Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

А) «возьми их, доставишь мне удовольствие»

Б) «вспомни, сколько раз ты мне помогал, моя услуга нечто в сравнении с этим»

В) «перебьёшься! надо экономить»

8. Как поступите, если  хотите занять деньги у друга:

А) намекнёте издалека

Б) попросите взаймы

В) ничего ему не скажите

9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит, тогда вы:

А) скажите, что она ему идёт

Б) скажите, что она ему не идёт, и объясните почему

В) ничего не скажите

10. Вы считаете, что ваш друг:

А) интеллигентнее вас

Б) менее интеллигентен, чем вы

В) на том же интеллектуальном уровне

Обработка результатов:

Сравните свои ответы с ключом и поставьте нужный балл рядом с каждым ответом:

Ответы на вопросы:

№ вопроса

Варианты ответа и количество баллов

А

Б

В

1.

1

2

3

2.

2

1

3

3.

3

2

1

4.

2

3

1

5.

1

3

2

6.

1

3

2

7.

2

3

1

8.

1

2

3

9.

1

2

3

10.

2

1

3


 

Комментарий:

21—30 очков: вы действительно  хороший друг. Ваши друзья верят  вам и восхищаются вами. С полным  правом можете надеяться, что  при необходимости, они придут  к вам на помощь. Разумеется, если  и вы будете поступать также.

15-20 очков: у вас есть  друзья, но как большинство из  нас, вы иногда не проявляете  в отношениях с ними должного  понимания. Когда не знаете, как  реагировать, попытайтесь поставить  себя на место другого человека.

10-14 очков: склонны больше  обращать внимание на себя, чем  на окружающих. Эта ваша черта - барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно  проявлять больше интереса к  другим людям и их проблемам.

 

 

 

Приложение 7

 

Методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.

 

Цель: Выявление отношений студентов друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают студенты свое положение в системе личностных взаимоотношений в группе. 

Задачи:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Процедура: Данная методика проводится со всем составом группы. Студентам предлагается заполнить бланк социометрического опроса. Они должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________________________________________

Курс (факультет, специальность, группа, отдел)

__________________________________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу  будут расформировывать, с кем  бы ты хотел(а) продолжить совместно  учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы  пригласил(а) на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей  группы ты пошел бы в многодневный  туристический поход?

а)

б)

в)

Обработка: Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, представляются в форме  матрицы или социограмм. Составление социоматрицы: по вертикали  и горизонтали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки  являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается  с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения  строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно  цифры 1,2,3. Цифра 1 ставиться в столбец того члена группы, который рассматриваемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т. д.  В нижние строки матрицы заносятся  результаты о количестве полученных выборов.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента.

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Принятые»

Среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Тренинг-программа коррекции трудных подростков.

 

1. Тема занятия: «Вводная лекция.

Вводная лекция.

Термин «тренинг» (от англ. training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга.

Что такое «тренинг»? В настоящее время не существует однозначного ответа на этот вопрос.

Практически каждый автор, принимающийся рассуждать на данную тему, предлагает своё видение понятия «тренинг» и свою формулировку его определения. В то же время, можно выделить три основных подхода в определении этого понятия. Носителями этих подходов являются люди трёх профессиональных специализаций: психологи («изобретатели» тренинга как особой формы групповой работы), управленцы (поскольку тренинги чаще всего призваны решать управленческие задачи), а также «профессионалы тренинга». Психологи в своих определениях тренинга делают основной акцент на результатах тренинга – позитивных изменениях в его участниках. Управленцы смещают акцент на удовлетворении тренингом определённых потребностей в менеджменте. Тренерам наиболее важным представляется описание самого процесса тренинга.

В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Цель программы: коррекция поведения трудных подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростков.

Задачи программы, которые необходимо решить в ходе коррекционной работы:

1. научить детей  осознаванию собственных потребностей;

2. обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

3. формирование адекватной самооценки;

4. обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

5. формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Этапы в процессе коррекционной работы:

- повышение самооценки.

- снижение уровня  тревожности.

- снижение  страха социальных  контактов.

- формирование осознавания  собственных эмоций и чувств  других людей, развитие эмпатии.

- формирование  внутреннего  самоконтроля и умения сдерживать  негативные импульсы.

- приобретение умений  находить выход из трудных  ситуаций.

- формирование позитивных  моральной позиции и  жизненных  перспектив.

Установление правил работы  группы.

Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы:

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.

1. Доверительный стиль  общения. Для того чтобы группа  работала с наибольшей отдачей  и участники как можно больше  доверяли друг другу, в качестве  первого шага к практическому  созданию климата доверия предлагается  принять единую форму обращения  на «ты». Это психологически уравнивает  всех членов группы, в том числе  и тренера, независимо от возраста.

2. Общение по принципу  «здесь и теперь». Многие люди  стремятся не говорить о том, что они чувствуют, так как  боятся показаться смешными. Для  них характерно стремление уйти  в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с  другими людьми. Это срабатывает  «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы  – превратить группу в своеобразное  объемное зеркало, в котором каждый  из вас смог бы увидеть себя  с разных сторон, лучше узнать  себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все  говорят только о том, что волнует  каждого, то, что происходит с  нами в группе, мы обсуждаем  здесь и теперь.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения  во время занятий мы отказываемся  от безличной речи, помогающей  скрывать собственную позицию  и тем самым уходить от ответственности  за свои слова. Поэтому мы заменяем  высказывания типа: «Большинство  людей считает, что…» на «Я  думаю…» и т.п. Отказываемся мы  и от безадресных суждений  о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на  конкретную реплику «Оля и  Саня меня не поняли».

4. Искренность в общении. Во время работы группы мы  говорим только то, что чувствуем  и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания  говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает  открытое выражение своих чувств  по отношению к действию других  участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается  на высказывания других членов  группы. Мы испытываем только  чувство признательности и благодарности  за его искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего  происходящего в группе. Все, что  происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом  не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто  не расскажет о переживаниях  человека, о том, чем он поделился  с нами во время занятия. Это  помогаем нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания  могут стать известны другим  людям, помимо членов группы. Мы  доверяем друг другу и группе  в целом.

6. Определение сильных  сторон личности. Во время занятий  каждый из нас стремится подчеркнуть  положительные качества человека, с которым мы вместе работали. Каждому члену группы – как  минимум одно хорошее и доброе  слово.

7. Недопустимость непосредственных  оценок человека. При обсуждении  происходящего в группе мы  оцениваем не участника, а только  его действия и поведение. Мы  не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим  «Мне не нравится твоя манера  общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто  подчеркнем: «Ты плохо поступил».

8. Как можно больше  контактов и общения с разными  людьми. Разумеется, у каждого из  нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с  кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся  общаться со всеми членами  группы, и особенно с теми, кого  меньше всего знаем.

9. Активное участие в  происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем  в работе группы: внимательно  смотрим и слушаем, прислушиваемся  к себе, пытаемся почувствовать  партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже  если узнали о себе что-то  не очень приятное. Получив много  положительных эмоций, мы не думаем  исключительно о себе. В группе  мы все время внимательны к  другим, нам интересны другие  люди.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками