Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работают в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от размеров лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Положение психологической службы в системе
Здравоохранения на современном этапе…………………………………….7
История применения психологических знаний в медицине…………7
Становление медико-психологической службы страны…………….13
Основные направления деятельности медико-психологической
службы……........................................................................................................19
Деятельность психолога в отделениях родовспоможения…………..23
Практическое значение перинатальной психологии. Области применения…………………………………………………………………..24
Специфика психологического подхода и связь психологической помощи с медициной………………………………………………………..26
Формы оказания психологической помощи……………………29
Выводы по I главе……………………………………………………………..30

Глава II. Планирование деятельности психолога в отделении родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ…………………………………………………32
2.1. Организационная характеристика МУЗ Лысковская ЦРБ …………….32
2.2. Описание методик, используемых в ходе исследования……………….36
2.3. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов………..40
Выводы по II главе…………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Медицинские психологи  работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить возникновение болезней, помочь людям улучшить психическое состояние.

Одной из приоритетных сфер работы медицинских психологов является работа в области охраны материнства и детства.

 

1.4. Деятельность  психолога в отделениях родовспоможения

В повышении качества здоровья беременных женщин и детей  должен быть задействован весь спектр ресурсов: медицина, социальные службы, экологический контроль, психология. В настоящее время в рамках задач, поставленных Координационным Советом Минздрава РФ по оказанию медико-психологических услуг в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства, разрабатываются формы и модели работы психолога в соответствующих учреждениях.

Для многих женщин время  беременности является периодом сильных  эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление и созревание собственного Я беременной, её развитие в полноценного взрослого человека, могущего в дальнейшем заботиться о беспомощном и требовательном младенце. Для других же беременных это время, когда созревают болезненные и пугающие переживания, приводящие к регрессу на более ранней стадии развития, и осложняющие как процесс вынашивания ребенка ( различные патологии беременности), так и течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

 

В литературе разработка темы психологических особенностей беременности осуществлялась в работах психоаналитиков: З. Фрейда, К.Хорни, Х. Дейч , Д.Пайнз. Однако, несмотря на то, что в работах по женской психологии переживания беременной женщины занимают далеко не последнее место нет ни одного специального исследования посвященного психологическому состоянию женщины в этот период.

 

1.4.1. Практическое значение перинатальной психологии.

Области применения.

Пренатальная и перинатальная  психология и медицина - относительно новое междисциплинарное научное поле в медицинских и психологических исследованиях, практика которой стремиться к интеграции различных дисциплин, связанных с основополагающими вопросами жизни и ее нарушениями. Особо следует подчеркнуть междисциплинарный характер этой науки, который даст возможность встретиться различным научным специальностям, таким как медицина, психология, психоанализ, антропология, этология человека, социология, педагогика, философия и другие. Пренатальная и перинатальная психология и медицина может служить «психосоматической» моделью, демонстрирующей неразрывность «психологического» и «физического» процессов в континууме человеческой жизни с самого начала, а также неразделимость развития функций центральной нервной, иммунной и эндокринной систем. Человеческая жизнь должна рассматриваться как индивидуальный континуум, где каждая стадия развития является одинаково важной; все стадии взаимозависимы и неотделимы от целостного континуума индивидуальной жизни. (26.)

Перинатальная психология - это область психологии, изучающая  систему мать-отец-дитя при обстоятельствах  вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. Система мать-отец-дитя - многомерный, весьма сложный «организм», в котором составные части взаимозависимы на уровне психических и физических процессов посредством общности эмоциональной жизни, мыслительной деятельности, поведенческой сферы и состояния здоровья в семье. Поэтому, если объектом исследований в перинатальной психологии является система мать-отец-дитя, то предметом исследования является изучение условий создания этой системы, ее жизнеспособности, формирования условий благоприятных для рождения и развития ребенка (15).

Психологи рассматривают  беременность и роды не только с  позиции матери, но и с позиции влияния ее психического состояния на ребенка. Одна их самых распространенных проблем, связанных с психическим состоянием беременной женщины - это страх перед родами. В это время женщина открыта для получения информации, т.к. состояние беременности всегда новое и необычное (даже во время повторных беременностей), каждая новая беременность всегда отличается от предыдущей. Задача психолога донести до нее достаточно полную и объективную информацию и помочь осуществить свой выбор. Сегодня женщина может выбирать условия, в которых ей предстоит пережить в столь значимый момент жизни. Появились самые разные возможности (роды в традиционных условиях родильной палаты; вызов врача на дом; роды в присутствии мужа или других близких, готовых оказать эмоциональную поддержку, а так же выбор форм и объема медицинского вмешательства, помощь духовной акушерки и т. д.). Главное, что все эти варианты учитывают национальные, религиозные и иные ценности и традиции и соответствуют им. Поэтому если страх перед родами вызван неприятием какой-то конкретной обстановки, то его вполне можно устранить за счет поиска альтернативных для себя вариантов. Важно, чтобы будущая мать выбрала наилучшие именно для нее условия (24).

При подготовке к родам  необходимо освоить методы мышечного  расслабления и правильного дыхания, которые пригодятся в любой обстановке, где бы ни застали женщину роды. А знание того, что именно происходит на том или ином этапе родов, позволит правильно интерпретировать свои ощущения и избавит от чувства неопределенности. И в получении этих знаний поможет психолог.

Связь между эмоциональным  неблагополучием беременной и течением родового процесса получила подтверждение клиницистов. В связи с этим считается, что именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Беременная женщина должна быть счастливой. Помочь ей в этом должна в том числе и психология (27). Для этого необходимо создать ряд соответствующих психологических служб, главной целью которых будет помощь женщинам в подготовке к родам: это – ее положительное отношение к родоразрешению; восприятие родов как радостного события; полное подавление тревоги и страха; умение управлять собой и своими эмоциями и полное единение со своим еще не родившимся ребенком.

Именно этим занимается перинатальная психология, берущая  начало из работ С.Грофа. И если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что задачами пренатальной психологии являются: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.

Средствами воздействия являются: оптимизация состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства (родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация семейных отношений.

Результаты  воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка (25).

 

1.4.2. Специфика психологического подхода

и связь  психологической помощи с медициной

Все имеющиеся медицинские  и психотерапевтические (из области  медицинской и клинической психологии) методы являются симптоматическим лечением, а не работой с источником психологических проблем нарушения репродуктивного здоровья. Эти источники остаются, актуализируются и растут вместе с родителями и ребенком. Задача комплексной психологической помощи - работа именно с этими проблемами, а не только симптоматическое лечение ситуативных проявлений.

Практика показывает, что современные условия медицинского ведения беременности, родов и послеродового периода, а также лечения гинекологических проблем и климактерических расстройств только усугубляют тревогу и другие психологические проблемы женщины, они никак не адаптированы к особенностям психики женщины в различных фазах репродуктивного цикла. Еще больше сложностей возникает у женщины при воспитании ребенка, когда ее проблемы, которые являются одним из существенных источников нарушений развития ребенка, полностью игнорируются, а зачастую и усиливаются при взаимодействии с детскими врачами. С другой стороны, есть такие психологические нарушения материнской (родительской) сферы, которые не проявляются в соматизированной форме, то есть не выражаются в нарушении репродуктивного здоровья у родителей, но могут привести (и достаточно часто приводят) к нарушению репродуктивного здоровья детей (как одной из форм соматизации последствий девиантных детско-родительских отношений). Такого рода нарушения родительского отношения вообще не становятся объектом какого бы то ни было внимания врачей.

Кроме того, медики работают с разными частями и аспектами  диады, не рассматривая ни женщину, ни ребенка как самостоятельных, существующих в течение всего времени своей индивидуальной и совместной жизни, субъектов. Во время беременности объектом работы акушеров-гинекологов является тело женщины (как «контейнер», обеспечивающий развитие ребенка и его рождение), а после родов педиатры вообще женщину игнорируют, рассматривая ее как «средство кормления и выращивания ребенка». Это заставляет женщину (и родителей вообще) искать помощи в других областях, к сожалению, не всегда эта помощь оказывается адекватной и профессиональной. В результате транслируется в поколениях дефицитарная модель материнства и диадических отношений, что ведет к накапливаемому эффекту расстройств в психическом и физическом развитии детей (а они и есть будущие родители), и в частности реализуется в проблемах их репродуктивного здоровья (25). Таким образом, психологическая помощь оказывается необходимой не только в решении проблем репродуктивного здоровья настоящих родителей, но в профилактике подобных нарушений у будущих поколений. Разумеется, психологическая помощь в профилактике нарушений и коррекции репродуктивного здоровья может и должна осуществляться в тесном сотрудничестве с медициной. Более того, психология здесь является «помогающим» средством, включённым в общую структуру медицинских мероприятий. Это обусловлено в первую очередь тем, что проблемы репродуктивного здоровья локализуются и разрешаются на территории медицинских учреждений, и оказание комплексной помощи населению в решении этих проблем должно осуществляться именно там. Для продуктивного сотрудничества медицины и психологии необходимо четкое определение места, задач и форм включения психологической работы в общую структуру комплексной медико-психологической помощи. Можно выделить следующие направления такого сотрудничества:

  1. Психологическое просвещение, психопрофилактика и психологическое сопровождение для женщины и семьи в период подготовки к родительству, родительства, развития и воспитания ребенка (отдельные мероприятия и групповые занятия для подростков, молодых семей, родителей, индивидуальное консультирование); диагностика и психологическая помощь по психологическим проблемам репродуктивного здоровья, родительства и развития ребенка, не проявляющихся в соматизированной форме.
  2. Психологическая помощь по проблемам нарушений репродуктивного здоровья, проявляющихся в психосоматической форме и подлежащих совместной медицинской и психологической коррекции (половое созревание, предменструальный синдром, осложнения зачатия, беременности, послеродовые расстройства, лактация, гинекологические заболевания, менопауза; психосоматические заболевания у детей).
  3. Психологическая помощь при нарушениях репродуктивной сферы родителей и здоровья ребенка, не относящихся к психосоматическим: генетические, инфекционные, травматические и другие формы нарушений, при которых психологическая помощь осуществляется как сопровождение медицинских мероприятий (оптимизация психического состояния больных; реабилитация после стрессов травм, лечения, потери ребенка; адаптация семьи больного и т.п.).
  4. Психологическая работа с медицинским персоналом: психологическое просвещение, развитие профессионально-значимых личностных качеств, реабилитация при профессиональном стрессе, помощь в разрешении профессиональных проблем.

 

1.4.3. Формы оказания психологической помощи.

Психологическая помощь может осуществляться в следующих  формах:

  • психологическое просвещение и психопрофилактика (лекции, встречи, групповые занятия с подростками, родителями и детьми, консультирование) в медицинских и других государственных и негосударственных учреждениях;
  • психологическая диагностика, психотерапия, психокоррекция, консультирование (индивидуальная и групповая работа с пациентами) в поликлиниках, медицинских стационарах и специализированных психологических центрах;
  • психологическая работа с медицинским персоналом (лекции, семинары, тренинги) по месту работы и в специализированных психологических центрах;
  • психологическое образование в учебных заведениях среднего специального и высшего медицинского образования и в системе повышения профессионального медицинского образования и квалификации.

Эффективность психологической  профилактики и помощи при нарушениях репродуктивного здоровья может быть оценена с двух позиций:

1. Оптимизация и повышение  эффективности медицинских мероприятий, направленных на поддержание и коррекцию нарушений репродуктивного здоровья и здоровья детей; уменьшение психосоматических проявлений нарушений репродуктивного здоровья и физического и психического здоровья детей за счет психопрофилактической работы с населением.

2. Профилактика эффектов  накопления нарушений репродуктивного  здоровья будущих поколений и  межпоколенной трансляции дефицитарных моделей детско-родительских отношений.

 

 

Выводы по I главе.

Здоровье народа - одна из главных ценностей общества, являющаяся залогом не только роста его благосостояния, но и состояния его духовной жизни, залогом оптимизма, жизнелюбия, творческого труда. Афоризм «в здоровом теле - здоровый дух» так же верен, как и тезис об обратной зависимости физического здоровья от душевного состояния, от особенностей психической деятельности человека.

Медицинская психология рассматривает психологические  аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи.

Информация о работе Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница