Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
А) «возьми их, доставишь мне удовольствие»
Б) «вспомни, сколько раз ты мне помогал, моя услуга нечто в сравнении с этим»
В) «перебьёшься! надо экономить»
8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:
А) намекнёте издалека
Б) попросите взаймы
В) ничего ему не скажите
9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит, тогда вы:
А) скажите, что она ему идёт
Б) скажите, что она ему не идёт, и объясните почему
В) ничего не скажите
10. Вы считаете, что ваш друг:
А) интеллигентнее вас
Б) менее интеллигентен, чем вы
В) на том же интеллектуальном уровне
Обработка результатов:
Сравните свои ответы с ключом и поставьте нужный балл рядом с каждым ответом:
Ответы на вопросы:
№ вопроса |
Варианты ответа и количество баллов | ||
А |
Б |
В | |
1. |
1 |
2 |
3 |
2. |
2 |
1 |
3 |
3. |
3 |
2 |
1 |
4. |
2 |
3 |
1 |
5. |
1 |
3 |
2 |
6. |
1 |
3 |
2 |
7. |
2 |
3 |
1 |
8. |
1 |
2 |
3 |
9. |
1 |
2 |
3 |
10. |
2 |
1 |
3 |
Комментарий:
21—30 очков: вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости, они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать также.
15-20 очков: у вас есть
друзья, но как большинство из
нас, вы иногда не проявляете
в отношениях с ними должного
понимания. Когда не знаете, как
реагировать, попытайтесь поставить
себя на место другого
10-14 очков: склонны больше
обращать внимание на себя, чем
на окружающих. Эта ваша черта
- барьер перед подлинной
Приложение 7
Методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.
Цель: Выявление отношений студентов друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают студенты свое положение в системе личностных взаимоотношений в группе.
Задачи:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Процедура: Данная методика проводится со всем составом группы. Студентам предлагается заполнить бланк социометрического опроса. Они должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О.________________________
Курс (факультет, специальность, группа, отдел)
______________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел(а) продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил(а) на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своей
группы ты пошел бы в
а)
б)
в)
Обработка: Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, представляются в форме матрицы или социограмм. Составление социоматрицы: по вертикали и горизонтали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1,2,3. Цифра 1 ставиться в столбец того члена группы, который рассматриваемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т. д. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента.
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Принятые» |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым. |
Приложение 8
Тренинг-программа коррекции трудных подростков.
1. Тема занятия: «Вводная лекция.
Вводная лекция.
Термин «тренинг» (от англ. training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга.
Что такое «тренинг»? В настоящее время не существует однозначного ответа на этот вопрос.
Практически каждый автор, принимающийся рассуждать на данную тему, предлагает своё видение понятия «тренинг» и свою формулировку его определения. В то же время, можно выделить три основных подхода в определении этого понятия. Носителями этих подходов являются люди трёх профессиональных специализаций: психологи («изобретатели» тренинга как особой формы групповой работы), управленцы (поскольку тренинги чаще всего призваны решать управленческие задачи), а также «профессионалы тренинга». Психологи в своих определениях тренинга делают основной акцент на результатах тренинга – позитивных изменениях в его участниках. Управленцы смещают акцент на удовлетворении тренингом определённых потребностей в менеджменте. Тренерам наиболее важным представляется описание самого процесса тренинга.
В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Цель программы: коррекция поведения трудных подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростков.
Задачи программы, которые необходимо решить в ходе коррекционной работы:
1. научить детей осознаванию собственных потребностей;
2. обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
3. формирование адекватной самооценки;
4. обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
5. формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Этапы в процессе коррекционной работы:
- повышение самооценки.
- снижение уровня тревожности.
- снижение страха социальных контактов.
- формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
- формирование внутреннего
самоконтроля и умения
- приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.
- формирование позитивных моральной позиции и жизненных перспектив.
Установление правил работы группы.
Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы:
После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.
1. Доверительный стиль
общения. Для того чтобы группа
работала с наибольшей отдачей
и участники как можно больше
доверяли друг другу, в качестве
первого шага к практическому
созданию климата доверия
2. Общение по принципу
«здесь и теперь». Многие люди
стремятся не говорить о том,
что они чувствуют, так как
боятся показаться смешными. Для
них характерно стремление
3. Персонификация высказываний.
Для более откровенного
4. Искренность в общении.
Во время работы группы мы
говорим только то, что чувствуем
и думаем по поводу
5. Конфиденциальность всего
происходящего в группе. Все, что
происходит во время занятий,
никогда, ни под каким предлогом
не выносится за пределы
6. Определение сильных
сторон личности. Во время занятий
каждый из нас стремится
7. Недопустимость
8. Как можно больше
контактов и общения с разными
людьми. Разумеется, у каждого из
нас есть определенные
9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками