Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работают в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от размеров лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Положение психологической службы в системе
Здравоохранения на современном этапе…………………………………….7
История применения психологических знаний в медицине…………7
Становление медико-психологической службы страны…………….13
Основные направления деятельности медико-психологической
службы……........................................................................................................19
Деятельность психолога в отделениях родовспоможения…………..23
Практическое значение перинатальной психологии. Области применения…………………………………………………………………..24
Специфика психологического подхода и связь психологической помощи с медициной………………………………………………………..26
Формы оказания психологической помощи……………………29
Выводы по I главе……………………………………………………………..30

Глава II. Планирование деятельности психолога в отделении родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ…………………………………………………32
2.1. Организационная характеристика МУЗ Лысковская ЦРБ …………….32
2.2. Описание методик, используемых в ходе исследования……………….36
2.3. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов………..40
Выводы по II главе…………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890г. под руководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиатрической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках были открыты в 1885г. в Казани В.М. Бехтеревым, в 1886г. в Москве С.С. Корсаковым. Затем появились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (6, с. 9).

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внёс огромный вклад в развитие медицинской психологии в России. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности.

В то же время он был  прекрасным организатором, способствовавшим развитию клинической психологии в России. Первая экспериментально-психологическая лаборатория была открыта им в 1885г. при медицинском факультете Казанского университета. Подобная лаборатория была создана им позже в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1907г. Бехтерев основывает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого возникла целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт.

Второй центр, в котором  развивалась медицинская психология, - психиатрическая клиника С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована в 1886г. вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А. Токарский (7, с. 13).

Активный интерес к  области медицинской психологии проявлялся и в начале XX века. Теоретические и практические исследования были тесно связаны. Работа Психоневрологического и Медико-педологического институтов продолжалась после революции. В 1920-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

Интенсивные экспериментально-психологические исследования проводились в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя традиции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрической клинике (7, с. 15).

Наряду со значительными  положительными достижениями отечественной медицинской психологии, в конце 20-х - начале 30-х годов проявились и негативные тенденции, которые привели в 30-е годы к официальному государственному запрещению отдельных направлений медицинской психологии, что существенно затормозило становление данной отрасли науки (18, с. 12).

Большая практическая психологическая  работа проводилась советскими психологами  в медицинских учреждениях во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых солдат с травмами мозга. Патопсихологические и нейропсихологические исследования помогали более рационально решать вопросы их трудоспособности и психологической реабилитации.

Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропсихологической диагностики позволили создать новую отрасль научной и практической психологии - нейропсихологию.

К концу 50-х - началу 60-х  годов в отечественной медицинской  психологии был накоплен значительный клинический опыт. На I и II съездах Общества психологов (в 1959 и 1963 гг.) и на IV съезде невропатологов и психиатров в 1963г. был представлен ряд докладов (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов), свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (18, с. 13).

В середине 60-х - начале 70-х  годов в высших учебных заведениях России вводится специализация по медицинской психологии. Началось активное межинститутское сотрудничество с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами.

В 70-80-е годы в ряде городов Советского Союза сформировались крупные научные центры медицинской психологии, разрабатывающие различные направления медико-психологических исследований.

Московские ученые (Б.В. Зейгарник, К.К. Платонов, К. М. Гуревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская и др.) проводили фундаментальные исследования в области психодиагностики, психофизиологии и нейропсихологии.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы медицинской  психологии (М.М. Кабанов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др.) стала разработка научных основ психотерапии и реабилитационной работы в различных отраслях медицины. В то же время значительный вклад в медицинскую психологию представляют их исследования в области психодиагностики.

Представители киевской научной школы (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук и др.) занимались вопросами патопсихологической диагностики, а ученые тбилисской школы (И.Т. Бжалава, СВ. Цуладзе и др.) проводили медико-психологические исследования на основе теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (18, с. 15).

И сегодня медицинские психологи направляют свои научные исследования, практическую работу для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.

Будучи фундаментальной  и теоретически разработанной дисциплиной, медицинская психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, методически, организационно и кадрово. Изначально деятельность медицинских психологов была необходимо связана с оказанием практической помощи конкретным больным людям. Такая «заземленность», активное прикладное развитие медицинской психологии обусловлены не только личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков, но и рядом объективных характеристик самой деятельности медицинских психологов. И прежде всего необходимо отметить, что по сути своей медицинская психология (в отличие от ряда других областей психологии) не может носить только популяционный характер, а с неизбежностью требует индивидуализации, ориентации и психологов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельного человека. Лечат не болезни, а больного! И эта медицинская необходимость перехода от общего к особенному и индивидуальному надежно гарантирует медицинскую психологию от ослабления связи с живой практикой, с реальной работой с больными людьми.

Эта же особенность медицинской  психологии (думаем, что то же самое  относится, например, и к педагогической психологии) детерминирует необходимость значительного усиления исследований в области индивидуально-типологических особенностей психики, в области дифференциальной психологии, потому что разные типы людей «предпочитают» болеть разными болезнями, сама болезнь протекает у них по-разному, различно происходит и процесс восстановления, реабилитации в зависимости от индивидуальных особенностей психики человека. Здесь - один из заказов медицинской психологии к смежным областям психологии. Да и сама медицинская психология таит в себе немалые возможности для исследования проблемы индивидуально-типологических различий психики. С самых первых шагов все развитие теории медицинской психологии в нашей стране осуществлялось на основе включённости медицинских психологов в решение прикладных задач здравоохранения. В настоящее время наша медицинская психология вступает в новый этап своего социального бытия, в этап активной реализации своих прикладных возможностей.

 

    1. Становление медико-психологической службы страны.

 

В настоящее время можно констатировать существование в нашей стране формирующейся и расширяющейся медико-психологической службы (МПС). Надо сказать, что уже давно (около 40 лет назад) штатных расписаниях некоторых психиатрических больниц появились должности психологов. Обычно на крупную больницу, насчитывающую несколько сот коек, приходилась одна, а то и пол ставки психолога. В прошлом на этих ставках работали психологи, владеющие в основном лишь патопсихологическими методами исследования (так называемые патопсихологии).

Помимо психиатрических  клиник, где психологи работают давно, в дальнейшем они стали постепенно появляться и в лечебных учреждениях соматического профиля – в частности, в кардиологических и онкологических центрах, в отделениях (кабинетах) восстановительного лечения, создаваемые при городских (районных) поликлиниках. Эта ситуация была подкреплена рядом законодательных актов, документов, а также накапливающемся опытом работы медицинских (клинических) психологов в медицинских учреждениях.

Однако существовал ряд обстоятельств, препятствующих быстрому созданию и развитию системы МПС в стране:

  1. не был упорядочен статус медицинского психолога в учреждениях органов здравоохранения (особенно в сети психосоматических учреждений);
  2. не было утверждённых Минздравом штатных нормативов, норм нагрузки психологов в зависимости от характера работы тех или иных медицинских служб;
  3. недостаточно осуществлялась координация и методическое руководство различными видами психологической помощи.

В конце 1990г. – впервые  после длительной и довольно бесплодной дискуссии о роли медицинского психолога в системе здравоохранения – состоялась коллегия Минздрава СССР, целиком посвящённая вопросам становления практической медицинской психологии, МПС, путям подготовки специалистов соответствующего профиля и направления их работы.

К данному периоду  времени в стране имелась лишь тысяча медицинских психологов (для  сравнения: в США – 90 тысяч), причём большинство из них работало в психиатрии; было всего 8 докторов наук – медицинских психологов. Наряду с этим детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения оставались практически не обеспеченными психологическими кадрами. Потребность нашего населения в МПС была определена на ближайшие годы в 20-40 тысяч специалистов.

Как подчеркнул на заседании этой коллегии главный психолог Минздрава СССР В.В. Гульдан (4, с.177-179), развитая МПС резко сократит нагрузку на врачей, освободив их для непосредственной врачебной помощи больным, т.к. специалисты-психологи буду принимать участие в профилактике, диагностике, психологической коррекции и реабилитации различных категорий больных, пациентов с предболезненными состояниями, детей и подростков с дефектами психического развития. Своевременная психологическая оценка личности больного может не только дать надёжный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного неблагоприятных вариантов течения болезни (например, ипохондрических расстройств), которые, как известно, могут стать источником стойкой инвалидизации больного даже при условии успешного лечения основного заболевания.

Сложилась парадоксальная ситуация. Отечественная медицинская  психология располагала значительным научным потенциалом: в своё время А.Р. Лурия и Б.В. Зейгарник сформировали известные, пользующиеся авторитетом во всём мире школы нейро- и патопсихологии. Были разработаны психологические основы применения различных форм и методов психотерапии и психокоррекции в системе реабилитации больных, созданы эффективные методы оказания помощи детям и подросткам с нарушениями психического развития, отклоняющимся поведением. Однако внедрение достижений медицинской психологии существенно отставало даже от минимальных потребностей практики здравоохранения.

Одной из главных причин такого положения является недооценка социальной важности медико-психологической помощи населению как со стороны работников здравоохранения, так и со стороны общества в целом. Это связано с недостаточной подготовкой врачей в области медицинской психологии, с одной стороны, отсутствием соответствующей информации и навыков обращения за профессиональной медико-психологической помощью у населения и, главное, развитой системой сети МПС – с другой.

В начале 90-х годов  минувшего века по-прежнему в России отсутствовала законодательная  регламентация деятельности медицинских психологов, их статус оставался неопределённым (медицинская психология не входила в перечень медицинских специальностей), не были утверждены положения о работе медицинских психологов в различных областях клинической практики, особенно в амбулаторном звене. Штатные нормативы были весьма неопределёнными, как и норматив занятости этих специалистов. Не были решены вопросы с оплатой их труда, длительностью отпуска, пенсионным обеспечением.

Главная проблема в создании широкой сети медико-психологической помощи населению нашей страны состояла в том, что необходимо прежде всего достаточное число квалифицированных кадров медицинских психологов для работы в стационарах, диспансерах, поликлиниках, консультациях. До сих пор не решены удовлетворительно вопросы подготовки кадров, что служит одним из основных препятствий к созданию МПС в России. В развитых странах Запада медицинских (клинических) психологов готовят преимущественно в университетах с последующим усовершенствованием и сертификацией как в клинических учреждениях, так и в медико-педагогических, профориентационных и социальных службах помощи населению. У нас в стране психологов также готовят в университетах, однако, в явно недостаточном количестве.

Отечественный и зарубежный опыт убеждает, что медицинские психологи должны работать во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях, в каждом из которых решаются свои специфические задачи.

Информация о работе Организация психологической службы в МУЗ Лысковская центральная районная больница