Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.

Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.

Пусть скажут «гав» все, кто живет выше третьего этажа.

Упражнение «Путаница».

Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

Процедура: каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого.

Обсуждение.

Упражнение «Слепец и поводырь».

Цель: опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.

Процедура: поводырь ведет участника с закрытыми глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают.

Обсуждение.

Упражнение  «Пантомима».

Цель: снижение страха публичных выступлений, страха социальных контактов; развивать внимание, наблюдательности.

Материалы: заранее заготовленные листочки с надписями предметов.

Процедура: желающий тянет листочек, после чего изображает предмет (живой или неживой), который там написан, не произнося никаких звуков. Задача остальные догадаться что изображается.

Обсуждение.

Рефлексия занятия. Упражнение «Мне сегодня».

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Занятие № 9. Тема занятия: «Прошлое, настоящее, будущее»

Ритуал приветствия.

Приветствие

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание: Участникам предлагается представить, что они встретились все вместе через пять лет. Как бы они поздоровались?

Групповая дискуссия «Что хотелось бы изменить в образе подростка»

Цель: Формирование способности к позитивным изменениям негативных черт характера и достижению позитивных жизненных целей.

Содержание: Участникам предлагается разделить черты портрета современного подростка, составленного на первом занятии, на положительные, которые следует развивать, и на отрицательные, от которых хорошо бы избавиться, так как они могут привести к столкновениям с законом. Необходимо обсудить с группой, какими способами этого можно добиться.

Упражнение «Представление о времени»

Цель: Осознание собственного чувства времени.

Содержание: Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. Теперь нужно этот объект нарисовать, обозначив на рисунке прошлое, настоящее и будущее, и точку времени, в которой они находятся сейчас.

Ребятам предлагается подумать о том, что время конечно, его может не хватить на выполнение каких-либо планов. Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? А чтобы исполнилось то, что они увидели в «кино», нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Заметки для ведущего: У детей иное представление о времени, нежели у взрослых, они живут здесь и сейчас. В этом упражнении трудности заключаются именно в понимании конечности времени, так как его невозможно увидеть или потрогать, то есть осознать как физический объект. Конечность времени можно объяснить на примере часового циферблата. Секундная стрелка начинает движение от цифры «12» — это началась минута. Когда стрелка вернулась к цифре «12», минута закончилась, начинается следующая. Той, которая уже прошла, никогда не будет. Если есть песочные часы, можно продемонстрировать конечность времени на них.

Упражнение «Чувство времени»

Цель: Осознание связи чувства времени с настроением.

Содержание: Участникам предлагается с закрытыми глазами после команды уловить тот момент, когда пройдет минута. Участник, по ощущению которого минута прошла, открывает глаза, молча поднимает руку и продолжает сидеть молча, пока все не откроют глаза. Ведущий по часам определяет, когда пройдет минута. Участники делятся на три группы: те, кто поднял руку раньше того момента, когда истечет минута; те, кто поднял руку позже; те, кто примерно точно уловил момент.

Группы расходятся в разные углы комнаты, где стараются определить общие для них ощущения и чувства.

В обсуждении ребятам предлагается поговорить о том, зависит ли чувство времени от состояния человека, что нужно сделать, чтобы собственное время совпадало с реальным и для чего это нужно.

Заметки для ведущего: В этом упражнении нет правильного выбора или неправильного. Каждый чувствует время в силу своих личностных особенностей, и это нужно объяснить ребятам. Есть «торопыжки», и есть медлительные люди, не нужно смеяться над этим, это не недостаток, а особенность темперамента.

Упражнение «Мозговой штурм».

Цель: возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Материалы: ватман, маркеры разных цветов.

Процедура: все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.

Обсуждение.

Упражнение «кино»

Цель: Развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненные цели.

Содержание: Подросткам предлагается представить, что о каждом из них сняли фильм, когда им исполнилось 30 лет. У них есть возможность посмотреть этот фильм сейчас. Нужно рассказать о себе как о главном герое: как он выглядит, чем занимается, где живет, его семейное положение.

В обсуждении предлагается рассказать: понравился ли фильм о себе, довольны ли участники успехами своего главного героя? Может, им что-то хочется изменить в сценарии фильма? Что нужно для этого сделать?

Заметки для ведущего: Ребятам нравится фантазировать, не нужно останавливать их в высказывании, казалось бы, недостижимых желаний. Может, это даст им толчок для саморазвития: высказанное сокровенное желание часто как раз и является таким толчком.

Упражнение «Планирование будущего»

Инструкция: Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату.

Рефлексия занятия. Упражнение «Мне сегодня».

Ритуал прощания.

 

Занятие № 10. Тема занятия: «Финал»

Ритуал приветствия.

Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни».

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Процедура: участникам необходимо разбиться по парам, и рассказать партнеру о том, в чем ему повезло в жизни.

Обсуждение.

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».

Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.

Материалы: листы бумаги, фломастеры.

Процедура: участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину.

Обсуждение.

Упражнение «Розовый куст»

Инструкция: Введение - С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте  глаза, сделайте несколько глубоких  вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый  куст с большим количеством  цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание  на один из бутонов. Он еще  совсем закрыт, окружен зеленой  чашечкой, но на самом его верху  уже заме­тен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое  внимание на этом образе, держите  его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно  зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит  из отдельных чаше листиков, которые  постепенно отходя друг от  друга, загибаются книзу, открывая  розовые лепестки, которые все  еще остаются закрытыми. Чашелистики  продолжают раскрываться, и вы  уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки  тоже начинают раскрываться медленно  разворачиваясь до тех пор, пока  не превращаются в полностью  расцветший цветок... Постарайтесь  почувствовать как пахнет эта  роза, ощутите ее характерный, только  ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте  себе, что на розу упал луч  солнца. Он отдает ей свое тепло  и свет... В течение некоторого  времени продолжайте удерживать  в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую  сердцевину цветка. Вы увидите  как там появляется лицо мудрого  существа. Оно преисполнено понимания  и любви к вам.

7. Поговорите с ним  о том, что для вас является  важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего  волнует. Это могут быть какие-то  жизненные проблемы, вопросы выбора  и направления движения. Постарайтесь  использовать это время для  того, чтобы выяснить все, что  необходимо. (Здесь даже можно  прерваться и записать то, что  вы узнаете. Попытайтесь развить  и углубить те откровения, которые  были вам даны).

8. Теперь отождествите  себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой  или же вобрали в себя весь  этот цветок... Осознайте, что роза  и мудрое существо всегда с  вами и что вы в любое  время можете обратиться к  ним и воспользоваться какими-то  их качествами. Символически —  вы и есть эта роза, этот  цветок. Та же сила, которая вдыхает  жизнь во Вселенную и создала  розу, дает вам возможность развить  в себе вашу самую заветную  сущность и все, что из нее  исходит.

Упражнение «Меняющаяся комната»

Инструкция: Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками