение  «Поиск общего».

Цель: знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности.

Процедура: группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

Обсуждение.

Рефлексия занятия. Упражнение «Мне сегодня».

Цель: подвести итог тренинга.

Процедура: каждый высказывается, начиная со слов: «Мне сегодня понравилось, что ...»

Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Занятие № 3. Тема занятия: «В глубине души»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Автопортрет»

Цель: осознание себя.

Материалы: листочек и ручка.

Процедура: на отдельном листе необходимо написать краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Нет необходимости писать явных признаков, по которым вас можно узнать. Все описания сдаются ведущему, он зачитывает, группе необходимо отгадать кто это.

Обсуждение.

Беседа о психологии.

Я люблю психологию – науку о душе, потому что мне бесконечно интересна моя собственная душа и души других людей. При этом устройство души мне бесконечно интереснее устройства космоса, компьютера, цветка. Поэтому я выбрала психологию своей профессией.

Душа есть у каждого из здесь присутствующих двуногих бескрылых, и у каждого из вас ваша собственная душа весьма интересна. Психологами являются все, кто интересуется душой. Поэтому я могу назвать вас коллегами и поделюсь с вами некоторыми правилами профессии.

Правило первое. «Не лезь в душу, если тебя не приглашают». Это значит, что я не буду (и другим не советую) высказываться о душевной жизни кого-либо из здесь присутствующих без его (или ее) специальной просьбы. Поэтому, если у вас есть вопрос, спрашивайте устно или письменно.

Правило второе. На некоторые вопросы я буду отвечать только с глазу на глаз. Я гарантирую, что сообщенная информация останется в тайне. Все, о чем пойдет речь в группе, не будет выноситься за рамки группы.

Мне интересны все разделы психологии, но это не значит, что все так же интересно участникам группы. Поэтому будем все время договариваться с группой, чем нам стоит заниматься вместе.

Психолог работает по следующим направлениям.

1. Психолог стремится  узнать:  как устроена душа? Что  такое эмоции, воля, память, воображение, мышление, внимание, интуиция, склонности, способности? Зачем мне дарованы  все эти свойства? Что было  бы, если бы у меня не было  бы, к примеру, эмоций? Чем мое  воображение или воля отличается  от воли и воображения другого  человека?

2. Психолог любит измерять  все душевные качества: свои и  других людей; определять, какой  именно у человека характер, темперамент, тип личности, способ обучения, стиль  общения… Для измерения всех  психологических качеств психологи  создают особые измерительные  приборы, которые называются тестами. Умение пользоваться тестами  и проводить тестирование –  одно из многих профессиональных  умений психологов.

3. Психолог надеется и  верит в возможность помочь  себе и другим людям в решении  их личных проблем, например таких:

- Как достичь взаимопонимания?

- Как найти и сохранить  друзей и любимых?

- Как сохранить или  восстановить душевное равновесие?

- Как достичь своих  высших возможностей?

4. Психолог учится сам  и учит других навыкам общения, понимания, владения собой, запоминания, концентрации внимания, т.е. всем  полезным навыкам, которые необходимы  для того, чтобы хорошо выполнять  любую деятельность, лучше учиться, более успешно строить свои  отношения с другими людьми.

5. Психолог изучает, как  происходит развитие и измерение  душевной жизни, различных психологических  качеств у людей разных возрастов. Чем, например, подростки отличаются  от детей и взрослых? Как условия  жизни влияют на становление  характера человека? Какой бы  я была, если бы родилась в  ХХ веке в Италии?  Какой  я могу стать, если уеду жить  в США? Можно ли повлиять на  развитие психических качеств: сделать  человека умнее и добрее? Может  ли человек это сделать сам…

Упражнение «Самоопределение»

Написав на бланке свое имя, нужно высказать пожелание по каждому пункту возможной программы занятий, обведя в бланке цифры (число цифр в одной графе не ограничивается), соответствующие определенному желанию.

Бланк

Имя______________________________

 

1.

Хочу ли я изучать устройство души?

2

очень хочу

1

хочу

0

не возражаю

-1

не хочу

-2

очень не хочу

2.

Хочу ли я знакомиться с тестами?

2

очень хочу

1

хочу

0

не возражаю

-1

не хочу

-2

очень не хочу

3.

Хочу ли я научиться помогать другим людям в решении их личных проблем?

2

очень хочу

1

хочу

0

не возражаю

-1

не хочу

-2

очень не хочу

4.

Хочу ли я учиться навыкам общения, сосредоточения и другой психотехнике?

2

очень хочу

1

хочу

0

не возражаю

-1

не хочу

-2

очень не хочу

5.

Хочу ли я изучать законы развития психики и разные возрастные периоды и в разных условиях жизни?

2

очень хочу

1

хочу

0

не возражаю

-1

не хочу

-2

очень не хочу


Обработка. Высчитывается общий балл группы.

Упражнение «Комплимент».

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками