Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
37. Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи». - М.: 1995. - С. 20
38. Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность - наши беды». 2002. - С. 60-63
39. Справочное пособие по социальной работе. Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: 1997. - С.17
40. Рогаткин, Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 193-201
41. Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения»: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
42. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей в катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990. - 224 с.
43. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПБ: Питер, 2005. - С. 9-10
44. Клее М. Психология подростка.- М., 1994. - С. 92-93
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
46. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
47. Просвиркин, В.Н. Трудности
и проблемы переходного
48. Змановская Е. В. Девиантология:
(Психология отклоняющегося
49. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С. 69-77
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.
51. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 298 с.
Приложение 1
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга.
Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А.Д. Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям.
Описание
Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (см. Ключ и опросник Спилбергера).
Эмоция |
Пункт шкалы, номер |
Тревожность |
1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 |
Познавательная активность |
2 5 8 11 14 17 20 23 26 29 |
Негативные эмоциональные переживания |
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 |
Ключ к опроснику Спилбергера
При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).
Инструкция к 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
Инструкция ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.
Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части опросника) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому как это делалось с основной частью опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в их балльной оценке отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос — о чувствах, переживаемых на уроке, — и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Опросник Спилбергера (часть 1)
№ |
Самооценка |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
1 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне хочется изучать то, что меня окружает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я несдержан |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я доволен собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я вспыльчив |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я нервничаю и беспокоюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Мне интересно |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я горячий человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я любознателен |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я неудачник |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я легко выхожу из себя |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Я легко возбуждаюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
|
23 |
Меня ничто не интересует |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Меня бесит, когда меня критикуют при других |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я чувствую, что не приспособлен для жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку |
1 |
2 |
3 |
4 |
Опросник Спилбергера (часть 2)
№ |
Самооценка |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я разъярен |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я напряжен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Мне хочется стукнуть кулаком по столу |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я чувствую себя совершенно свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я заинтересован |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я рассержен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Мне хочется знать, понять, докопаться до сути |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мне хочется на кого-нибудь накричать |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я возбужден |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я взбешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я раскован |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Я раздражен |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
|
23 |
Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Мне хочется кого-нибудь ударить |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я уравновешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я чувствую себя обманутым |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Я испуган |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Мне не интересно |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Мне хочется ругаться |
1 |
2 |
3 |
4 |
Методика используется как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные проблемы или занимающих неблагополучное положение в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности.
Обработка и интерпретация данных
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке отмечено 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1.
Такими пунктами являются:
1-я часть.
По шкале тревожности: 1, 4, 19.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
2-я часть.
По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.
Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний — и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных — среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для VII—X классов приведены в таблице (см. ниже).
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками