Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
Формы агрессивного поведения |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Вербальная агрессия |
3 |
3 |
Физическая агрессия |
2 |
0 |
Предметная агрессия |
2 |
4 |
Эмоциональная агрессия |
2 |
2 |
Самоагрессия |
1 |
1 |
Диаграмма 13 - Распределение агрессивного поведения по форме проявления в экспериментальной группе до и после эксперимента
Диаграмма 14 - Распределение агрессивного поведения по форме проявления в контрольной группе до и после эксперимента
Диаграмма 15 - Распределение степени агрессивности в экспериментальной группе до и после эксперимента
Диаграмма 16 - Распределение степени агрессивности в контрольной группе до и после эксперимента
Из выше представленных диаграмм можно заметить наибольшую разницу в результатах, это свидетельствует о снижении уровня агрессивности после проведения формирующего эксперимента. Результаты первичной диагностики таковы: 60% подростков имеют высокую степень агрессивности, 30% - среднюю степень, 10% - низкую степень. А результаты вторичной диагностики показывают следующие данные: 30% подростков имеют высокую степень агрессивности, 40% - среднюю степень, 30% - низкую степень. Таким образом, мы убеждаемся в том, что формирующий эксперимент позволил на 20% снизить степень агрессивности и повысить адаптационные возможности у подростков. Изменились предпочтения агрессивного поведения по форме проявления. При первичной диагностике экспериментальной группы мы выявили, что 30% подростков проявляют вербальную агрессию, 40% - физическую агрессию, 0% - предметную агрессию, 20% - эмоциональную агрессию, 10% - самоагрессию. Результаты вторичной диагностики выглядят несколько иначе: 30% подростков проявляют вербальную агрессию, 20% - физическую агрессию, 20% - предметную агрессию, 30% - эмоциональную агрессию, 0% - самоагрессию. Эти результаты мы получили после проведения формирующего эксперимента.
Проведя тест «Хороший ли вы друг?», нами были получены результаты вторичной диагностики (см. приложение 6), которые мы отобразили в таблице и диаграммах, указанных ниже:
Таблица 11 - Распределение способностей дружеских отношений в экспериментальной и контрольной группах
Количество баллов |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
10-14 очков |
2 |
0 |
15-20 очков |
3 |
4 |
21-30 очков |
5 |
6 |
Диаграмма 17 - Распределение способностей дружеских отношений в экспериментальной группе
Диаграмма 18 - Распределение способностей дружеских отношений в контрольной группе
Из выше представленных диаграмм можно заметить наибольшую разницу в результатах, это свидетельствует о повышении способностей дружеских отношений после проведения формирующего эксперимента. Результаты первичной диагностики таковы: 40% подростков склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих; 40% подростков имеют друзей, но иногда они не проявляют в отношениях с ними должного понимания; 20% - действительно хорошие друзья. А результаты вторичной диагностики показывают следующие данные: 20% подростков склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих; 30% - подростков имеют друзей, но иногда они не проявляют в отношениях с ними должного понимания; 50% - действительно хорошие друзья. Таким образом, мы убеждаемся в том, что формирующий эксперимент позволил на 20% повысить способности дружеских отношений у подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша дипломная работа была направлена на изучение теоретических и методологических основ психокоррекционной работы с трудными подростками.
Основная гипотеза заключалась в том, что психокоррекция девиантного поведения у детей подросткового возраста будет осуществляться успешно, если:
Гипотеза исследования: психокоррекция поведения трудных детей подросткового возраста будет осуществляться успешно, если:
- будет разработана
- использование комплекса
коррекционных занятий будет
определяться с учетом
Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что выдвинутая нами гипотеза получила свое доказательство: разработанная и организованная нами тренинг – программа служит эффективным средством для психокоррекции девиантного поведения подростков.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил нам выявить трудных подростков. На основе данных констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент – коррекционную тренинг – программу. В ходе нашей экспериментальной работы было зафиксировано снижение уровня агрессии, тревожности и личностной предрасположенности к конфликтному поведению у подростков; повышение самоконтроля в общении, уровня общительности, способности дружеских отношений.
Опыт проведённого нами исследования свидетельствует об эффективности тренинг-программы коррекции трудных подростков как психокоррекционного средства в работе с трудными подростками. Вместе с тем, приоритетной является необходимость осуществления комплексного профилактического и психокоррекционного подхода в работе с трудными подростками, а также привлечение к этой работе педагогов, психологов, родителей. Только при наличии комплексного психокоррекционного воздействия на личность подростка можно получить существенные позитивные изменения в их поведении.
Но одним экспериментальным исследование наш дипломный проект не ограничился, мы решили целесообразным разработать научно – практические рекомендации, непосредственно касающиеся психокоррекционной работы с трудными подростками.
Во – первых, мы считаем, что в ходе коррекционная работы психологу следует воздерживаться от ситуаций, которые могут разрушить атмосферу сотрудничества с подростком и помочь ощутить психологическое неравенство.
Во – вторых, раннее выявление и коррекция поведения трудных подростков, использование различных занятий – тренингов, различных приемов и упражнений будет способствовать личностному росту подростков, снижению уровня агрессивности и тревожности и личностной предрасположенности к конфликтному поведению; повышению самоконтроля в общении, уровня общительности, способности дружеских отношений.
В – третьих, защита психологом и педагогом интересов подростка, оказание помощи в решении актуальных для него проблем, а также постоянный поиск вариантов решения воспитательных и коррекционных задач принесут пользу каждому подростку.
В – четвертых, коррекции поведения трудных подростков может способствовать проведение таких форм работы с подростками как сказкотерапия, арттерапия, различные деловые игры, психологические консультации и т.д.
В – пятых, при проведении коррекционной работы психологу необходимо учитывать индивидуальные качества каждого подростка.
В – шестых необходимо рассматривать детские социальные учреждения (приюты и центры) не только для временного содержания подростков, но и для реализации коррекционных и профилактических мероприятий по выявлению и оказанию первичной психологической помощи трудным детям и с дальнейшей передачей информации о них по местам постоянного места проживания и обучения.
В настоящее время в Республике Казахстан только начинают закладываться основы психокоррекционной работы с трудными детьми. Отсутствие продуманной психокоррекционной программы, недостаточность научно – методических разработок вынуждает к дальнейшему исследованию данной проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др. - Ростов - на Дону, 2002. - 482 с.
2 Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. -2е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
3 Кочетов А.И. Работа с трудными детьми: книга для учителя. / А.И. Кочетов, И.Н. Верцинская - М.,1996. – С. 160
4 Зюбин Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних / Л.М. Зюбин // Вопросы психологии - М., 1973. - № 4. - С. 59-63
5 Мансуров Н.С. Социально-психологические причины трудного детства / Н.С. Мансуров // Дети с отклонениями в поведении; [отв. ред. И.А. Невский]. - М., 1978. - С. 39-43
6 Белкин А.С. Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников/А.С. Белкин. - Свердловск, 1981. - 126с.
7 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – М., 1979. - С. 23-34
8 Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков / М.С. Неймарк. - М., 1972. - 348 с.
9 Славина Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. - М., 1996. - С. 150-152
10 Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. М. 1983. Т. 5. - С. 257-321
11 Раттер М. Помощь трудным детям. М. Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
12.Акажанова, А. Т. Девиантология: учебное пособие / А. Т. Акажанова. - Алматы: Заң әдебиеті, 2008. - 114 с.
13. О.П. Морозова «Психология школьника» изд. Гуманитарный центр, 2009 - С. 137-139
14. Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер «Девиантное поведение детей» М. Трикса 2005. - С. 45, 336
15. В.П. Кащенко «Поведение школьника» 2003. - С. 43, 169
16. Брошюра «Реабилитация социально - дезадаптированных детей и подростков», 1999.
17. Джаманбаева Ш.Е. Общество и подросток: социологический аспект девиантного поведения. - Алматы, 2002. - С. 68
18. Гилинский Я.И. «Социология девиантного
поведения как специальная
19. М.М. Плоткин, В.И. Ширинский - журнал «Семья в России» №1 «Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей», 1997. - С. 90-102
20. Ковалев А.Г., Кочетов А.И. «Психологические
основы исправления
21. С. Невская и И. Невский «Факторы поведения детей» 1997. - С. 89
22. Трудный подросток / сост. В.В. Трифонов, Л.К. Керимов; под ред. Г.А. Уманова. - Алма-Ата: Рауан, 1990. - С. 93
23. Пирожков В. Ф. Психологические
основы перевоспитания
24. Фокс В. Введение в криминологию / В. Фокс; [под ред. Б. С. Никифорова, В. М. Когана; пер. с англ.]. - М., 1985. - 312 с.
25. Фельдштейн Д.И. Психологические
вопросы корригирования
26. Егорова Е.Б. Коррекция
отклоняющегося поведения
27. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М., 1993. - 312 с.
28. Заика Е. В. Психологическая
характеристика личности
29. Землянская Е.В. Проблема
комплексного подхода в
30. Словарь-справочник по социальной работе: Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ЮРИСТ, 1997. - 424 с.
31. В.С. Бондарь «Психология
семьи и гигиена семейной
32. Власова Т.А. «О детях с отклонениями в развитии». - 1973 г. - С. 56
33. Т.В. Ковалева, О.К. Степанова - журнал «Социологические исследования» 1998 год №8 «Подростки смутного времени».
34. Л.М. Шипицына «Психология детей-сирот», 2005. - 628 с.
35. Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер «Девиантное поведение детей» М.: Трикса, 2005. - 336 с.
36. Методическое пособие
«Организация работы с семьями,
находящимися в социально-
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками