Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работают в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от размеров лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Положение психологической службы в системе
Здравоохранения на современном этапе…………………………………….7
История применения психологических знаний в медицине…………7
Становление медико-психологической службы страны…………….13
Основные направления деятельности медико-психологической
службы……........................................................................................................19
Деятельность психолога в отделениях родовспоможения…………..23
Практическое значение перинатальной психологии. Области применения…………………………………………………………………..24
Специфика психологического подхода и связь психологической помощи с медициной………………………………………………………..26
Формы оказания психологической помощи……………………29
Выводы по I главе……………………………………………………………..30

Глава II. Планирование деятельности психолога в отделении родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ…………………………………………………32
2.1. Организационная характеристика МУЗ Лысковская ЦРБ …………….32
2.2. Описание методик, используемых в ходе исследования……………….36
2.3. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов………..40
Выводы по II главе…………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема «Организация психологической службы

в МУЗ Лысковская центральная районная больница»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Положение психологической службы в системе

Здравоохранения на современном этапе…………………………………….7

    1. История применения психологических знаний в медицине…………7
    2. Становление медико-психологической службы страны…………….13
    3. Основные направления деятельности медико-психологической

службы……........................................................................................................19

    1. Деятельность психолога в отделениях родовспоможения…………..23
      1. Практическое значение перинатальной психологии. Области применения…………………………………………………………………..24
      2. Специфика психологического подхода и связь психологической помощи с медициной………………………………………………………..26
      3. Формы оказания психологической помощи……………………29

Выводы по I главе……………………………………………………………..30

 

Глава II. Планирование деятельности психолога в отделении родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ…………………………………………………32

2.1. Организационная характеристика МУЗ Лысковская ЦРБ …………….32

2.2. Описание методик, используемых в ходе исследования……………….36

2.3. Интерпретация полученных  в ходе исследования результатов………..40

Выводы по II главе…………………………………………………………….45

Заключение……………………………………………………………………..47

Список литературы…………………………………………………………….48

Приложение…………………………………………………………….............50

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из величайших достижений социализма, ярчайшим проявлением его гуманистической сущности является система советского народного здравоохранения. Советское государство полностью взяло на себя заботу о здоровье его граждан. Каждый человек имеет право на получение всей необходимой медицинской помощи.

Здоровье народа - одна из главных ценностей общества, являющаяся залогом не только роста его благосостояния, но и состояния его духовной жизни, залогом оптимизма, жизнелюбия, творческого труда. Афоризм «в здоровом теле - здоровый дух» так же верен, как и тезис об обратной зависимости физического здоровья от душевного состояния, от особенностей психической деятельности человека.

Идея о связи тела и души, соматических и психических  процессов - одна из древнейших в медицине. Издавна опытные врачи знали  об этой связи и использовали ее в лечебной практике. Уже в античной медицине было сказано о трех типах лечения: ноже, траве и слове.

На протяжении всей своей  истории медицина испытывала потребность  в использовании психологических  воздействий на больных людей, а последнее столетие - потребность в союзе с психологией, в применении знаний и методов психологической науки.

Медицинская психология рассматривает психологические  аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики всё более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

В нашей стране, как и за рубежом, медико-психологическая служба сформировалась вокруг нескольких крупных научных центров, изучающих проблемы медицинской психологии. Ведущим научным и практическим учреждением медицинской психологии в России является Санкт-Петербургский Психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева. На его базе функционирует Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии, задачами которого является проведение научно-организационной и методической работы в области медицинской психологии.

В практическом здравоохранении  нашей страны наибольшее число медицинских психологов работают в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от размеров лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы - функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно значима.

Приоритетными сферами  работы медицинских психологов признаны:

  1. работа в области охраны материнства и детства;
  2. область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах (8, с.147).

 

В данной работе нами рассматривается  организация медико-психологической  службы в МУЗ ЦРБ г. Лысково. Тема нашей работы является актуальной, поскольку практически неосвоенная и перспективная область деятельности - психолог в обычных поликлиниках, больницах и в отделениях родовспоможения, в частности. Сейчас многие руководители это осознают и стараются приглашать к себе по возможности психолога. Здесь широкое поле деятельности как для диагноста, так и для тренера. Понятно, что у больного почти не бывает нормальной реакции на болезнь. Они преувеличивают значимость своего заболевания, другие не принимают всерьёз имеющихся расстройств и нарушают режим. В клиниках терапевтического профиля много больных с так называемыми психосоматическими расстройствами (гипертоническая болезнь и её последствия: инсульты, кризы, инфаркты, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, дерматиты). Вылечить их лекарствами без психологической помощи невозможно. Большую помощь может оказать психолог при лечении злокачественных опухолей. Психологическая помощь здесь необходима.

Практическая  значимость результатов исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, будут положены в основу разработки практических рекомендаций по организации практической службы в МУЗ ЦРБ г. Лысково.

Основной целью исследования является оценка потребности в психологической помощи у медицинского персонала и пациентов отделения родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. исследование потребности в психологической помощи у врачей, медицинских сестёр и пациентов отделения родовспоможения;
  2. анализ и изучение теоретических основ построения психологической службы в медицинском учреждении;
  3. экспериментальное изучение потенциальных проблем, с которыми обратились бы к психологу названные категории респондентов.

Объект исследования: деятельность практического психолога в медицинском учреждении.

Предметом изучения являются потребность в психологической помощи.

Гипотеза: психологическая служба необходима в больнице (отделении родовспоможения) и является важным звеном между медицинским персоналом и пациентами.

Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают  выбор таких методов исследования как: наблюдение, беседа и анкетный опрос.

Психологическая помощь лишь начинает появляться в системе  здравоохранения России. Главная цель психологического элемента заключается не в том, чтобы заниматься лечением психических расстройств (этим занимаются психиатры), а в том, чтобы оказывать психологическую поддержку в случаях, когда психологические проблемы начинают негативно сказываться на общем состоянии пациента. Таких специалистов в больницах очень мало, хотя имеются интересные примеры работы психологов в медицинских учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Положение психологической службы

в системе здравоохранения на современном этапе

 

1.1. История  применения психологических знаний  в медицине

Значение психологии для медицины было осознано достаточно давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем «Трактате о душевных болезнях» писал, что психиатрической больницей должны руководим, врач, администратор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенций (14, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине. Австрийский врач Франц Галль (1758-1829) стал основателем френологии. В соответствии с этим учением умственные способности зависят от структуры мозга, которая оказывает влияние на формирование строения черепа. Галль определил расположение различных свойств ума в 28 различных областях мозга. Франц Месмер (1734-1815) считал, что человек обладает особыми магнитными флюидами, действие которых приводит к исцеляющему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм». Работы Месмера послужили основой для развития гипнотических методов в медицинской практике (21, с. 605-606).

В XIX столетии непрерывно возрастал интерес ученых к психике нормального человека, а также соматически и психически больного. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психологии для анализа сложных нарушений психики человека.

В 1834г. известный невролог Фридрайх опубликовал «Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии». В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапии. В середине века появляется «Медицинская психология» Лотце, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием «Психологическая медицина». Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психиатрии того времени (14, с. 22).

Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку  только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет медицинской психологии. Большой интерес представляли работы П. Жане, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы М. Принса по проблеме подсознательного. П. Жане принадлежит книга «Медицинская психология», в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтический опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из первых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиатра Г. Штерринга «Психопатология в применении к психологии».

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего, на разработку и применение методов психодиагностики (в целях  медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии.

Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование душевнобольных.

Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические (12). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Под психагогическими методами подразумевалось всё, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией (12, с. 419).

В начале XX века сформировалось новое направление психотерапии, созданное Фрейдом, - психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известны из них К.Г. Юнг и А. Адлер. Карл Густав Юнг работал в Швейцарии и организовал в Базеле первую в мире кафедру медицинской психологии (18, с. 17).

В 1920-х г. появился ряд  важных публикаций по медицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера.

Систематизация знаний в области медицинской психологии проводилась в начале XX века и в России. В 1904г. на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908году Н.А. Бернштейн опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911г. вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова (18, с. 10).

Информация о работе Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница